Автоматизация
После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения [p], неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый [p], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [p`]. Если же вначале получится мягкий [р'], то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым [р].
Постановка звука [p] является длительной. Поэтому автоматизация звука [р] проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания [p]. С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова», «друг». Вначале звуку [р] в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).
Ребенка просят повторить слоги:
Pa-pa-pa — в школу пора.
Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.
Ры-ры-ры — летают комары.
Ри-ри-ри — червей в руки не бери.
Ор-ор-ор — большой топор.
Арь-арь-арь — новый календарь.
Для закрепления произношения можно использовать игры, загадки, пословицы, поговорки.
Игра для закрепления произношении звука [р]:
Вороны
Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.
Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).
Как под ёлочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар-кар...».
Ёлочка: «Из-за корочки подрались,
Во все горло раскричались».
Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар...».
Ёлочка: «Вот собаки прибегают,
И вороны улетают...».
Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р...».
Игра для закрепления произношения звука [р']
Соблюдай порядок
Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях которых имеется звук [р'], например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резинка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.
Далее можно дополнить предложения словами, в которых содержится звук [p], с опорой на картинки. Например, логопед называет часть предложения, а дети выбирают картинку на звук [p] и дополняют предложение соответствующими словами: Мама посадила на грядке… (свекла, лук, морковь). Или: В нашем лесу растут… (дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели… (маки, тюльпаны, розы); В цирке мы видели… (лев, тигр, слон); В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы); На лугу пасутся… (овцы, козы, коровы); Мама купила… (книга, ведро, шапка).
Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просим ребенка составить рассказ по картинке.