Инвестиционный портфель, сущность, типы портфелей

Понятие инвестиционного портфеля, принципы его формирования. Основные задачи управления инвестиционным портфелем. Основные признаки классификации портфелей ценных бумаг. Расчет показателей доходности отдельных финансовых инструментов и инвестиционного портфеля организации в целом. Особенности управление портфелем ценных бумаг. Методы анализа состояния фондового рынка и инвестиционных качеств ценных бумаг.

Инвестиционный портфель – портфель ценных бумаг и инвестирование.

Понятие «Портфель ценных бумаг» - Совокупность ценных бумаг, которыми располагает инвестор (отдельное лицо, организация, фирма).

Цель формирования портфеля ценных бумаг – сохранить и приумножить капитал.

Принципы формирования инвестиционного портфеля:

- обеспечение безопасности (страхование от всевозможных рисков и стабильность в получении дохода);

- достижение приемлемой для инвестора доходности;

- обеспечение ликвидности;

- достижение оптимального соотношения между доходностью и риском, в том числе путем диверсификации портфеля.

Портфельное инвестирование имеет ряд особенностей и преимуществ:

- с помощью такого инвестирования можно придать совокупности ценных бумаг, объединенных в портфель, инвестиционные качества, которые не могут быть достигнуты при вложении средств в ценные бумаги какого-то одного эмитента;

- умелый подбор и управление портфелем ценных бумаг позволяет получать оптимальное сочетание доходности и риска для каждого конкретного инвестора;

- портфель ценных бумаг требует относительно невысоких затрат в сравнении с инвестированием в реальные активы, поэтому является доступным для значительного числа индивидуальных инвесторов;

- портфель ценных бумаг на практике обеспечивает получение достаточно высоких доходов за относительно короткий временной интервал.

Для составления инвестиционного портфеля необходимо:

- формулирование основной цели, определение приоритетов (максимизация доходности, минимизация риска, рост капитала, сохранение капитала и т.д.);

- отбор инвестиционно привлекательных ценных бумаг, обеспечивающий требуемый уровень доходности;

- поиск адекватного соотношения видов и типов ценных бумаг в портфеле для достижения поставленных целей;

- мониторинг инвестиционного портфеля по мере изменения основных параметров инвестиционного портфеля.

Инвестиционные портфели бывают различных видов. Критерием их классификации может служить источник дохода от ценных бумаг, образующих портфель, и степень риска.

Обычно ценные бумаги обеспечивают получение дохода двумя способами:

- за счет роста их курсовой стоимости;

- за счет получения дополнительных доходов (в виде дивиденда по акциям или купонного дохода по облигациям).

Инвестиционные ценные бумаги приносят доход в виде процентного дохода и прироста рыночной стоимости. Доходность портфеля – характеристика, связанная с данным промежутком времени. Длина этого периода может быть произвольной. На практике используют обычно нормированную доходность, т.е. доходность, приведенную к выбранному базисному периоду, обычно году. Доходность портфеля за период можно вычислять по формуле:

rp= (W1-W0)/W0

где rp – доходность портфеля за определенный период времени, %;

W0 – стоимость портфеля в начале периода, руб.;

W1 – стоимость в конце периода, руб.

Управление портфелем коммерческого банка заключается в поддержании баланса между ликвидностью и прибыльностью. Сумма принадлежащих банку ценных бумаг непосредственно связана с умением банка управлять ценными бумагами и зависит от размера банка.

Ликвидность ценной бумаги можно оценить по агрегированному показателю ликвидности:

LA=(Nbid*Nask)/(Pask/Pbid-1)^2

где LA – агрегированный показатель ликвидности ценной бумаги;

Nbid, Nask – количество заявок на покупку и продажу соответственно, шт.;

Pbid, Pask – средняя цена покупки и продажи соответственно, руб.

Практика инвестиционной деятельности в странах с развитыми финансовыми рынками выработала целый арсенал приемов и методов анализа эффективности инвестиций в ценные бумаги. Анализ эффективности инвестиций в ценные бумаги сводится к анализу эффективности поведения на рынке конкретной ценной бумаги. При этом были выработаны различные подходы к анализу фондового рынка ценных бумаг.

