Требования к качествам личности социального педагога и социального работника

 

Разрешение ценностного противоречия в пользу научно обоснованных профессионально-этических ценностей, которые в условиях современной России могут быть наиболее полно представлены системой гуманистических ценностей, имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку определяет смысл и содержание профессиональной социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности на уровне теории и эффективность социальной педагогики и социальной работы на практике. Следовательно, усвоение и присвоение специалистом системы профессионально-этических ценностей становится в современных условиях важнейшим фактором прямой и опосредованной гуманизации общественных отношений, необходимым условием социального прогресса. Вследствие этого правомерны особые требования к профессионально-значимым качествам личности специалиста.

Очевидно, что формирование тотально идеальной личности вообще возможно лишь в соответствующих идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Более того, будучи все же сформированной, такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкурентоспособной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации. Например, альтруизм в своих крайних проявлениях может означать постоянное самоотречение и полное пренебрежение личностью собственными интересами в пользу интересов других личностей, что, в конце концов, может привести к манипулированию ею и ее обезличиванию на фоне полного самоотречения. Тем не менее, это не значит, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических императивов. Особенности их интерпретации существенно зависят от личностных качеств специалиста, черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики. Таким образом, поведение, отношения и действия социального работника должны детерминироваться вполне определенными качествами его личности, основными из которых следует считать:

честность - необходимое качество для специалиста социальной сферы. Честность, умение специалиста говорить правду, необходима и в большом, и в малом. Социальный педагог и социальный работник должны говорить правду о положении клиента (ребенка, семьи), о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках и способах их коррекции. Однако честность должна проявляться не только в словах - ею должна быть пронизана вся деятельность специалиста социальной сферы. Он не имеет права обмануть ожидания клиента, если дал ему полное представление о результатах совместной деятельности. Если он по объективным причинам не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту - он должен его держать.

совесть специалиста социальной сферы проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию важнейшего регулятора поведения, побуждая к творческим поискам решения и предостерегая от чисто формального подхода к решению проблем. Когда профессионально-этические нормы оказываются слишком абстрактными, совесть подсказывает специалисту то решение, реализация которого принесет ему моральное удовлетворение. И наоборот, совесть может вызывать у специалиста чувство вины за неверное решение, небрежность и ошибки в делах и т.п.

объективность - специалист социальной сферы - человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно. Он может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами - какие бы чувства клиент или сослуживец ни вызывал у социального работника, его личность должна быть оценена адекватно. В противном случае он может, переоценив клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его - настроить клиента на работу «с прохладцей», вызвать у него желание вне зависимости от личностного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий специалиста социальной сферы и системы социальной защиты в целом. Объективность должна присутствовать при оценке нуждаемости в помощи группы клиентов – специалист не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в ущерб интересам другого без достаточно веского обоснования своего мнения.

справедливость - должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях специалиста социальной сферы с клиентами, их близкими и коллегами. Каждый клиент, независимо от своих качеств, статуса, отношения к нему специалиста и т.п. должен получить именно ту долю ресурсов общества, в которой он нуждается на основе принципа социальной справедливости («конструктивного неравенства»). Симпатичен клиент специалисту социальной сферы или вызывает антипатию - это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам - каждое действие или поступок клиента или коллеги должны получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения их заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуждения от клиента и от коллектива.

тактичность - это качество предполагает умение специалиста социальной сферы предвидеть все объективные последствия поступка или действий и их субъективное восприятие клиентами, коллегами и другими людьми. Тактичность как качество личности специалиста социальной сферы необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества профессионально-этических норм и требований, которые могут казаться противоречивыми (как, например, честность, открытость и конфиденциальность). Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее - это достигается путем всесторонней оценки противоречивости ситуации и тенденций и динамики ее развития. Как качество личности, тактичность особенно необходима социальному работнику, которому в силу специфики профессии приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми обстоятельствами, в которых они находятся.

внимательность и наблюдательность необходимы специалисту социальной сферы в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, он обязан замечать все малейшие изменения в его настрое, как положительные, так и отрицательные. Будучи внимательным и наблюдательным, специалист всегда может заметить неуверенность и колебания клиента, его растерянность, угнетенность, наконец, даже плохое самочувствие или несогласие с предлагаемым решением, даже если по каким-либо соображениям возражения не высказаны вслух. Наблюдательность и внимательность специалиста социальной сферы дадут ему в данном случае возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и побудить его проверить полученную информацию.

