СТРУКТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

Суть структурного конструирования программ очень проста:

· Программа строится из управляющих структур, имеющих один вход и один выход

· Любая управляющая логика программы может быть реализована с помощью структур Последовательность, Если_То_Иначе, Цикл_Пока.

Начнем знакомиться с конструированием программ на примере простой программы.

Простая программа

Программа в языке Object Pascal включает следующие компоненты:

Program < имя программы>;

uses < список модулей, используемых в программе >;

const < раздел описания констант >;

type < раздел описания типов >;

var < раздел описания переменных >;

function < описание функции >;

procedure < описание процедуры >;

begin {основной блок программы }

<операторы>;

End.

Пример простой программы:

Программа вычисляет значение общих затрат на приобретение определенного количества товара по известной цене за его единицу.

Покупка товара осуществляется в фирме «Товары - почтой», где кроме стоимости товара взимается почтовый сбор.

Программа вычисляет значение:

общие затраты = количество товара × стоимость единицы + почтовый сбор

Текст программы Account(расчет) и пояснения приведены ниже (таблица 2.1).


Таблица 2.1 Текст программы Account

Текст программы Пояснения
program Account; const POSTAGE = 5; Var number: integer; price : integer; cost : integer; begin readln(number, price); cost:= number*price; cost:= cost + POSTAGE; writeln(cost); end. Заголовок программы Account Раздел описания констант почтовый сбор:имя константы – POSTAGE значение – 5. Раздел описания переменных Количество товара :имя– number тип – целый Цена единицы товара:имя – price тип– целый Стоимость товара :имя– cost тип– целый Раздел операторов (основной блок) Оператор ввода с клавиатуры значений переменныхnumberиprice. Оператор присваивания переменнойcostзначения произведения значений переменныхnumberиprice(результат – стоимость товара без почтового сбора). Оператор присваивания переменной costсуммы ее предыдущего значения и значения константыPOSTAGE(другими словами, увеличивает значение переменной cost на значение константы POSTAGE). Вычисленное значение – общие затраты. Оператор вывода на дисплей значения переменной cost(общие затраты). Завершение раздела операторов (завершение текста программы). После символа «.»(точка) любой текст компилятором не воспринимается и не обрабатывается!

Выполним трассировку (прослеживание) программы при значении переменных number = 4, price = 10. В таблицу занесем точное отображение того, как изменяются значения переменных в основном блоке программы (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Трассировка программы Account

Оператор Значения констант и переменных
POSTAGE number price cost
Begin вход в программу
? ? ?
readln ( number, price ); ?
cost := number*price;
cost := cost + POSTAGE;
writeln ( cost ); Вывод на дисплей: 45
End. Выход из программы

2.2 Консольное приложение

Консоль – это монитор и клавиатура, рассматриваемые как единое устройство. Консольное приложение Delphi– это программа на языке Object Pascal, которая выполняется без графического интерфейса в отдельном окне операционной системы Windows. Когда открывается новое консольное приложение в интегрированной среде разработки Delphi,новая форма не создается и для разработки программы используется только редактор кода.

Будем использовать консольное приложение, чтобы познакомиться с основами конструирования программ на языке Object Pascal.