Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)

Исходя из того что эмоциональная сторона детско-родитель-ского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимо­связи, Е.И.Захарова [Захарова Е.И., 1996, 2002] разработала оп­росник для родителей — «Опросник детско-родительского эмо­ционального взаимодействия» (ОДРЭВ), — позволяющий опосре-ованно выявлять степень выраженности каждой отдельной ха-акгеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде. Опрос-ик содержит 66 утверждений и направлен на выявление выра-енности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.

1. Блок чувствительности:

- способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);

- понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);

- способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).

2. Блок эмоционального принятия:

- чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребен­ком (15, 37, 59, 4, 26, 48);

- безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);

- отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);

- преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).

3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:

- стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);

- оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);

- ориентация на состояние ребенка при построении взаимо­действия (21, 43, 65, 10, 32, 54);

- умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44,66).

Обоснование выбора именно этих показателей детско-родитель­ского взаимодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [За­харова Е.И., 1996, 2002].