Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.

Недостатки речи бывают различной степени сложности. Речевое нарушение у детей может быть выражено в различных формах: от полного отсутствия речи или лепетного её состояния до развёрнутой речи, но с элементом фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Но чаще отмечается недостаток в произношении лишь отдельных звуков.

Точное представление об особенностях произношения можно легко составить при помощи набора картинок: ребенок называет то, что изображено на картинках, и это позволяет выявить имеющиеся в его речи недостатки. Можно рекомендовать, например, следующие картинки: для выявления произнесения звука ш – изображение кошки, шара; звука с – сахара, сумки; ж – жука, ножниц; з – козы, зайца; б – бус, рыбы; р – рака, руки; л – лупы, пилы. Ребенок, имеющий недостатки произношения, произносит, например, вместо кошка – «коска», вместо рак – «лак» и т.д.

Определив таким образом, какие звуки ребенок неправильно произносит в словах, необходимо проверить, умеет ли он вообще их произносить. Для этого следует предложить ребенку повторять за взрослым отдельные звуки, например ш, р и т.д.

Если ему это удается, необходимо проследить, чтобы он так же произносил этот звук и в словах. В тех случаях, когда ребенок не произносит звук вовсе, необходимо специально заняться формированием или постановкой звука. Для этого следует прежде всего обратить внимание самого ребенка на недостаток его произношения. Покажите примеры правильного произнесения звука и при этом сосредоточьте внимание ребенка на работе органов речи, артикуляции звука.

Для таких детей коррекция звука должна служить опорой для развития слухового восприятия, а период закрепления звука должен обязательно сопровождаться выработкой умения различать и выделять звуки, как из собственной речи, так и из речи окружающих.

Говоря другими словами, логопедическое воздействие должно выработать правильные навыки произношения, и восполнить пробелы звукового анализа.(Р. И. Шуйфер)

Применение той или иной методики исправления дефектов звуков зависит от возраста ребёнка.

Работа по исправлению недостатков звукопроизношения состоит из основных этапов: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звуков (в случаях замены одного звука другим или смешениях).