Бюджет маркетинга.

Бюджет маркетинга как составная часть плана маркетинга фирмы отражает прогнозируемые величины доходов, затрат и прибыли. Он является основой пла­нирования производства, трудовых ресурсов, сырья и материалов, маркетинго­вой деятельности. Бюджет представляет собой план маркетинга, выраженный в натуральных и денежных единицах.

Исходным пунктом формирования бюджета маркетинга, как правило, являете; объем (план) сбыта. При распределении затрат на маркетинг целесообразно придерживаться принципа распределения издержек по видам деятельности, что позволяет оценить, какая часть этой деятельности может быть отнесена на маркетинг производство, сбыт и обслуживание. Маркетинговые издержки необходимо рас сматривать не как накладные расходы, а как часть издержек, связанных с реализацией товара, подобно производственным затратам. Это связано с тем, что маркетинговая деятельность является деятельностью, относящейся к производству.

К маркетинговым расходам необходимо относиться как к инвестициям, которые должны окупаться, а не просто переноситься на товар в течение текущего года и списываться как накладные расходы.

Сущность составления бюджета заключается в трансформации всех маркетинговых программ, мероприятий, которые включены в план маркетинга, в издержки с последующей компенсацией их из выручки, дохода от реализации товарной массы.

До настоящего времени не разработана унифицированная методика составления бюджета; каждая фирма использует свой подход к определению статей бюджета на маркетинг и составлению форм отражения в них необходимой информации

Существуют различные методики составления бюджета.

а) «снизу вверх», когда бюджет разрабатывается рядовым руководителем, а затем передается на утверждение руководителям более высокого уровня;

б) «снизу вверх/сверху вниз», когда первоначальные рекомендации по составлению бюджета рядовых руководителей перед их утверждением тщательно проверяются и корректируются руководителями высшего звена;

в) «сверху вниз/снизу вверх», при которой бюджетные ограничения производятся руководителями высшего звена, а затем постатейные бюджеты с учетом этил ограничений вновь передаются рядовым руководителям.

Для расчета бюджета маркетинга в рамках каждой методики могут применяться следующие методы:

- метод финансирования «от возможностей» — применяется фирмами, ориентированными на производство, а не на маркетинг и потребителя. Этот метод базируется на принципе «сколько вы можете выделить»;

- метод фиксированного процента — средства на маркетинг выделяются в определённой доле от фактического, прошлого или планового объема сбыта;

- метод «ориентации на конкурента» — устанавливает уровень затрат на маркетинг ориентируясь на близкого по ресурсам и рыночной нише конкурента;

- максимальных расходов — базируется на принципе «как можно больше расходов на маркетинг»;

- метод на основе целей и задач — основывается на калькулировании затрат, которые могут иметь место при проведении маркетинговых мероприятий на фирме достижения поставленных целей;

- метод учета программы маркетинга — предполагает расчет затрат на осуществление различных вариантов комплекса маркетинга в зависимости от альтернатив маркетинговой стратегии.

Каждому из приведенных выше методов присущи как положительные, так и отрицательные моменты. В конкретной ситуации решение о бюджете должно приниматься с учетом имеющихся возможностей, поведения товара на рынке и конкурентных преимуществ на каждой стадии жизненного цикла товара. При формировании бюджета на маркетинг основным должен быть принцип «экономить, но только не на маркетинге».

В целях объективности составления бюджета на маркетинг и его распределения по статьям затрат к планированию бюджета должны привлекаться руководители не только управления отделом маркетинга, но и менеджеры отделов важнейших подразделений фирмы (производственного, финансового, сбытового и т. д.).

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Академия рынка: Маркетинг / пер. с фр. М.: Экономика, 1993.

2. Алексеев С. Правовое регулирование маркетинговой деятельности. М., 2003.

3. Альтшуллер Г. Найди идею. Введение в ТРИЗ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

4. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг: учеб. пособие. М.: Дело, 2001.

5. Антипов К.В. и др. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учеб.-практ. пособие. М.: Дашков и К°, 2004.

6. Ассель Г. Маркетинг: стратегия и тактика. М., 1999.

7. Багиев ГЛ. и др. Маркетинг: учебник для вузов. М.: Экономика, 2001.

8. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М.: Вильямс, 1999.

9. Берлет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации. СПб.: Питер, 2001.

10. Бобби Джи. Имидж фирмы. СПб.: Питер, 2000.

11. Бокарев Т. Энциклопедия интернет-рекламы. М.: Промо-ру, 2000.

12. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. M.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

13. Браверманн А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, КоМаркт Лтд, 1997.

14. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.

15. Бронникова Т.С. Организация практического маркетинга на предприятии (фирме) // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». 2003. № 5.

16. Бронникова Т.С., Ланкин В.Е. Маркетинговые исследования потребностей студентов и бенчмаркинг в сфере образовательных услуг вуза // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». 2004. № 4.

17. Бронникова Т.С., Ланкин В.Е. Системный подход к организации маркетинга образовательных услуг вуза// Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». 2003. № 5.

18. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2002.

19. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интерэксперт, Экономика, 1995

20. Василик М.А. и др. Паблик рилейшнз в России: организация и документы. СПб.: Бизнес-Пресса, 2000.

21. Васильев Г.Г. Роль спонсорства и маркетинговой деятельности коммерческой организации. СПб.: СпбГУЭиФ, 1999.

22. Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. М.: ЮНИТИ, 2004.

23. Ващекин Н.П. Маркетинг. М.: ФБК-ПРЕСС, 2003.

24. Ващекин Н.П., Парамонова Т.Н. и др. Маркетинг: учебник-практикум. М.: Информ-Знание, 1999.

25. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

26. Все о маркетинге: сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр, 1982.

27. Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. М.: Высшая школа, 1994.

28. Годин С. Доверительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004.

29. Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993.

30. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. М.: Дело, 1995.

31. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. М.: Финпресс, 1998.

32. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 1999.

33. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2, 3.

34. Гэмбл П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М.: Гранд, 2002.

35. Данько Т.П., Завялова Н.Б. Электронный маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2003.

36. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

37. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга : учеб. пособие / пер. с англ. М.: Вильямс, 2000.

38. Джонсон Д., Шоулз К., Уиттингтон Р. Корпоративная стратегия. Теория и практика. Киев: Вильямс, 2007.

39. Джоунс Д. Рекламный бизнес. Киев: Вильямс, 2005.

40. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг : учеб. пособие / пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995.

41. Дрейк С, Галмен М., Робертс С. Зажигай! Внутренний маркетинг для воодушевления сотрудников и привлечения клиентов. М.: Вершина, 2007.

42. Ефремов Н.Ф. Тара и ее производство. М.: МГУП, 2001.

43. Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика маркетинга. М.: Финансы и статистика, 1996.

44. Жих Е.М., Панкрухин А.П. Формула успеха: маркетинг. М.: Россия молодая, 1992.

45. Журнал «Маркетинг» за 1997—2004.

46. Завьялов П., Демидов В. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991.

47. Загорская А., Петроченко П. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. М.: Московский рабочий, 1992.

48. Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. от 09.10.2002).

49. Закон РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ, с изм. от 30.12.2001).

50. Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (с изм. от 25.07.2002).

51. Закон РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» (с изм. от 25.07.2002).

52. Закон РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. от 11.12.2002).

53. Земляк СВ. Маркетинг в отраслях сферы малого бизнеса. КОПР: ИВЦ ВЗФЭИ, 2005.

54. Земляк СВ. Специфика маркетинговых технологий в отраслях сферы малого бизнеса. М.: Маркетинг, 2004.

55. Каплан Р., Нортон Д. Стратегическое единство. Киев: Вильямс, 2006.

56. Кеворков В. Слоган. М.: РИП-холдинг, 2006.

57. Кеворков В., Кеворков Д. Повышение конкурентоспособности компании: формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2005. Вып. 12.

58. Кеворков В., Леонтьев С. Политика и практика маркетинга. М.: БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС, 1998.

59. Кеворков В.В., Кеворков Д.В. Практикум по маркетингу. Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.

60. Келлер К. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. Киев: Вильямс, 2005.

61. Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: Практ. руководство. М.: DiaSoft, 2001.

62. Кожекин ГЯ., Мисербева С.Г. Маркетинг предприятия: учеб: пособие. Минск: Мисанта, 2004.

63. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб.: Издательство Михайлова, 2000.

64. Кондрашов В.М. Менеджмент продаж. М.: КОПР ЦНОТ ВЗФЭИ, 2005.

65. Коннор Д., Макдермот И. Искусство системного мышления. М.: Альпина Бизнес Бук, 2006.

66. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.; Киев: Ваклор, 2000.

67. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2000.

68. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтер, 1996.

69. Крылов И.В. Маркетинг: учеб. пособие. М.: Центр, 1998.

