Глава 6. Бюджет движения денежных средств
Бюджет движения денежных средств - это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса), отражающий все прогнозируемые поступления и изъятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или организации. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления предоплаты за поставляемую продукцию (на расчетный счет или в кассу), авансовые платежи, задержки поступлений за отгруженную ранее продукцию (погашение дебиторской задолженности), использование неденежных форм платежных документов -финансовых суррогатов отечественного изобретения (взаимозачеты и бартерные схемы, казначейские обязательства, векселя и пр.).
Данный документ отражает потребность во внешнем финансировании (объем кредитов, инвестиций), а также способствует более точному определению объемов внешнего финансирования. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступлений денежных средств (соответствующих планируемым доходам) и их списании (в соответствии с запланированными расходами бизнеса по бюджетным периодам).
Если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, то для данного бизнеса необходимо предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств (взять кредит в банке или найти иную форму привлечения внешних финансовых средств).
Для бизнеса или структурного подразделения, не являющихся юридическими лицами, БДДС имеет чисто расчетный характер. Показатели вступительного сальдо (остаток на начало периода) и конечного сальдо (остаток на конец периода) в бюджетных наметках соответствуют данным отчетных бюджетов.
6.1. Форматы бюджета движения денежных средств.
Форматы БДДС могут быть различными в зависимости от специфики деятельности организации. Но во всех случаях статьи БДДС взаимосвязаны с форматом БДиР, планом капитальных затрат и кредитным планом. Различие форматов БДДС и БДиР заключается в том, что в последнем все статьи затрат показаны по способу их начисления в зависимости от объема продаж, объема производства или способов установления лимитов затрат, а в первом - по способу их оплаты (т.е. соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженности).
Возможны два подхода к разработке формата БДДС:
1) модификация формы № 4 установленной отчетности (приложения табл. 6.1 и 6.2);
2) адаптация формата БДДС международного образца ( приложения табл. 6.3).
В любом случае форматы БДиР и БДДС должны быть согласованы между собой. Если при разработке формата БДиР выбран первый подход, то при составлении формата БДДС должен применяться тот же подход.
Адаптация формата БДДС международного образца необходима для учета российской специфики в управлении денежными средствами. В любом случае формат БДДС состоит из двух основных частей:
- приходы (источники денежных средств);
- расходы (использование денежных средств).
Разработка бюджета движения денежных средств начинается с определения источников и составных частей возможных поступлений денежных средств в предстоящий бюджетный период. В общем случае источники денежных средств принято делить на три группы статей (поступления от операций, из внешних источников и прочие поступления). На практике градаций может быть и больше. Все зависит от специфики бизнеса.
Приходы (источники денежных средств) отражают только те денежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут поступить на расчетный счет или иным образом в данный бюджетный период. Эти источники могут быть двух видов: внешние и внутренние.
Но если с источниками обычно все ясно, то с их составными частями - не всегда.
Первая проблема состоит в определении объемов поступления денежных средств за произведенную продукцию в конкретный период (месяц, декаду). Дело в том, что отгрузка произведенной продукции (отражаемая в БДиР) во времени не совпадает с поступлением денежных средств за нее. Если по условиям договора (контракта) предполагается предоплата или реализация в кредит (передача товара на консигнацию), то неизбежно образуется разрыв между реализацией (отгрузкой) товара и связанными с ними расходами, с одной стороны, и поступлением части денежных средств (части выручки от реализации) на расчетный счет компании – с другой.
Стоимость отгруженных товаров (например, чистая выручка за данный бюджетный период в бюджете доходов и расходов), таким образом, не совпадает (будет меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период) связанные с выпуском товарной продукции и получением чистой выручки or реализации, предприятия или организации уже понесут и скорее всего должны будут их оплачивать (списывать с расчетного счета). Поэтому предстоит определить, какая часть отгруженной в тот или иной месяц (декаду) продукции будет оплачена в тот же месяц (декаду) в виде предоплаты или наличных , а какая - позднее и, самое главное, когда именно (спустя 2-3 мес. или 2-3 декады и более). Эти поступления денежных средств за отгруженную ранее продукцию формируют дебиторскую задолженность, отражаемую затем в расчетном балансе. В бюджетировании решить данную проблему можно двумя основными способами.
