VI. ТЕОРИЯ РОЛЕЙ Я.Л. МОРЕНО
Концепция ролей вторгается в науки о человеке, физиологию, психологию, социологию, антропологию, и связывает их воедино в новой плоскости (96).
Я.Л. Морено
Понятие роли до разработки в 30-е годы нашего века научной теории ролей связывалось с театром. Бывало, однако, что философы и поэты тоже рассматривали мир как сцену, а жизнь как ролевую игру. В качестве самого известного примера можно процитировать отрывок из комедии Шекспира «Как вам это понравится» (II, 7):
«Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той.
Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
в честь брови милой.
А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
готовый славу бренную искать
хоть в пушечном жерле.
Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь, —
Так он играет роль.
Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег,
широких для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским: пищит, как флейта...
А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».
\У.Шекспир. Как вамэто понравится (перевод Т. Щепкиной-Куперник). — Поли. собр. соч. в восьми томах, т. 5. М, «Искусство», 1959, с. 47 - 48. - Прим. ред.\
Мысли Шекспира оказали огромное влияние на весь труд Морено как психиатра, который сам он иногда называл «шекспировской психиатрией» (93). Однако Морено не остановился на этой метафоре ролей, а начал в 20-е годы экспериментировать с «жизненными ролями». Результатом этого стало создание психодрамы в качестве практического терапевтического метода и теории ролей в качестве развернутой антропологической системы. Эта система позволяет охватить в понятии «роль» типы поведения, выявленные в самых разных сферах жизни, и свести эти сферы к одному знаменателю. Первые формулировки имеются в работах Морено «Театр импровизации», 1923, и «Who Shall survive?», 1934. В том же году в «Mind, Self, Society» появилась также и теория ролей Г.Х. Мида, в которой он рассматривает усвоение ролей в качестве фундаментальной функции социализации и расширения сферы влияния индивида (74). Теория Мида оказала большое влияние на социальную психологию и социологию.
Теория ролей Морено по своей широте подобна античному представлению об «игре бытия с самим собою» (в ролях); но она также является практически обоснованным эквивалентом экзистенциально-аналитического понимания бытия, которое по своей сути изначально представляет собой бытие друг с другом. Теория ролей Морено делает возможным всеобъемлющий подход к теоретическому пониманию и практическому разрешению многих проблем. Из теоретических предположений, подобных упомянутым выше, Морено исходит при обсуждении ряда вопросов в рамках генетической психологии. Так, сущность самого развития он усматривает, во-первых, в формировании способности к межчеловеческим отношениям (социоэмоциональное развитие) и, во-вторых, в приобретении благодаря ролевому обучению опыта (ролевое развитие).