Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников

Процедуру моделирования биографии «Альбом моей жизни» можно отнести к проективным техникам обследования межличностных отношений ребенка подросткового и юношеского возра­ста. Разработана методика Т. Ю. Андрущенко [Андрущенко Т. Ю. 1998]- Методика позволяет осуществить выбор тех или иных сти­мулов из предлагаемого многочисленного изобразительного ряда, большая индивидуальная свобода выбора предполагает действие механизмов проекции актуальных потребностей клиента.

Введение моделирования биографии в ткань консультирования отвечает актуальной для ребенка этого возраста потребности в осо­знании своих близких и дальних жизненных перспектив, обобщении опыта переживаний прошлого периода, построении своей филосо­фии жизни. Во многом методика «Альбом моей жизни» развивает идеи, заложенные в известной методике «Линия жизни человека», главное отличие между ними заключается в использовании при мо­делировании «линии жизни», т. е. индивидуальной и субъективной биографии человека, многообразного наглядного материала.

Методика с помощью знаковой символики, образных картин, фотографий дает ребенку возможность получить емкое и целост­ное представление о ситуации своего развития, в моделировании картины своего внешнего и внутреннего мира помогает увидеть многообразие реальных и возможных связей и отношений с дру­гими людьми и с самим собой.

Особенностью методики является совместная работа психоло­га и старшеклассника. Это, по мнению автора методики, с одной стороны, позволяет психологу вести консультативную работу бо­лее динамично, управлять процессом, а с другой — дает возмож­ность ребенку чувствовать свою причастность к происходящему, актуализировать свои личностные ресурсы.

Процедура обследования с помощью методики «Альбом моей жизни» позволяет одновременно представить в консультативном процессе диагностические и психотерапевтические аспекты пси­хологической работы. В терапевтическом плане данный методи­ческий прием позволяет:

- вывести личностные проблемы старшего школьника, его внут­ренние конфликты в план обсуждения, рефлексии; в ходе по­строения изобразительного событийного ряда актуализировать вер­бальный компонент, помочь овладеть ситуацией на когнитивном Уровне;

- перенести отрицательные переживания в условный план об­разов, тем самым эмоционально отреагировать свой конфликт­уй опыт отношений с миром, получить возможность освобо­диться от прошлых и настоящих травмирующих переживаний;

- пережить положительные эмоции за счет возможности твор­ческой самореализации (терапия творчеством).