1. Как учит нас теория бюджетирования, вначале нужно составить график поступления денежных средств как приложение к бюджету продаж, в котором предусматривается вероятная динамика поступления денежных средств после поставки продукции потребителям. Сделать это на перспективу можно только на основе анализа условий заключенных договоров.
2. Исходя из сложившихся в прошлые периоды тенденций сбыта и поступления денежных средств на счета фирмы, определяется доля предоплаты или реализации за наличный расчет в общей стоимости отгруженной продукции. Далее устанавливается период, в течение которого денежные средства за отгруженную ранее продукцию поступают на счета фирмы (так называемый период сверки счетов). В формате БДДС соответственно первая величина (предоплата и наличный расчет) отражается в тот же самый временной отрезок бюджетного периода, в который была отгружена продукция, а вторая величина (поступления за отгруженную ранее продукцию) показывается в формате БДДС по окончании периода сверки счетов.
С учетом специфики бизнеса могут быть предложены и другие варианты бюджетирования, но указанные два способа являются наиболее типичными. Идеальной точности при планировании (т.е. при составлении прогноза) поступлений (приходов) денежных средств добиться не удастся. Важно определить границы изменения соответствующих показателей.
Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться при составлении БДДС в части поступлений, - это определение структуры поступлений от операций при использовании финансовых суррогатов (взаимозачеты, бартер, векселя и т.п.). Если такие финансовые инструменты в конкретном бизнесе используются в виде платежных средств (например, предприятие или фирма оплачивает ими часть своих поставок), то они должны быть отражены в формате БДДС. Вопрос только в экономической сущности каждого из таких инструментов. Если вексель или взаимозачет совпадает с отгрузкой, то это элемент предоплаты, если нет - элемент поступлений за отгруженную ранее продукцию (см. табл. 6.3). Многие компании показывают взаимозачеты и векселя в разделе «Прочие поступления» независимо от экономической сущности каждого из инструментов, что неправильно с точки зрения планирования движения денежных средств и определения состояния ликвидности бизнеса.
Третья проблема - установление объемов и структуры внешнего финансирования, т.е. определение (хотя бы ориентировочно) объема средств, которые необходимы для финансирования дополнительных расходов на предстоящий бюджетный период. Для этого используются данные плана капитальных (первоначальных) затрат. Сумма расходов по этому плану обычно берется в качестве нижней границы уровня финансирования из внешних источников (кредит банка, инвестиции).
В этом случае возникают дополнительные трудности при определении видов и условий кредитов (сроки, процентные ставки, схемы возврата самого кредита и уплаты процентов по нему и т.п.). Причем кредитов может быть несколько и условия по каждому из них могут быть различными. Кроме того, возможны иные внешние источники финансирования: инвестиции, из бюджета, от спонсоров и т.п. Все зависит от возможностей конкретной фирмы.
Четвертая проблема при разработке БДДС и связанных с ним других бюджетов (основных, вспомогательных и операционных) возникает в случае итеративного характера процедур их составления, когда первоначальные наметки БДДС (в любой его части), а затем и других бюджетов необходимо корректировать, чтобы обеспечить достаточное количество денежных средств для функционирования бизнеса. Таким образом, если составлен один вариант и в нем обнаружено отрицательное конечное сальдо за какой-нибудь период, то необходимо искать другое решение проблемы (увеличить кредит, продать акции, не заплатить или отсрочить выплаты поставщикам).