70. Крылова Т.Д., Соколова М.И.. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. М.: ЮНИТИ, 1999.

71. Липсиц И. Ценообразование. Управление ценообразованием в организации: учебник. М.: Экономистъ, 2004.

72. Маркетинг / Под ред. А.И. Романова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.

73. Маркетинг / Под ред. Д.И. Костюхина. М.: Прогресс, 1974.

74. Маркетинг / Под ред. И.К. Беляевского. М.: МЭСИ, 1997.

75. Маркетинг: учеб. пособие / под ред. A.M. Немчинова, В.Д. Минаева. СПб.: Бизнес пресса, 2001.

76. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты. СПб.: Питер, 2001.

77. Методика оценки рыночной стоимости товарного знака // Экономика и жизнь. 1995. №18.

78. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденные приказом ГКАП России от 26.10.93 № 112.

79. Морозов Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дашков и К0, 2001.

80. Немчинов А.М., Минаев Д.В. Формирование концепции рекламной политики как элемент маркетингового планирования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. № 2.

81. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 2000.

82. Основы маркетинга: практикум / Под ред. проф. Д.М. Дайитбегова, проф. И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник, 2008.

83. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.,1998.

84. Петров В.Н. Информационные системы. СПб.: Питер, 2002.

85. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89,1999.

86. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1999.

87. Попова Т.Н. Маркетинг. Теория, ситуации, тесты : учеб.-метод. пособие. М.: Книга-сервис, 2003.

88. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.; Киев: Ваклер, 2000.

89. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.88 № 55 (с изм. от 06.02.2002).

90. Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.97 №> 918 (с изм. от 07.12.2000).

91. Райхелъд Ф. Эффект лояльности. Киев: Вильямс, 2005.

92. Родионов И. М. Internet для российских предпринимателей. М.: М ЦНТИ, 2001.

93. Ромат Е.В. Реклама. СПб.: Питер, 2003.

94. Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товара. СПб.: Питер, 2001г.

95. Рубин Ю. Обыкновенный маркетинг. СПб.: Корунд, Литера плюс, 1989.

96. Свердлых Г.А. Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. М.: Статус, 2001.

97. Синяев В.В. Стратегия аутсорсинга в строительстве. М.: Маркетинг, 2005.

98. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2005.

99. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 2004.

100. Синяева И.М., Земляк СВ., Синяев И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник. М.: Дашков и К°, 2005.

101. Современный маркетинг / под ред. В.Е. Хруцкого. М.: Республика, 1989.

102. Тара и упаковка / Под ред. Э.Г. Розанцева. М.: МГУПБ, 1999.

103. Титоренко Г.А., Дайтбегов Д.М., Макарова Г.Л. и др. Информационные технологии в маркетинге. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

104. Токарев Б. Маркетинговые исследования: учебник для вузов. М.: Экономистъ, 2007.

105. Уткин Э.А., Кочеткова А.И., Юликов Л.Н. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных задач, вопросов для само­проверки по курсу «Маркетинг». М.: Финансы и статистика, 2002.

106. Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. от 21.03.2002).

107. Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (с изм. от 30.12.2001).

108. Федосеев В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1996.

109. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

110. Федько В.П., Федъко Н.Г. Маркетинг: 100 экзаменационных ответов. М.: НКЦ «МарТ», Ростов н/Д: МарТ, 2003.

111. Феоктистова Е.М., Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. М.: Высшая школа, 1993.

112. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000.

113. Фокс Д., Грегори Р. Конкурентные преимущества в денежном выражении. М.: Альпина Бизнес Бук, 2005

114. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.

115. Эванс Дж. Маркетинг. СПб.: Литера плюс, 1994.

116. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг / пер. с англ. М.: Экономика, 1990

117. Smith P. Marketing Communications. An integrated Approach. L.: Kogan Page, 1993.

118. www.e-commerce.ru — сайт, посвященный развитию электронной коммерции.

119. www.e-management.ru — консультационный центр развития электронного бизнеса.

120. www.labirint.ru — интернет-реклама, дизайн.

121. www.marketologi.ru — сайт гильдии маркетологов

122. www.mshop.ru — сайт о создании интернет-магазина.

123. www.promo.ru — ведущее рекламное агентство в сети Интернет.

