Анализ конкуренции
Конкурентная среда организации постоянно меняется. Может случиться так, что при проведении новых стратегий возникнут проблемы. Малые и средние организации чаще всего имеют несколько конкурентов на одном специфическом рыночном сегменте. С точки зрения покупателя фирмы предлагают похожие или равноценные продукты и услуги.
Число производителей меняется с изменением стадий цикла развития рынка. На стадии внедрения чаще всего на рынке присутствует немного производителей, представляющих новый товар. В процессе рыночной экспансии число конкурентов обычно увеличивается.
Информация о состоянии рынка необходима организации для формирования и планирования собственной конкурентной стратегии.
В табл. 6.3 представлены возможные критерии оценки и оценочная шкала, в которой знак «+» означает превосходство конкурента по какому-либо параметру над собственным предприятием. Если конкурент не отличается от нас, то используется знак «=», а параметр, по которому собственное предприятие превосходит конкурентов, оценивается знаком «—».
Таблица 6.3
Анализ конкуренции для организации в целом
Критерии оценки | Конкуренты | ||||
ПредприятиеДоходность. Финансовый потенциал. Стратегические цели. Инвестиции. Ресурсы. Организация производства. | |||||
Рынок Концепция маркетинга. Ассортимент продуктов. Рыночная позиция. Соотношение между ценой и качеством. Сервисные услуги. Оборот. Рыночная доля. Рост. Клиенты. Области бизнеса. | |||||
Производство Мощности. Гибкость. Инновационная способность. Сроки поставки. НИОКР. Качество. Производительность. Ноу-хау. | |||||
Персонал Квалификация руководства предприятия. Квалификация сотрудников региональных служб. Квалификация сотрудников внутренних служб. | |||||
Материалы Качество сырья. Цены. Поставщики. |
При помощи анализа конкуренции предприятие может выявить собственные сильные стороны, на базе которых будут разработаны новые стратегии. В рамках этих стратегий и должны быть устранены слабые стороны предприятия. Анализ конкуренции помогает также выявлению потенциала успеха.