Дивидендная политика

 

Дивидендная политика представляет собой часть управления распределением прибыли. Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако все названные нами принципы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной формы деятельности. Меняется только терминология – вместо терминов акция и дивиденд используются термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам остается таким же. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант. В принципе же, в более широкой трактовке под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Формированию оптимальной дивидендной политики посвящены многочисленные исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются.

1. Теория независимости дивидендов. (Ф. Модильяни и М. Миллер - теория ММ).

2. Теория предпочтительности дивидендов («синица в руках») (М. Гордон и Д. Линтнер).

3. Теория минимизации дивидендов ( «теория налоговых предпочтений»).

4. Сигнальная теория дивидендов.

5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров («теория клиентуры»).

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики:

– консервативный,

– умеренный (компромиссный);

– агрессивный.

Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

1. Остаточная политика дивидендных выплат

2. Политика стабильного размера дивидендных

3. Политика постоянного возрастания размера дивидендов

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1) выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками).;

2) выплата дивидендов акциями;

3) автоматическое реинвестирование;

4) выкуп акций компанией.