толерантность- обязательное качество личности специалиста социальной сферы, заключающееся в повышении порога чувствительности к негативным характеристикам клиента. Она необходима, если социальный работник или социальный педагог стремится достигнуть доверительных отношений со своим клиентом. Толерантность основывается на принципе уважения личности в каждом человеке. Толерантность специалиста формируется на основе понимания условий развития, становления личности клиента с учетом всех неблагоприятных факторов, влияющих на этот процесс. Это делает возможным принятие человека таким, каков он есть, признание его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности, не входит в противоречие с общественной моралью. Однако толерантность не означает одобрения тех негативных идей или действий клиента, которые могут оказать отрицательное влияние на его жизнедеятельность, его ближайшее окружение или общество в целом – она не может быть безграничной.

выдержка и самообладание, без которых его профессиональная деятельность специалиста социальной сферы невозможна. Сталкиваясь в своей деятельности с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, специалист социальной сферы всегда должен учитывать эмоциональный статус таких индивидов. Даже если клиент раздражителен и позволяет себе выплеснуть свои негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания - в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет адекватно воспринять информацию и оценить ее. В случае, когда специалист социальной сферы общается с клиентом, имеющим какие-либо нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела необходимо наладить контакт и даже от такого клиента получить нужные сведения, дать ему информацию в доступной форме, добиться ее усвоения, проявляя выдержку и самообладание.

доброта специалиста социальной сферы, основанная на гуманизме и любви к людям, имеет специфическое содержание - она деятельна. Она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, обучении клиента необходимым для него навыкам и действиям, умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Специалист социальной сферы должен быть не «добреньким», жалеющим клиентов, сочувствующим их слабостям и потакающим им, а добрым, т.е. уметь самому и учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта дает ему право и возможность говорить клиенту даже неприятную правду, если это является необходимым для блага клиента.

любовь к людям и детям - без нее специалист социальной сферы никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Однако, как говорит пословица, «легче любить все человечество, чем своего соседа», и в своей профессиональной деятельности специалист социальной сферы постоянно сталкивается с тем обстоятельством, что далеко не все клиенты объективно способны вызывать к себе любовь как конкретные представители человечества. Помимо этого, любовь как чувство практически не поддается контролю и управлению со стороны личности – можно лишь контролировать ее внешние проявления. Тем не менее он должен уметь видеть в людях положительные человеческие черты и качества, достоинства, понимать причины и условия возникновения недостатков и пороков - именно это может стать основой его любви к людям. Работая с клиентом, он должен опираясь именно на них, постараться изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту его положительную трансформацию, которая необходима для него. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непониманию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижает эффективность воздействия.

Самокритичность. Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, не выгораживая себя и не ища самооправданий - одно из качеств, дающих возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на свои недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, не самоуспокаиваясь, можно развивать свои достоинства. Вместе с тем, самокритичность специалиста социальной сферы не должна переходить в «самоедство» - это качество, обусловленное стремлением все абсолютно и свои, и чужие грехи взвалить на себя, не принесет польз ы, а напротив, погрузит социального работника в состояние безысходности, пессимизма, сделает его неуверенным в себе и своих силах.

адекватность самооценкинеобходима специалисту социальной сферы в его повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в области социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и не переоценивать своих способностей и возможностей - завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки и негативно скажется на эффективности деятельности. Не менее опасна и заниженная самооценка - неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и окажет отрицательное влияние на состояние клиента, на общественное мнение о системе социальной защиты в целом.

терпение - необходимо в повседневной деятельности специалиста социальной сферы. Он работает с различными клиентами, часть из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными (например, снижение памяти), так и эмоциональными (например, гневливость) характеристиками клиента. Специалист социальной сферы должен быть терпелив с каждым, должен быть готовым выслушивать бессвязный рассказ или несколько раз повторять одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное - выслушать клиента, дать ему исчерпывающе высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

*0 коммуникабельность - с общения начинается знакомство с клиентом, общением работа с ним заканчивается. От способности специалиста социальной сферы к общению, его коммуникативной компетентности во многом зависит в целом успех его деятельности, потому что именно в общении он узнает о проблемах клиента, его приоритетах, ожиданиях, в общении вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения он может узнать об изменившихся обстоятельствах клиента и внести коррективы в план работы, что сделает его актуальным и целесообразным. В общении с коллегами специалист социальной сферы перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы вопросы.