В БДДС в составе источников денежных средств могут быть и такие статьи, которые не связаны с БДиР. Например, авансы за продукцию, которая будет отгружена в будущие периоды (см. табл. 6.3). Поскольку эти денежные средства уже поступили (зафиксированы приходы), они должны быть отражены в БДДС по соответствующей статье (раз уж такое случается в данном виде бизнеса). Но в БДиР компании (см. табл. 6.3) эти авансы войдут в состав выручки от реализации будущих периодов. Это будущие доходы, которые еще не отработаны и затраты на которые могут быть и не осуществлены.
После того как мы разобрались с источниками и составными частями денежных поступлений в тот или иной период, нам предстоит определить направления их использования. Эта часть БДДС тоже тесно связана с бюджетом доходов и расходов, а также с другими бюджетами.
Расходы (использование денежных средств) в БДДС делятся на три основные категории. Денежные средства могут использоваться на финансирование:
- текущих операций;
- капитальных (первоначальных) затрат;
- прочих расходов.
Финансирование текущих операций представляет собой отражение порядка оплаты статей затрат и расходов, перечисленных в формате бюджета доходов и расходов, хотя на самом деле могут возникать расхождения, обусловленные как спецификой хозяйственной деятельности, так и реальным финансовым положением предприятия или фирмы.
В идеальном случае в конкретный период (месяц, декаду) объем денежных средств, направляемых, например, на оплату счетов за поставки сырья и материалов в БДДС, должен совпадать с величиной затрат, указанных в бюджете доходов и расходов за тот же период (месяц, декаду). В действительности же все происходит по-другому. Например, у предприятия не хватает денежных средств для того, чтобы вовремя оплатить поставки, в результате образуется кредиторская задолженность перед поставщиками, начиная с конкретного периода (фиксируемая затем в расчетном балансе).
Если специфика производства требует создания нормативных запасов сырья и материалов, то денежные средства на оплату счетов от поставщиков в конкретный период, отраженные в БДДС, будут превышать соответствующую статью затрат в бюджете доходов и расходов на величину создаваемого нормативного запаса (фиксируемую затем в расчетном балансе).
Капитальные (первоначальные) затраты финансируются в БДДС в полном соответствии с конкретными вспомогательными бюджетами. Но в случае когда планом капитальных (первоначальных) затрат предусмотрены строительные или ремонтные работы, а финансовое положение предприятия или фирмы (если по результатам составления первого варианта БДДС в какие-либо периоды образуется отрицательное конечное сальдо) не позволяет ему своевременно финансировать эти расходы, образуется кредиторская задолженность перед подрядчиками, фиксируемая затем в расчетном балансе. В этом случае оплата оборудования не отражается ни в БДДС, ни в инвестиционном бюджете (плане капитальных затрат).
Прочие расходы в БДДС включают следующие статьи: выплата процентов за кредиты, возврат кредитов и займов, выплата дивидендов и прочие расчеты с инвесторами, расчеты с госбюджетом (все виды налоговых платежей независимо от порядка их начисления в БДиР). Большей частью они также должны соответствовать аналогичным статьям бюджета доходов и расходов или специальных бюджетов. Если с точки зрения начислений налоги в БДиР (см. табл. 6.3) могут различаться по принципу планирования (нормироваться от объема продаж или лимитироваться), то порядок уплаты их определяется правилами, установленными действующим законодательством (начисление помесячно - в БДиР, уплата поквартально - в БДДС), или учетной политикой фирмы. Возможные расхождения между суммами и сроками начислений и платежей будут отображены в расчетном балансе.
Если сопоставить все поступления денежных средств и их использование за один и тот же период, то образуется еще одна статья формата БДДС - кассовый рост или уменьшение. Рост возникает в случае превышения поступления денежных средств над их использованием, уменьшение - соответственно при превышении расхода денежных средств над их приходом за один и тот же период.
Две позиции формата БДДС представляют вступительное и конечное сальдо. При этом конечное сальдо за предыдущий период всегда является вступительным сальдо для следующего периода. Конечное сальдо в данном периоде является суммой вступительного сальдо и кассового роста (уменьшения) за тот же период. Значение вступительного сальдо в первую декаду (или в первый день) месяца должно быть равным значению этого показателя для месяца (и соответствующего квартала или полугодия) в целом.
