Борьба с помыслами с помощью приема - перемена лукавых помыслов на благие

"Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: „Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу". А когда приходят пожелания провести жизнь в девстве и чистоте, то принимайте их с благодарностью, таинственно упражняясь в искусстве святости. Когда-нибудь одна чаша весов перевесит. Одни люди стремятся к святости, сражаясь со своими страстями и грехами, а другие — любя Христа и следуя Его святой воле. Первые достигают немногого, потому что они ведут жестокую „холодную войну". Вторые достигают большего. Для любящих Христа греховные страсти пред радостью ощущаемой ими любви Божией теряют свои очарование и силу. Когда рассветает и в нашу комнату проникает солнечный луч, тьма неизбежно отступает»."[219]

 

Старец Порфирий пишет об обращении греховных искушений в чистые, нечто похожее написал и свят. Игнатий Брянчанинов:

"Преподобный Нил Сорский, основываясь на наставлении святого Исаака Сирского, предла­гает следующий способ борьбы с греховными помыслами — разумеется, когда брань не силь­но действует и уступает этому способу. Этот спо­соб заключается в том, чтоб лукавые помыслы превращать в благие и добродетелями подмени­вать, так сказать, страсти. Например, если при­дет помысл гнева или памятозлобия, то полезно вспоминать о кротости и незлобии, о заповедях Господа с угрозою воспрещающих гнев и памятозлобие; если придет помысл и ощущение пе­чали, то полезно вспоминать силу веры и слова Господа; Который воспретил предаваться боязни и печали, уверив и заверив нас Своим Боже­ственным обетованием, что и власы главы нашей изочтены у Бога, что ничего не может случиться с вами без Промысла и попущения Божиих. Преподобный Варсонофий Великий сказал: «Отцы говорят: если демоны увлекают ум твой в блуд, напоминай ему о целомудрии; если же увлекают в чревообъядение, приведи ему на память пост. Таким образом поступай и в отношении других страстей». Так поступай, когда восстанут по­мыслы сребролюбия, тщеславия и прочие грехов­ные помышления и мечтания. Этот способ, по­вторяем, весьма хорош, когда он оказывается достаточно сильным; он указан нам Самим Господом."[220]