Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников
Процедуру моделирования биографии «Альбом моей жизни» можно отнести к проективным техникам обследования межличностных отношений ребенка подросткового и юношеского возраста. Разработана методика Т. Ю. Андрущенко [Андрущенко Т. Ю. 1998]- Методика позволяет осуществить выбор тех или иных стимулов из предлагаемого многочисленного изобразительного ряда, большая индивидуальная свобода выбора предполагает действие механизмов проекции актуальных потребностей клиента.
Введение моделирования биографии в ткань консультирования отвечает актуальной для ребенка этого возраста потребности в осознании своих близких и дальних жизненных перспектив, обобщении опыта переживаний прошлого периода, построении своей философии жизни. Во многом методика «Альбом моей жизни» развивает идеи, заложенные в известной методике «Линия жизни человека», главное отличие между ними заключается в использовании при моделировании «линии жизни», т. е. индивидуальной и субъективной биографии человека, многообразного наглядного материала.
Методика с помощью знаковой символики, образных картин, фотографий дает ребенку возможность получить емкое и целостное представление о ситуации своего развития, в моделировании картины своего внешнего и внутреннего мира помогает увидеть многообразие реальных и возможных связей и отношений с другими людьми и с самим собой.
Особенностью методики является совместная работа психолога и старшеклассника. Это, по мнению автора методики, с одной стороны, позволяет психологу вести консультативную работу более динамично, управлять процессом, а с другой — дает возможность ребенку чувствовать свою причастность к происходящему, актуализировать свои личностные ресурсы.
Процедура обследования с помощью методики «Альбом моей жизни» позволяет одновременно представить в консультативном процессе диагностические и психотерапевтические аспекты психологической работы. В терапевтическом плане данный методический прием позволяет:
- вывести личностные проблемы старшего школьника, его внутренние конфликты в план обсуждения, рефлексии; в ходе построения изобразительного событийного ряда актуализировать вербальный компонент, помочь овладеть ситуацией на когнитивном Уровне;
- перенести отрицательные переживания в условный план образов, тем самым эмоционально отреагировать свой конфликтуй опыт отношений с миром, получить возможность освободиться от прошлых и настоящих травмирующих переживаний;
- пережить положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации (терапия творчеством).