Конечное сальдо является главным целевым показателем БДДС, вокруг которого должен строиться весь процесс оптимизации отдельных статей данного бюджета.
В любом случае конечное (вступительное) сальдо не может быть отрицательным, а вся процедура оптимизации финансовых планов компании, в частности ее начальный этап, - не что иное, как итеративная процедура составления БДДС, поиск вариантов обеспечения запланированного (установленного руководством) или неснижаемого конечного сальдо. Величина конечного сальдо - один из важнейших целевых показателей, который может быть запланирован в БДДС. Он не нормируется, а именно устанавливается руководителями компании.
При этом важно понимать, что для отдельного бизнеса или структурного подразделения, не являющегося самостоятельным юридическим лицом или обособленным структурным подразделением, самостоятельно формирующим бухгалтерскую отчетность, отрицательное конечное сальдо может допускаться на какой-либо срок по решению руководителя предприятия или организации. Во-первых, лишь на определенное время в течение данного бюджетного периода, но не постоянно. Во-вторых, при составлении БДДС это допустимо для отдельного бизнеса только в том случае, когда в нем образуется положительное конечное сальдо. Это возможно тогда, когда поступления от других видов бизнесов организации в данный период образуют конечное сальдо, которое перекрывает кассовый разрыв (разрыв ликвидности) по данному виду бизнеса. Такой вариант приходится иметь в виду при планировании размеров внешнего финансирования (определения величины и условий кредитов, инвестиций и т.п.).
Как отмечалось выше, конечное сальдо не может быть отрицательным (это недопустимо). Плохо, когда его величина очень мала (это признак отсутствия у бизнеса запаса финансовой прочности), но и слишком большой размер конечного сальдо также недопустим (даже если это происходит в результате эффективного ведения бизнеса). Большое конечное сальдо - это омертвление денежных средств, ухудшающее финансовое состояние бизнеса (хотя и в неявном, невидимом до поры до времени виде), особенно его инвестиционную привлекательность. Поэтому в БДДС, как и вообще в управлении финансами, постоянно следует искать компромисс, чтобы при увеличении одного параметра финансового плана не ухудшались все остальные. Одним из проявлений такого подхода является определение руководителями организации размера конечного сальдо исходя из специфики данного бизнеса.
В бюджетировании можно применять два подхода к определению целевого значения конечного сальдо БДДС:
- установить диапазон конечного сальдо, т.е. определенные значения для конкретного временного периода и отличные от данного показателя в другие периоды значения в соответствии с целями руководителей организации в области управления финансами;
- выбрать неснижаемый остаток конечного сальдо, в соответствии с которым должны быть определены размеры поступлений и использования денежных средств, и установить пределы конечного сальдо, при превышении которых денежные средства должны быть размещены или инвестированы.
В России существуют еще некоторые особенности, которые необходимо иметь в виду при определении размера неснижаемого конечного сальдо. Согласно наблюдениям, как только у предприятия (особенно малого и среднего бизнеса) в течение относительно продолжительного периода (более одного месяца) начинает скапливаться на расчетном счете сравнительно крупная сумма денежных средств (от I млн. руб. и более), например в результате поступления авансовых платежей, это сразу привлекает повышенное внимание компетентных органов, желающих провести плановую или внеплановую проверку и начислить какие-либо штрафы и пени (повод всегда можно найти благодаря специфике нашего налогового законодательства).
Однако что делать, если обстоятельства ведения бизнеса требуют резервирования крупных денежных средств для финансирования расходов будущих периодов, а описанные выше события (естественно, в порядке исключения) все же могут иметь место. В этом случае нужно планировать (и лучше об этом позаботиться заблаговременно) использование временно свободных денежных средств в виде краткосрочных высоколиквидных вложений. Например, в виде приобретения банковских векселей (см. табл. 6.3), которые могут выступать и в виде платежного инструмента широкого профиля. В этом случае состояние ликвидности бизнеса можно оценивать не только по размеру конечного сальдо, но и по сумме этого сальдо и банковских векселей за конкретный период.
