тренинговых групп
Помощь в исследовании и решении психологических проблем | Группы решения психологических проблем | ||||
Улучшение психического здоровья | Группы психического здоровья и качества жизни | ||||
Цели групповой работы в тренинге | Изучение психологических основ общения | Группы социально-психологического тренинга | |||
Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения | Группы тренинга развития самосознания | ||||
Содействие личностному росту и саморазвитию | Группы личностного роста | ||||
Рис. 3. Основные цели тренинговой работы.
Ответ на второй вопрос предполагает наличие:
• требуемого уровня квалификации психолога как группового тре
нера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых за
нятий;
• помещения для проведения таких занятий и его достаточную
оснащенность;
• группы людей (подростков), желающих принять участие в подоб
ной работе;
• тщательно разработанной программы тренинга.
Подготовленность психолога к проведению тренинга чает не только знакомство с теоретическими основами разно образных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.
Важно также желание учащихся стать членами тренинго-вой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы, сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.
Перед началом занятий психолог должен подготовить программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утверждение районным (окружным) методическим советом по психологии или администрацией школы при условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена и уточнена, а как прошедшая апробацию — утверждена окончательно.
И.В. Бачков предлагает примерную структуру программы психологического тренинга в школе:
• название программы и имя разработчика;
• пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосно
вывается содержание программы и используемые методы, рас
крываются основные теоретические положения, указываются
организационные условия проведения занятий и общее количе
ство часов);
• тематический план занятий (номера и названия тем, примерное
количество занятий и часов);
• структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы каж
дого занятия);
• содержание тренинга (это основная часть программы; представ
ляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным
описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.);
• список используемой литературы.
До завершении тренинга психологу следует проанализировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт. По-видимому, полезным может стать написа- «Анализа реализации программы тренинга...», в котором у раскрыть особенности протекания группового процесса, уделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы.
Для облегчения проведения такого анализа представляется целесообразной постоянная фиксация важных впечатлений и замечаний в течение всего периода реализации программы. Необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении.
Подводя итоги каждого проведенного тренингового занятия, нужно использовать какую-либо схему, бланк, регулярное заполнение которого позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который пригодится, помимо итогового анализа, для составления аналитических справок и отчетов. Использование подобного бланка не следует путать с регистрацией содержания тренинговой программы в соответствующем разделе журнала (отдельном журнале). При регистрации не проводится анализ, а только отмечаются занятия и их темы в соответствии с принятыми разделами журнала (см. раздел VII).
В схеме анализа могут присутствовать следующие разделы, в которых можно кратко привести необходимые пояснения и рассуждения.
1. Тема занятия и время проведения.
2. Участники занятия (краткое обобщенное описание группы и ее
особенностей, если таковые имеются).
3. План занятия (проводимые упражнения, методики, тесты). Здесь
необходимо отметить как запланированное (в соответствии с
целями и задачами), так и реально проведенное. При значитель
ном расхождении запланированного и проведенного желатель
но описать причины того, что получилось и собственные действия
для реализации намеченных при планировании целей.
4. Наиболее удачные упражнения и психотехники. Желательно от
метить условия, при которых эти упражнения так хорошо полу
чились (например, хорошая мотивация группы, внезапно прогля
нувшее солнце, которое улучшило настроение, удачная шутка
ведущего или одного из участников группы и т.п.).
5- Неудавшиеся упражнения и психотехники. Здесь тем более необходимо отметить характерные ошибки, допущенные специалистом, которые, по его мнению, и послужили причиной неудач, а также другие возможные причины. Необходимо привести пред. ложения по предотвращению подобных ошибок в будущем.
6. Интересные случаи, незапланированно возникшие на занятии
Желательно привести собственное объяснение подобных ситу
аций, возможные причины происшедшего, возможность/невоз
можность планирования подобных ситуаций в дальнейшей ра
боте.
7. Особенности поведения участников. Желательно хотя бы крат
ко описать динамику поведения и характерные особенности,
отметить возможные личностные и эмоциональные характе
ристики участников, послужившие причиной такого поведения.
Отметить положительный или отрицательный характер про
изошедшего.
8. Ошибки, которые следует учесть. Их характер и связь с интел
лектуальными или личностными особенностями участников.
9. Важные достижения, методические находки.
10. Краткое подведение итогов занятия с выводами и дальнейшим
планированием занятий по итогам проведенного.
Такой развернутый анализ каждого занятия не нужен. Необходимо описать лишь особенные случаи, выделяющиеся характеристики каждого занятия и свои соображения по этим поводам. Все это если и не пригодится в годовом аналитическом отчете, то, по крайней мере, в значительной степени послужит повышению квалификации, структурированию рефлексии специалиста, а в конечном итоге повысит эффективность дальнейшей работы.
* В данном виде программа ФПП может быть использована в деятельности психолога коррекционной школы V вида.