*1 оптимизм - социальная работа и социальная педагогика являются одними из самых трудных профессий, поскольку специалисты социальной сферы постоянно видят людей , детей, семьи несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить - и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем, он несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, следовательно, и добро - и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Видя постоянно вокруг себя человеческие страдания, специалисту трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, т.к., помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если специалист социальной сферы сам не имеет ни веры, ни надежды. Социальный оптимизм специалиста социальной сферы имеет своим источником убеждение в возможности осуществления социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и совершенствованию, приближении к идеалу добра. Отсутствие оптимизма у социального работника не только «заражает» клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всяческие попытки изменить положение к лучшему, т.е. делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от позиции социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

*2 сила воли - всегда необходима специалисту социальной сферы в его практической деятельности. Она до некоторой степени детерминирована генетически, но не является исключительно природным, изначально существующим продуктом, принадлежностью человеческого существа. Сознательный настрой на выполнение объективно необходимых действий на основе знаний и умений, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнении о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить его личностный потенциал и социальную активность.

*3 эмпатия - (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека[3]. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия являются необходимыми чертами личности социального работника и во многом определяются умением специалиста поставить себя на место клиента. Эти качества развиваются по мере накопления им жизненного и профессионального опыта.

Клиент социальных служб - это человек или группа, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Понятно, что любая трудная жизненная ситуация может повлечь за собой негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании, сочувствии и сопереживании. Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не может обмануть клиента - он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будет оценено клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот специалист социальной сферы, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто готов всегда выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности хуже.

*4 стремление к самосовершенствованию - должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению им практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и совершенствовании духовном и нравственном, преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента и напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации собственного личностного потенциала, если он видит, что специалиста социальной сферы не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

· творческое мышление - неотъемлемая характеристика специалиста социальной сферы. В социальной работе и социальной педагогике, несмотря на то, что определенная классификация имеется, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждой конкретной ситуации социальный работник должен, принимая решение, учитывать все малейшие нюансы обстоятельств клиента, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. В отсутствие творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, годных в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально-этических качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти же качества личности социального работника, транслируемые им на клиента, его окружение и на все общество, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым - решению ряда социальных проблем.

Личность специалиста социальной сферы целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезают за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личности, гражданина. Понятно, что указанные качества в своей совокупности характеризуют личность скорее идеальную, нежели реальную. Однако в данном случае идеальный образ личности специалиста социальной сферы необходим, поскольку указывает специалисту направление самосовершенствования и, кроме того, убеждает в том, что посредством работы над собой можно если не достичь совершенства, то приблизиться к нему.

Профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках среднего специального или высшего учебного заведения, должна преследовать цель приобретения будущим специалистом профессионализма в широком смысле, т.е. быть ориентированной на присвоение им не только профессионально необходимых знаний и навыков, формирование профессионального образа и стиля мышления, но и на становление и совершенствование профессионально значимых личностных качеств. Это требование к содержанию профессиональной подготовки обусловлено тем, что в социальной работе профессионально-этическая и аксиологическая компетентность являются неотъемлемыми составляющими профессионализма специалиста.

При этом знания специалиста, приобретаемые им в процессе профессиональной подготовки в стенах учебного заведения, должны носить системный характер. Необходимость целостности, системности и фундаментальности знаний специалиста в области социальной защиты человека, их всеобщности, комплексности и интегративности объективно обусловлена многофункциональностью и многозадачностью социальной работы, ценностью ее смысла, содержания и конечного результата, и в этом смысле одним из системообразующих начал могут служить потребности социальной практики. Однако системность профессионального образования будущего специалиста необходимо должна включать в себя еще одну существенную компоненту - аксиологическую, поскольку социальная работа, как было показано, является деятельностью, направленной на реализацию социально-значимых гуманистических ценностей. Поэтому системность и интегративность профессиональных знаний должна рассматриваться не только с точки зрения их комплексности и всеобщности, соответствия конкретным практическим задачам, но и с точки зрения единого ценностного основания профессиональной деятельности. Таким единым ценностным основанием социальной работы как особого вида профессиональной деятельности может стать иерархия важнейших гуманистических ценностей, в которой человек и общество признаются и фактически являются высшими ценностями.

Человек признан высшей ценностью современной цивилизации, поскольку именно он и его благо являются, согласно гуманистическим воззрениям, признаваемым мировым сообществом в качестве базового социально-философского учения, основным критерием оценки всех социальных систем, в связи с чем важнейшим критерием этической ценности деятельности является благополучие, благоденствие человека[4], понимаемое в самом широком смысле слова и включающее в себя биологические, социальные и духовные компоненты.

