Правила: игрушки управляют миром

Так утверждал Наполеон. Так же он и действовал, щедро на-всевозможными знаками отличия своих солдат и гене-юв. Говорят, что Наполеон знал имя каждого солдата своей ш, не говоря уже об офицерах. Здесь на практике были, как ш, задействованы даже не одна, а две «игрушки» — награда ^ знание имени. Сами по себе зги «пустяки» ничего не стоят, какой эффект они давали! На полную мощность эксплуати-гись «маленькие человеческие слабости»: каждому приятно замеченным и отмеченным, носить знак, наглядно под-крждающий эту честь. Вдвойне приятно, когда командующий 1ей помнит твое имя и к нему можно обратиться запросто.

409«Быть на короткой ноге» со своим руководством очень много значит для рядового исполнителя, «сокращение дистанции» таит в себе мощный заряд энтузиазма.

«В своих взаимоотношениях с людьми, — напоминает Д. Карнеги, — не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием». Внемлите, педагоги: этими недостатками страдают и подрастающие люди, все, что осело во взрослом, сперва было в ребенке. Принимайте его таким, каким он есть, откажитесь от иллюзий, опирайтесь на действительное, а не желаемое. Будем учиться понимать ученика, вместо того чтобы его насильственно изменять. Попытаемся ответить себе, почему он поступает так, как он поступает, и почему он не может поступить иначе. Это намного полезнее и интереснее, чем заниматься критикой и понуканиями. И развивает в нас сочувствие, терпимость, доброжелательность.

Порассуждаем немного о тех «скрытых пружинах», которые таятся в глубине нашего сознания, нажимая на которые можно приводить человека в активное состояние, полное энергии и желания действовать. Исходить будем из того, что натура человеческая многолика, а поэтому всегда предпочтительнее применять многие слабые стимулы, чем один сильнодействующий: в таком случае что-нибудь обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который сделана ставка, может и не попасть в цель.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Это стремление следует поощрять и активизировать его, взывая к самолюбию, подчеркивая возможность улучшения достижений. Любой школьник прекрасно понимает, что занимается недостаточно и мог бы улучшить свою успеваемость. Что же ему не хватает? Одного сознания мало, нужен и толчок. Его-то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление. В педагогической литературе описано немало конкретных приемов, побуждающих учащегося работать лучше. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер и опирается на личность школьника. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставьте обучаемого произнести: «И я не хуже других!»

Надо, чтобы учащийся почувствовал вашу озабоченность и >ил вам. Тогда возможность доверительной беседы увели-:я: «Саша, твой долг перед собой, твоими родителями и деством — учиться лучше. Не каждому дано быть гением, каждый может и должен много работать. Никто не ожидает тебя невозможного. Тебе нечего стыдиться и расстраиваться *за того, что у других дела идут лучше, просто старайся изо сил. Никто не требует от тебя большего. И ты обязательно ннься успеха».

Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилеж-учебной работе служит представление обучаемому объек-шой информации о его индивидуальном познавательном прессе, причем в сравнении с другими участниками процес-Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или !стема открытых перспектив» по В. Шаталову. Педагоги, ис->щие эти приемы стимулирования, достигают более вы-темпов продвижения в учебе. И секрета тут особого нет — 1ство людей любят слушать, когда о них говорят прият-вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемо-I», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и >влетворения собой.

Исследователи (один из них — Д. Брофи из Мичиганского !рситета) установили, что важна не столько похвала учите-I, сколько наличие обратной связи и позитивной поддержки него.

Участникам, вовлеченным в познавательный процесс, необ-со в каждый данный момент знать, где они находятся, на-[ько продвинулись. Обратная связь — в любой форме — ш доходить до учащихся вовремя. Контрольная (или :) в среду, оглашение результатов в четверг — это во-;мя; сообщать же о результатах месяц спустя практически юлезно.

Осторожно поддерживайте соперничество. Человек — су-конкурирующее, и от этого факта нам никуда не деться. ;менная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе соперниками. На вопрос, должна ли школа поощрять сопер-5ство и в какой мере, пока нет однозначного ответа. Но, по опыту зарубежной, в частности американской, школы, терничество между учащимися необходимо поощрять и ис-[ьзоватъ его как стимул для побуждения их к более активно-

IIму труду. Методы соревнования в школе позволяют не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формируют готовность достойно встречать неудачи, радоваться успехам.

Педагогу, прибегающему к данному стимулу, необходимо хорошо все взвесить. Нужно учесть, что проигравшие окажутся в невыгодном свете, их престиж снизится. У них может развиться чувство неуверенности, безысходности, собственной неполноценности, а в особенно трудных случаях и аварийное эмоциональное состояние — стресс.

Поэтому пусть соперничество между учениками больше напоминает спортивное соревнование, где победы и неудачи чередуются, но азарт остается всегда. Пусть у каждой группы соревнующихся будут одинаковые шансы на победу. Уравнивайте группы так, чтобы у каждой из них была равная доля побед и поражений. Если в процессе соревнования у кого-то из учащихся наступает чрезмерное эмоциональное напряжение, постарайтесь его деликатно отстранить от участия в дальнейшем соперничестве, назначив, к примеру, арбитром или разработчиком заданий, условий.

Хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Для достижения успеха кое-что потребуется.

• Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию.

• Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала халтурно сделанного становится оскорблением интеллекта и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает.

• Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарности получать всегда приятно, но общие, безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с написанными от руки, адресованными тебе одному теплыми словами. ^ Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы и восхищены.

• Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрюмый, то учащийся, скорее всего, не поверит его словам.

Критикуйте, сопереживая. Психолог Ю. Красовский советует делать это грамотно, во всеоружии современных научных достижений:

подбадривающая критика («Ничего. В следующий раз сде-

лучше. А в этот раз не получилось»); критика-упрек («Ну, что же ты? А я на тебя так рассчиты-

критика-аналогия («Когда я был таким, как ты, я допустил ю такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего м»);

критика-надежда («Надеюсь, что в следующий раз ты вы-1шь задание лучше»);

• критика-похвала («Работа сделана хорошо. Но только не этого случая»);

• безличная критика («В нашем классе есть еще ученики, >рые не справляются со своими обязанностями. Не будем

их фамилии»);

критика-озабоченность («Я очень озабочен сложившейся щей, особенно у таких наших учеников, как...»); > критика-сопереживание («Я хорошо тебя понимаю, вхожу 5§вое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не вы-гена...»);

• критика-сожаление («Я очень сожалею, но должен ска->, что работа выполнена не качественно»);

• критика-удивление («Как? Неужели ты не подготовил ж? Не ожидал...»);

&•. • критика-ирония («Делали, делали и... сделали. Работа что ю! Только как теперь в глаза людям будем смотреть?!»); критика-упрек («Эх, ты! Я был о тебе гораздо более высо-мнения...»);

• критика-намек («Я знал одного человека, который посту-точно так же, как и ты. Потом ему пришлось плохо...»);

• критика-смягчение («Наверное, в том, что произошло, юват не только ты...»);

критика-укоризна («Что же ты сделал так неаккуратно? Ее вовремя?»);

критика-замечание («Не так сделал. В следующий раз

1йся сделать лучше»);

критика-требование («Работу тебе придется переделать!»); конструктивная критика («Задание выполнено неправиль-к Что ты собираешься теперь предпринять?»);

• критика-опасение («Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне»).

413Переходите на контракты. Этот вид стимулирования в последнее время практикуется в западных школах. Уловив в характере учащегося деловую хватку, учитель предлагает ему составить деловой контракт на выполнение взаимных обязательств. Учащийся берет на себя обязательства выполнить работу на должном уровне, а учитель •— объективно и вовремя ее оценить. Контракт считается одинаково нарушенным, если обучаемый выполнил свою работу на более высоком уровне или учитель выставил более высокую оценку, чем заслуживает данная работа.

Ищите нестандартные решения. Лучше все-таки действовать по проверенным правилам. Но ведь кому-то нужно создавать и проверять новые. Старайтесь, но осторожно.

Дайте обучаемому шанс спасти свой престиж. В девяносто девяти случаях из ста, отмечают авторы специальных психологических исследований, люди ни в чем себя не упрекают, как бы не правы они ни были. Превосходно! Будем использовать эту слабость. Пусть обучаемый думает, что в плохой оценке виноват не он, а исключительно учитель. Пусть он оправдывается неблагоприятным стечением обстоятельств и невезением. Не будем торопиться с разрушением его иллюзий. Дадим ему шанс спасти свой престиж, оправдаться перед собой.

 

Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Особенностью воспитания детей в еврейских семьях является выражение одобрения за каждый малейший успех, каждую удачу. Еврейская мать или отец семейства никогда не скажут, что их ребенок ленив, неспособен или неряшлив. Они хвалят его беззастенчиво и постоянно, создавая тем самым комплекс превосходства и заставляя ребенка тянуться к вымышленному идеалу. В еврейских школах педагоги стремятся создавать своим ученикам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. В этом, кажется, и состоит главный секрет еврейского воспитания, которое в подавляющем большинстве случаев достигает успеха.

Поощрения, которые применяются в российских, украинских, белорусских семьях и школах, куда более скупые, невыразительные и прямолинейные. Главное, что они редко осуществляются публично, а как будто украдкой, мимоходом. Чаще прибегайте к поощрениям. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима:

1ствуйте так, чтобы все, на что побуждаете своих учащихся, юсь им нетрудным. Пусть они верят в собственные силы.

они будут рады сделать все, что вы им предложите. Присваивайте титулы, звания, облекайте высокими полноуспешно работающих учащихся. Не скупитесь! Неко-16 из них так ждут вашего признания, что сделают все, что ю, лишь бы оказаться замеченными.

Стимулирование педагога:

Составьте себе наглядную схему, подобную изображенной на рис. 31, чтобы помнить, как много есть у вас возможностей для стимулирования учащихся.

Переходите на контракты

Хвалите

КАК

СТИМУЛИРОВАТЬ УЧАЩИХСЯ

Дайте шанс

спасти свой

престиж

Обращайтесь к самолюбию

Показывайте достижения

Ищите нестандартные решения

Критикуйте сопереживая

Создавайте

потребность

признания

Рис.31

На педагогической практике примените методику развития мотивации «Дидактическая свобода» и посмотрите, что из этого получится.