Помимо указанных выше направлений использования денежных средств каждое предприятие или организация вправе вводить в формат БДДС любые статьи или детализировать включенные ранее в соответствии со спецификой бизнеса или потребностями руководителей в той или иной информации. Главное, чтобы эти изменения в формате БДДС позволяли руководителям организации, бизнеса или ЦФО контролировать наиболее важные для них статьи поступлений и использования денежных средств. Однако детализация формата БДДС должна проводиться с учетом формата БДиР, поскольку именно в последнем бюджете определяются критические виды расходов организации, а в БДДС отражаются способ и сроки оплаты лимитов затрат, заданных в БДиР. Неизбежные отклонения и расхождения между соответствующими статьями БДиР и БДДС затем получают отражение в расчетном балансе.
В табл. 6.3 приведен формат БДДС международного образца, модифицированный с учетом российской специфики (добавлены некоторые статьи для отражения финансовых суррогатов, налоговый план и др.). Основным отличием приведенного формата от формата БДДС чисто международного образца являются:
- в источниках денежных средств - разделение наличной и безналичной предоплаты, выделение статей для финансовых суррогатов;
- в использовании денежных средств - налоговый план.
Некоторым (пусть и весьма отдаленным) аналогом БДДС можно считать форму № 4 «Отчет о движении денежных средств». Только аналогом, поскольку в чистом виде эту форму в бюджетировании применять нельзя. Она непригодна для правильного управления финансами предприятия. Вместе с тем потребность в исходной информации как для составления бюджета, так и для контроля за его исполнением обусловливает необходимость модификации для целей бюджетирования формы № 4. В табл. 6.1 и 6.2 приведены образцы форматов БДДС, составленные на основе модифицированной в соответствии с международными стандартами формы № 4. В чем состоит эта модификация? Вот некоторые предложения.
1. В статье «Выручка от реализации товаров, продукции, услуг -всего» необходимо выделить дебиторскую задолженность. Для этого данную статью можно разделить на две:
- за наличный расчет и по предоплате - показывает все поступления денежных средств на расчетный счет одновременно с отгрузкой продукции (по периодам);
- поступления за отгруженную ранее продукцию - показывает поступления денежных средств от потребителя после получения им продукции.
2. Из формата устранить статьи, введенные для чисто фискальных целей. Например, маловероятным является планирование таких поступлений, как безвозмездно, и уж совсем никакого отношения к бюджетированию не имеет статья «Из банка в кассу организации».
3. Статья «Оплата товаров и услуг» должна быть детализирована, исходя из того, какие элементы себестоимости руководители организации посчитают целесообразным включить в формат БДДС. Например, формат БДДС по этой статье может выглядеть следующим образом:
- сырье, материалы, товары;
- прочие прямые расходы структурного подразделения;
- накладные расходы структурного подразделения;
- накладные расходы организации в целом; прочие операционные платежи.
4. Позиции статьи «Первоначальные и капитальные затраты» (формы № 4) на выдачу авансов, оплату долевого участия в строительстве, оплату машин и оборудования, а также финансовые вложения желательно привести в соответствие с форматом плана этих затрат.
5. Статью «Прочие выплаты и перечисления» также следует детализировать при разработке формата БДДС, например, показать отдельно возврат кредитов (займов) и прочие расходы.
Помимо определения собственно формата БДДС в России существуют еще проблемы отражения в данном бюджете сугубо специфических финансовых документов, например взаимозачетов (зачетов), казначейских обязательств, векселей и других денежных суррогатов.
Меры по подготовке формы № 4 для бюджетирования.