 

 

Оглавление

 

    стр.
Введение ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 Сущность и основные понятия маркетинга……………………………...  
1.1. Определение маркетинга…………………………………..
1.2. Основа маркетинга…………………………………………
ГЛАВА 2 Развитие концептуальных подходов, целей, задач, принципов и функций маркетинга……………………………………………………….  
2.1. Процесс маркетинга………………………………………..
2.2. Основные принципы маркетинга………………………….
2.3. Виды маркетинга…………………………………………...
2.4. Типы маркетинга…………………………………………...
2.5. Макромаркетинг……………………………………………
2.6. Развитие концепций маркетинга…………………………..
2.7. Функции маркетинга……………………………………….
ГЛАВА 3 Управление маркетингом………………………………………………….
3.1. Маркетинг-микс. Субмиксы маркетинга…………………
3.2. Принципы маркетинг-микса……………………………….
ГЛАВА 4 Маркетинговая среда………………………………………………………  
4.1. Микросреда функционирования фирмы………………….
4.2. Макросреда функционирования фирмы………………….
ГЛАВА 5 Продукт: товар и услуга. Типы продукции. Жизненный цикл продукта.  
5.1. Определения и основные понятия…………………………
5.2. Товары производственного назначения…………………..
5.3. Услуги……………………………………………………….
5.4. Трехуровневая модель товара……………………………..
5.5. Жизненный цикл товара……………………………………
ГЛАВА 6 Маркетинговые исследования……………………………………………..  
6.1. Цели и задачи маркетинговых исследований…………….
6.2. Алгоритм маркетингового исследования…………………
6.3. Организация маркетинговых исследований………………
6.4. Основные методы исследования………………………….
6.5. Бенчмаркинг………………………………………………...
6.6. Анализ результатов маркетинговых исследований. Диагностика конкурентной среды…………………………
6.7. Анализ конкуренции………………………………………..
6.8. Анализ потенциала…………………………………………
6.9. Анализ стратегических групп……………………………..
6.10. SWOT – анализ……………………………………………..
ГЛАВА 7 Сегментация………………………………………………………………..  
7.1. Критерии сегментирования………………………………..
7.2. Цели сегментирования…………………………………….
ГЛАВА 8 Коммуникативная политика в маркетинге. Позиционирование. Продвижение товара……………………………………………………….  
8.1. Основные средства воздействия комплекса маркетинговых коммуникаций.…………………………...
8.2. Спонсоринг…………………………………………………
8.3. Продукт – плейсмент (Product-Placement)……………….
8.4. Брендинг……………………………………………………
8.5. Комплекс маркетинговых коммуникаций……………….
ГЛАВА 9 Спрос и предложение в условиях рыночной экономики………………..  
9.1. Спрос и предложение………………………………………
ГЛАВА 10 Модели рынка………………………………………………………………  
10.1 Основа рыночных отношений и типы рынка…………….  
ГЛАВА 11 Товародвижение. Маркетинг………………………………………………  
11.1. Цели, задачи основные элементы политики распределения………………………………………………
ГЛАВА 12 Ценообразование…………………………………………………………...  
12.1. Порядок ценообразования на продукцию………………..
12.2. Методы ценообразования. Определение цен на основе полных затрат………………………………………………
12.3. Определение цен на основе переменных (прямых) затрат.
12.4. Метод структурной аналогии………………………………
12.5. Определение цен на основе «Кривой освоения»…………
12.6. Определение цен на основе «Графика безубыточности».
12.7. Определение цен с ориентацией на полезность продукции……………………………………………………  
12.8. Определение цен на базе основных параметров продукции…………………………………………………..  
ГЛАВА 13 Международный маркетинг……………………………………………….  
13.1. Система международной торговли………………………..
13.1.1. Экономическая среда………………………………………
13.1.2. Политико-правовая среда…………………………………
13.1.3. Культурная среда…………………………………………..
13.2. Решение о структуре комплекса маркетинга……………..
13.3. План маркетинга……………………………………………
13.4. Бюджет маркетинга………………………………………...
Рекомендуемая литература………………………………………………..
     

 


 

 

Александр Дмитриевич Евменов,

Эва Крикоровна Какосьян

Павел Вячеславович Данилов

 

МАРКЕТИНГ

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Учебное пособие

 

Редактор О.А. Оськова

 

 
 


Подписано в печать __ __ ____. Формат 60х84/16.

Печать офсетная. Уч.-изд.6,2. Печ. л. 8,5.

Тираж 500 экз. Заказ_____

­

 

 

Редакционно-издательский отдел СПбГУКиТ

191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22

Подразделение оперативной полиграфии СПбГУКиТ,

191102, Санкт-Петербург, улица Бухарестская, дом 22