В общем плане можно выделить следующие подходы в подобного рода анализе:

- фундаментальный,

- технический,

- системный.

 

30. Бизнес-план инвестиционного проекта

Назначение бизнес-плана инвестиционного проекта. Исходная информация для составления бизнес-плана. Состав разделов бизнес-плана и степень их детализации. Содержание основных разделов бизнес-плана: резюме; анализ положения дел в отрасли; существо предлагаемого проекта; анализ рынка; план маркетинга; производственный, организационный, финансовый планы; оценка эффективности инвестиционного проекта; анализ инвестиционных рисков.

Бизнес-план собственно инвестиционного проекта представляет собой четко структурированный документ, в котором обосновывается привлекательность, выгодность, жизнеспособность инвестиционного проекта, его направленность, количественные и качественные показатели его эффективности. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, обосновываются возможности их решения за счет реализации намечаемого инвестиционного проекта. Бизнес-план инвестиционного проекта дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения Инвестиционный менеджмент нового товара на рынок, ценах, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения.

Цель и методика составления бизнес-плана. Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана, доступность в изучении и понимании содержания данного документа. Бизнес-план должен обеспечивать полноту информированности участников ИП, достоверность содержащихся в бизнес-плане материалов.

При составлении бизнес-плана инвестиционного проекта руководствуются следующими принципами:

- объективность и надежность входной и выходной информации;

- необходимость и достаточность параметров, выходных и промежуточных данных для принятия обоснованных решений по ИП на всех фазах и циклах его реализации;

- комплексность и системность рассмотрения влияния всех факторов и условий на ход и результаты осуществления ИП;

- возможная краткость бизнес-плана. Особенно не рекомендуется перегружать начальную часть бизнес-плана;

- отсутствие общих и неконкретных формулировок, выделение привлекательных, конкретных, бесспорных преимуществ анализируемого проекта;

- отсутствие приукрашиваний и неверной интерпретации выходных и других данных, влияющих на принятие решений по ИП.

Бизнес-план должен быть убедительным, лаконичным, понятным широкому кругу людей, а не только специалистам, пробуждать интерес у партнера и не изобиловать техническими подробностями. Только заинтересовав потенциального инвестора, фирма-проектоустроитель может надеяться на успех своего дела.

Составление бизнес-плана инвестиционного проекта необходимо для решения следующих основных задач:

- четкой формулировки целей фирмы-проектоустроителя, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

- разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;

- определения необходимых объемов финансирования инвестиционного проекта и поиска источников финансовых средств;

- выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;

- организации системы контроля над ходом осуществления проекта;

- подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов.

Разработка бизнес-плана позволяет решить еще одну задачу - прогнозировать различные сценарии развития событий и выявить препятствия, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Это позволяет подготовить варианты действий по их преодолению.

Не менее важна еще одна деталь, связанная с разработкой бизнес-плана, – организация контроля над ходом реализации проекта. Система контроля включает набор конкретных показателей, периодичность их оценки, величины предельно допустимых отклонений или пороговых значений, ответственных исполнителей. Составление бизнес-плана. При формировании бизнесплана особое внимание надо уделить языку и стилю изложения материала. Он должен быть понятен всем, особенно потенциальным инвесторам и партнерам. В частности, не надо использовать в тексте профессиональный сленг среды, малопонятный для инвестора, который обычно не разбирается в производственных тонкостях.

При составлении бизнес-плана лучше избегать излишней эмоциональности в изложении преимуществ инвестиционного проекта, а вместо этого включать в план цифровые показатели. Они более эффективно воздействуют на потенциальных партнеров. Однако при восприятии и оценке большого количества цифрового материала могут возникнуть затруднения, особенно когда происходит ознакомление с бизнес-планом. В этой связи рекомендуется прибегать к свертыванию информации: ее классифицируют по определенным категориям и представляют в аналитической форме – табличной или графической. Когда информация представлена в систематизированном виде, то возможна сравнительная оценка и цифровые показатели воспринимаются намного легче и результативнее.

Структура бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании-проектоустроителя, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Его структура не регламентирована нормативными документами. Она зависит от масштабов проекта и сферы его действия. Хотя разные авторы приводят отличные друг от друга структуры бизнес-планов, состав их основных разделов остается практически неизменным: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание компании и производимых ею товаров (услуг), исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. Обычно оформление бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане.