1. Выделение дебиторской задолженности (деление выручки на предоплату и поступления за отгруженную ранее продукцию).
2. Устранение статей чисто фискального происхождения.
3. Детализация наиболее важных статей оплаты счетов.
4. Приведение в соответствие с форматом плана капитальных (первоначальных) затрат статей, отражающих капитальные затраты и финансовые вложения.
5. Выделение позиции, показывающей возврат займов и кредитов.
6. Учет денежных суррогатов.
Раздел «ОСТАТОК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (вступительное сальдо)» на начало периода отражает денежные средства на расчетных счетах компании и обособленных структурных подразделений на начало соответствующего периода. Для структурного подразделения без собственных расчетных счетов остаток является той частью денежных средств, которые оставляет в его распоряжении компания (неснижаемый норматив конечного сальдо, устанавливаемый руководством), для финансирования операционных расходов и капитальных затрат на предстоящий период.
При определении вступительного сальдо в первый раз за базу может быть принят средний за прошлые периоды остаток денежных, средств компании в целом, распределенный между бизнесами по выбранному критерию (пропорционально нормо-часам прямых затрат, объему товарной продукции, численности персонала, фонду основной заработной платы и т.п.). Этот неснижаемый остаток денежных средств является ориентиром при определении размеров внешнего финансирования и других источников сбалансированного поступления денежных средств и их использования в данный бюджетный период.
Разделы ПОСТУПИЛО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» (см. табл. 6.1 и 6.2) и «Источники денежных средств» (см. табл. 6.3) показывают величину денежных средств, которые должны поступить на расчетный счет и в кассу в предстоящие периоды от реализации продукции и услуг. Эта величина примерно должна соответствовать объему выручки от реализации в бюджете доходов и расходов. Суммы налогов, подлежащих уплате, определяются в соответствии с БДиР, а режим их уплаты (списания с расчетного счета) согласно принятому на предприятии порядку расчета с госбюджетом.
При этом, отдельно показывают поступления за продукцию в виде предоплаты и продажи за наличный расчет и поступления за отгруженную ранее продукцию (когда период оплаты или поступления денежных средств не совпадает с периодом отгрузки продукции).
При необходимости для более тщательного контроля за поступлениями денежных средств по видам источников в формате БДДС по статье «Предоплата» могут быть выделены следующие позиции: I) наличный расчет; 2) безналичный расчет; 3) прочие виды предоплаты (см. табл. 6.3).
Размер дебиторской задолженности является еще одним важным показателем, устанавливаемым в БДДС. При этом нужно иметь в виду следующее. С одной стороны, отсрочка оплаты потребителями отгруженной им предприятием готовой продукции означает кредитование первых последним, а с другой - ни один быстро развивающийся или крупный по масштабам бизнес не может обходиться без отгрузки значительной части своей продукции в кредит. Однако рост таких поставок оборачивается дополнительной финансовой нагрузкой на предприятие. Поэтому руководители организации должны решить, какой размер задолженности приемлем для них в тот или иной период. При этом необходимо принять компромиссное решение: в какой степени допустить рост дебиторской задолженности, чтобы не «отпугнуть» потенциального потребителя условиями расчетов за предлагаемую ему продукцию, но вместе с тем и не допустить нехватки денежных средств (чтобы уровень ликвидности бизнеса не опустился ниже критической отметки).
Необходимость введения контроля за размерами дебиторской задолженности может быть одной из побудительных причин постановки бюджетирования.
Для контроля за размером дебиторской задолженности используют не только БДДС, но и расчетный баланс. Однако контроль за реальным движением денег и оперативный контроль за «дебиторской», а главное, своевременное принятие упреждающих воздействий, соответствующих управленческим решениям, может быть осуществлено только с помощью БДДС.
