Альтернативные эколого-этические концепции

Наиболее значимым событием в области создания альтернативных этических концепций был выход книги Альберта Швейцера «Культура и этика» в 1924 году, где он обосновывал новую этику – универсальную, «этику благоговения перед жизнью». Основным положением этой этической теории стало требование нравственного отношения ко всему живому, моральная ответственность человека за все, что живет.

Возникла новая область знания – экологическая этика, которая основывалась на нравственном отношении ко всему живому.

Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции – биоцентризму. Если признается, что человек имеет нравственный долг перед всеми живыми существами на Земле, призван оберегать все живое, животных и растения, то такого рода мировоззрение имеет название биоцентризма, т.е. в центре внимания находится «биос» – жизнь, живое. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому – ахимса.

Профессор М. В. Гусев утверждает, что биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией; биоцентризм предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно биос, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права биоса должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера.

Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция «все для человека» утрачивает силу. Иными словами, человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: для животных – сохранение мест обитания, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов, связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства.

Недостатком биоэтической концепции является то, что в сферу ее проблем входит только взаимодействие человека и животных. Этичное отношение человека к растениям и другим формам жизни еще не разработано.

Космоцентризм – мировоззрение, в основе которого лежит осознание человеком самого себя и любого «живого» или «неживого» существа, т.е. каждой частички, равноправной частью Вселенной имеющей свое назначение и свое место в ней. «Все связано со всем» – одни из тезисов такого мировоззрения. В основе всего сущего лежит единая субстанция, которая пронизывает собой все мироздание. Каждая частичка Вселенной имеет такое же право на существование, как и человек и в этом смысле человек равен любой молекуле или даже атому. Отношение к миру человека с таким мировоззрением любовное, бережное, уважительное отношение ко всему, что есть во Вселенной.