Вторая страница плана обычно содержит оглавление, которое должно отражать его структуру – номенклатуру разделов или параграфов. Затем идет введение, в котором указывают сведения о предприятии – инициаторе проекта, общие и конкретные цели проекта (какая продукция намечается к выпуску, ее конкурентоспособность, объем намечаемых инвестиционных затрат и т.п.). Если в бизнес-плане раскрываются коммерческие секреты проектоустроителя, то рекомендуется включить в данный раздел бизнес-плана меморандум о конфиденциальности.

Объем раздела «резюме» не должен превышать нескольких страниц. В этом разделе отражается все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором, то есть, информация, дающая представление о фирме и обеспечивающая необходимые данные, которые характеризуют ее коммерческую деятельность. В приоритетном порядке указываются основные преимущества нового проекта с точки зрения уровня производства и качества намечаемой к выпуску продукции. Составители плана должны кратко и четко сформулировать основные цели проекта, его конкретные задачи, а также результаты, которые ожидаются от реализации ИП. Таким образом, в разделе должны быть освещены основные цели фирмы, ее стратегия, разработанные для ее достижения конкретные мероприятия.

В разделе «Виды товаров и услуг» (другие авторы называют этот раздел «Описание предприятия и отрасли») отражено текущее состояние отрасли, место и положение фирмы на рынке. Подготовке раздела предшествует значительная предварительная работа по анализу перспектив развития производства планируемой продукции. В рамках данного раздела необходимо подробно представить предлагаемые товары и услуги, указать их основные преимущества в глазах потребителя, а также имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время, и тем, что собирается в будущем предложить фирма, так как выход на рынок и рост объемов продаж напрямую зависит от уникальных свойств представленного в бизнес-плане продукта.

Одним из ключевых является раздел «Описание инвестиционного проекта» («Сущность инвестиционного проекта»), в котором следует раскрыть основные цели проекта, его достоинства, предпосылки к осуществлению, характер и объем планируемой продукции, ее конкурентоспособность. Здесь же указывают основные стадии развития проекта – от предварительных исследований до окончания эксплуатации проекта.

Цель раздела «Рыночные исследования и анализ сбыта» («Оценка рынка сбыта и конкурентов») - предоставить инвестору достаточные фактические материалы, чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь определить, кто будет покупать планируемую к выпуску продукцию и какова ее ниша на рынке.

В разделе бизнес-плана, посвященном маркетингу («План маркетинга»), освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения выпускаемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане были указаны общая стратегия маркетинга, принятая на фирме, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Важно провести оценку возможности просчетов и ошибок, их «стоимость». Большое значение имеют также организация предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров, формирование общественного мнения о товарах и фирме.

Раздел «План производства» включается в бизнес-план инвестиционных проектов, связанных с производством товаров. Главная задача этого раздела

- убедить потенциальных инвесторов и партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки.

В разделе «Оценка риска и страхование» проводится оценка неопределенности и риска того, что цели инвестиционного проекта не будут достигнуты, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. В данном разделе целесообразно отразить перечень возможных рисков, вероятность их возникновения и ожидаемого ущерба от этого, организационные меры по предотвращению и нейтрализации рисков, способы страхования от рисков. Раздел бизнес-плана, касающийся финансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. Это позволяет проводить анализ инвестиционных затрат, ожидаемых объемов выручки и издержек производства, оценку потребности в финансовых средствах на каждом шаге реализации проекта.

Организационный план содержит краткую характеристику организационной структуры компании: функции и задачи структурных подразделений, порядок взаимодействия служб и исполнителей, организация контроля над реализацией проекта. Отражаются сведения о персонале, информация о правовом обеспечении деятельности фирмы. В конце бизнес-плана делаются выводы и предложения – краткий, но достаточно информативный итог оценки сущности, целей, задач и возможных результатов реализации инвестиционного проекта. Желательно дополнить бизнес-план справочной информацией: полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

Как видно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты деятельности предприятия. Состав разделов может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи. Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть выпущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.