В разделе «Поступило денежных средств» отражаются также поступления из других источников (см. табл. 6.1 и 6.2) и прочие поступления (см. табл. 6.3):
- от продажи основных средств и других активов компании (если это предусмотрено нормативными актами);
- поступления авансовых платежей (оплата продукции, работ или услуг до начала их изготовления или выполнения);
-бюджетные дотации (ассигнования), выплачиваемые в денежной форме или в виде ценных бумаг, используемые как средство уплаты налогов;
- из внешних источников финансирования (займы, кредиты, инвестиции);
- от размешенных ранее в качестве резервов компании депозитов (проценты) и других высоколиквидных ценных бумаг (дивиденды, купонный доход и пр.).
Здесь отражаются все прочие денежные или аналогичные им поступления, например средства от предъявленных к оплате векселей и доходов по ним. Режим учета и отображения векселей в БДДС представляет самостоятельную проблему, решать которую при разработке формата БДДС лучше применительно к условиям конкретного предприятия;
- от эмитированных организацией зачетов по контрактам (договорам, заказам), реализуемых в рамках отдельных бизнесов.
Если предприятие или организация планирует эмиссию взаимозачета, т.е. документа, аналогичного по экономическому содержанию денежным средствам, отражаемым по позиции «Поступления за отгруженную ранее продукцию», то вся сумма такого зачета может отражаться по этой статье БДДС в виде взаимозачетов или векселей (см. табл. 6.3) в зависимости от вида используемых финансовых суррогатов. При необходимости позиции «векселя» и «взаимозачеты» могут быть выделены отдельно в статье «Предоплата» (если использование этих суррогатов совпадает с отгрузкой продукции). В этом случае статья «Предоплата» приобретает вид:
а) предоплата по безналичному расчету;
б) предоплата векселями;
в) предоплата взаимозачетами.
Раздел «НАПРАВЛЕНО ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ» (см. табл. 6.1 и 6.2) или «Использование денежных средств» (см. табл. 6.3) отражает использование денежных средств по операциям организации (на финансирование текущих операционных расходов и капитальных затрат, прочих первоначальных вложений - в случае реализации новых бизнес-проектов или проведения программ технического перевооружения мощностей организации). Здесь же показывают расчеты с внешними инвесторами и заимодателями, выплату дивидендов, процентов по кредитам, возврат кредитов и уплату налогов.
По этой же позиции отдельно могут учитываться поставки полуфабрикатов из других цехов (в части превышения поставок этих полуфабрикатов в соответствующий период, как показано в табл. 6.2.). И хотя денежные расчеты между структурными подразделениями предприятия не проводятся, отрицательное сальдо поставок для конкретного бизнеса означает необходимость «возмещения» (или резервирования) для организации в целом соответствующих текущих затрат, с тем чтобы не искажать конечное сальдо.
При составлении БДДС для организации в целом также необходимо учитывать сальдо поставок полуфабрикатов из цеха в цех в течение данного бюджетного периода, т.е. определить, насколько (в стоимостном выражении) объемы производства полуфабрикатов превысили объемы их использования во внутризаводском обороте. Иначе говоря, необходимо выяснить, следует ли ожидать в соответствующий бюджетный период прироста размеров незавершенного производства (и, следовательно, дополнительных расходов в соответствующем разделе БДДС) или уменьшения (в этом случае «живых» денег, т.е. реальных поступлений у предприятия не будет, но образуется экономия денежных средств на операционные расходы).
Строка «КАССОВЫЙ ПРИРОСТ (УМЕНЬШЕНИЕ)» образуется как разница между разделами «Поступило денежных средств» («Источники денежных средств») и «Направлено денежных средств» («Использовано денежных средств»). Она показывает превышение доходной части над расходной или дефицит платежных средств, т.е. насколько вероятное поступление денежных средств превышает их ожидаемое использование в предстоящий период. Расчеты должны проводиться строго по столбцам бюджетных таблиц. В случае превышения поступлений денежных средств над их использованием кассовый прирост (уменьшение) показывают со знаком «плюс» (+), а если расходная часть превышает доходную часть БДДС, то со знаком «минус» (-) или в скобках.