Инструментом для реализации ценности человека являются знания и навыки специалиста, нормы, принципы и ценности профессионально-этической системы, а также профессионально-значимые черты личности специалиста, выступающие в роли инструментальных ценностей. В рамках этико-аксиологической подготовки и воспитания личности специалиста значительное внимание должно быть уделено формированию его иерархии ценностей. В этом отношении необходимым является усвоение и присвоение им системы профессионально-этических ценностей, главными из которых являются ценность человека и общества. Воздействие на общество, группу и личность осуществляется специалистом не только посредством вовлечения их в деятельность, получение положительного конечного результата деятельности и осознание этого обстоятельства клиентом и его социальным окружением, но и посредством прямого воздействия на сознание клиента. В процессе непосредственного общения специалиста социальной сферы с клиентом им осуществляется экспонирование собственной системы ценностей и ее, пусть и не прямое, обоснование, доказательство ее истинности посредством как рассуждений, так и практической деятельности, направленной на реализацию ценностей. Будучи обоснованными социальным работником и социальным педагогом и подкрепленными его конкретными действиями, элементы его системы ценностей приобретают значимость и в сознании клиента и, следовательно, могут стать элементами системы ценностей клиента или приобрести более высокие ранги в его иерархии ценностей. Соответственно этому, жизнедеятельность клиента и его мировоззрение в результате социальной работы могут трансформироваться в сторону их гуманизации.

Значимость и глубина воздействия специалиста социальной сферы на клиента, общество, направление и темпы социального прогресса говорят о том, что подобная миссии не может быть возложена на каждого желающего и не каждый социальный работник в состоянии ее ответственно и эффективно выполнять. Гуманистические и аксиологические основания профессии, высокая значимость ее результатов для человека и общества обусловливают предъявление высоких требований не только к профессиональным знаниям и навыкам специалиста, но и к качествам его личности, проявляющимся в его профессиональном поведении, деятельности и отношениях. Случайный человек, выполняя свои профессиональные обязанности в меру внешней необходимости, может, конечно, принести пользу, однако эффективность его деятельности будет недостаточной. Следовательно, актуальны профессиональный отбор специалистов социальной сферы и оценка профессиональной пригодности специалистов. Основными профессионально-этическими критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие:

наличие знаний и навыков, необходимых для практики профессиональной специалиста социальной сферы;

наличие развитых профессионально значимых качеств личности;

наличие актуализированной потребности в профессиональном и личностном совершенствовании.

Ролью личности специалиста социальной сферы в повышении эффективности деятельности, влиянием содержания его профессионального сознания на общественное сознание детерминируется высокая значимость профессионального отбора и профессиональной подготовки в социальной работе. При этом этические и ценностные ориентации специалиста или будущего специалиста, его установки на реализацию этих ценностей должны стать основой его личности, реализуемой в процессе профессиональной и обыденной жизнедеятельности.

В формировании кадрового состава социальной работы социальной педагогики большую роль может сыграть ориентация молодежи и подростков на профессиональную деятельность в этой сфере. Однако ориентирование на социальную работу молодежи и подростков может помочь решить проблемы лишь в будущем. Это очень важно, но не достаточно, поскольку социальная работа уже в настоящее время должна решать поставленные перед ней задачи. Поэтому большое значение приобретает не только профессиональная ориентация, но и профессиональный отбор, имеющие целью не допустить в профессиональную социальную работу случайных людей и наоборот, привлечь индивидов, чьи качества в максимальной степени соответствуют профессионально-значимым чертам личности специалиста. При профессиональном отборе по личностным качествам может использоваться любая из широко известных психологических техник исследования личности – от беседы до тестирования. Главное при этом – выявление задатков (в случае, если речь идет о личности, находящейся в стадии формирования) и уже сложившихся качеств (если речь идет о зрелой личности).

Профессиональный отбор, осуществляемый при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, должен иметь основной целью выявление направленности личности будущего специалиста, его личностного потенциала, возможность коррекции его личности с тем, чтобы будущий специалист в процессе профессиональной подготовки мог повысить свой гуманистический потенциал, усовершенствовать уже имеющиеся позитивные профессионально-значимые личностные качества. Профессиональный отбор, проводимый среди кандидатов при поступлении на работу в учреждение социальной защиты, может носить более узкий характер и иметь основной целью выявление профессиональной пригодности с точки зрения уже имеющихся основных качеств личности, с учетом того, что необходимые профессиональные навыки могут быть приобретены или усовершенствованы непосредственно в процессе практической деятельности.

 


[1] См.: Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. – Спб: 1867. Деонтология, или наука о морали. Т. 1,2.. – М.: Инфра-М, 1997.

[2] См.: Философский энциклопедический словарь. Ред.-сост. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. – М.: ИНФРА-М, 2012. С. 143.

[3] Карпенко Л.А. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990г., с. 463.

[4] Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993., с. 28.