Автоматизация

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения [p], неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый [p], то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким [p`]. Если же вна­чале получится мягкий [р'], то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым [р].

Постановка звука [p] является длительной. Поэтому авто­матизация звука [р] проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания [p]. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова», «друг». Вначале звуку [р] в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).

Ребенка просят повторить слоги:

Pa-pa-pa — в школу пора.

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки не бери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

Для закрепления произношения можно использовать игры, загадки, пословицы, поговорки.

Игра для закрепления произношении звука [р]:

Вороны

Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.

Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар-кар...».

Ёлочка: «Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар...».

Ёлочка: «Вот собаки прибегают,

И вороны улетают...».

Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р...».

Игра для закрепления произношения звука [р']

Соблюдай порядок

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях кото­рых имеется звук [р'], например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резин­ка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

Далее можно дополнить предложения словами, в которых содержится звук [p], с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук [p] и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке… (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут… (дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели… (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели… (лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся… (овцы, козы, коровы); Мама купила… (книга, ведро, шапка).

Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просим ребенка составить рассказ по картинке.