Активная артикуляционная гимнастика.

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существеную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание ребенка на проприоцептивных ощущениях.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

 

Упражнения для развития мимических мышц лица.

1) Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.

2) Нахмуривание бровей.

3) Поднимание бровей (образование продольных морщин).

4) Надувание щек.

5) Проглатывание слюны.

6) Открывание и закрывание рта.

7) Жевательные движения.

 

Упражнения для развития губной мускулатуры.

1) Вытягивание губ вперед трубочкой.

2) Растягивание их в стороны.

3) Чередование движений "хоботок - оскал".

4) Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

5) Размыкание губ при закрытом и открытом рте.

6) Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа "поцелуй").

7) Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).

8) Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).

9) Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:

· Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).

· Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).

· Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее - упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.

Упражнения для язычной мускулатуры.

1) Прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов.

2) Выдвигание языка вперед.

3) Втягивание языка назад, внутрь.

4) Опускание языка вниз.

5) Приподнимание языка вверх.

6) Боковые отведения (вправо и влево).

7) Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти.

8) Суживание языка и заострение его.

9) Переключение различных позиций.

Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.