СТРУКТУРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОГРАММ
Суть структурного конструирования программ очень проста:
· Программа строится из управляющих структур, имеющих один вход и один выход
· Любая управляющая логика программы может быть реализована с помощью структур Последовательность, Если_То_Иначе, Цикл_Пока.
Начнем знакомиться с конструированием программ на примере простой программы.
Простая программа
Программа в языке Object Pascal включает следующие компоненты:
Program < имя программы>;
uses < список модулей, используемых в программе >;
const < раздел описания констант >;
type < раздел описания типов >;
var < раздел описания переменных >;
function < описание функции >;
procedure < описание процедуры >;
begin {основной блок программы }
<операторы>;
End.
Пример простой программы:
Программа вычисляет значение общих затрат на приобретение определенного количества товара по известной цене за его единицу.
Покупка товара осуществляется в фирме «Товары - почтой», где кроме стоимости товара взимается почтовый сбор.
Программа вычисляет значение:
общие затраты = количество товара × стоимость единицы + почтовый сбор
Текст программы Account(расчет) и пояснения приведены ниже (таблица 2.1).
Таблица 2.1 Текст программы Account
Текст программы | Пояснения |
program Account; const POSTAGE = 5; Var number: integer; price : integer; cost : integer; begin readln(number, price); cost:= number*price; cost:= cost + POSTAGE; writeln(cost); end. | Заголовок программы Account Раздел описания констант почтовый сбор:имя константы – POSTAGE значение – 5. Раздел описания переменных Количество товара :имя– number тип – целый Цена единицы товара:имя – price тип– целый Стоимость товара :имя– cost тип– целый Раздел операторов (основной блок) Оператор ввода с клавиатуры значений переменныхnumberиprice. Оператор присваивания переменнойcostзначения произведения значений переменныхnumberиprice(результат – стоимость товара без почтового сбора). Оператор присваивания переменной costсуммы ее предыдущего значения и значения константыPOSTAGE(другими словами, увеличивает значение переменной cost на значение константы POSTAGE). Вычисленное значение – общие затраты. Оператор вывода на дисплей значения переменной cost(общие затраты). Завершение раздела операторов (завершение текста программы). После символа «.»(точка) любой текст компилятором не воспринимается и не обрабатывается! |
Выполним трассировку (прослеживание) программы при значении переменных number = 4, price = 10. В таблицу занесем точное отображение того, как изменяются значения переменных в основном блоке программы (таблица 2.2).
Таблица 2.2 Трассировка программы Account
Оператор | Значения констант и переменных | |||
POSTAGE | number | price | cost | |
Begin | вход в программу | |||
? | ? | ? | ||
readln ( number, price ); | ? | |||
cost := number*price; | ||||
cost := cost + POSTAGE; | ||||
writeln ( cost ); | Вывод на дисплей: 45 | |||
End. | Выход из программы |
2.2 Консольное приложение
Консоль – это монитор и клавиатура, рассматриваемые как единое устройство. Консольное приложение Delphi– это программа на языке Object Pascal, которая выполняется без графического интерфейса в отдельном окне операционной системы Windows. Когда открывается новое консольное приложение в интегрированной среде разработки Delphi,новая форма не создается и для разработки программы используется только редактор кода.
Будем использовать консольное приложение, чтобы познакомиться с основами конструирования программ на языке Object Pascal.