Обсуждение результатов обследования ребенка
Наиболее важным в проведении комиссии является коллегиальное обсуждение. По результатам обследования ребен проводится краткое совещание всех специалистов ПМПК. РоД11' тели (законные представители) и ребенок при этом не прясУ ствуют. Каждый специалист кратко докладывает свое заклкЯ ние, высказывает мнение о возможном прогнозе развития 1 бенка в различных ситуациях (как благоприятных, так негативных), предлагает собственный вариант образовать ного маршрута. Представленные заключения обсуждают1
9ПЯ
вляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизи-С°С тся рекомендации. Особые мнения фиксируются в заклю-
иях специалистов в общем протоколе обследования. 46 Коллегиальное заключение, являясь составной частью про-ла ПМПК, представлено на отдельном бланке. Оно состо-,г> явух частей: собственно заключения и рекомендации к по дальнейшему образовательному маршруту, так и по Ь зданию дополнительных специализированных условий вне-Чебного характера (медикаментозная поддержка, помощь циалистов вспомогательного плана, необходимое измене-нИе социальных условий и т.п.).
Алгоритм формирования коллегиального заключения
Поскольку психолог как полноправный член ПМПК участвует в формировании коллегиального заключения, необходимо привести общий план его обсуждения и написания. Необходимо обсудить и описать в заключении следующее:
1. Имеются ли у ребенка признаки психического дизонтогенеза (от
клоняющегося развития), или его дизадаптация обусловлена
иными причинами. Наличие дизонтогенеза указывает на необ
ходимость специальной коррекционной работы с ребенком. При
отсутствии признаков отклоняющегося психического развития
(нарушениях функционального плана) дальнейшая работа с ре
бенком может быть организована в семье, учебном учреждении
при минимальном вмешательстве специалистов.
2. Отмечается тип дизонтогенеза: недоразвитие, асинхрония раз
вития, поврежденное или дефицитарное развитие либо рядо-
положенное сочетание нескольких вариантов отклоняющегося
развития. Тип отклоняющегося развития позволяет судить о
стратегических направлениях коррекционно-развивающей ра
боты, виде коррекционного образовательного учреждения, про
грамме обучения (развития).
При отсутствии признаков дизонтогенеза на этом этапе уточняются и квалифицируются причины дизадаптации, послужившие причиной обращения на ПМПК.
• Варианты отклоняющегося развития внутри данного типа дизонтогенеза1 и их выраженность.
Г"в —
ПцЛо Ос^овУ Деятельности системы ПМПК Орловской области как основной °ТКт Н°" пл°ЩаДки проекта ТАСИС положена психологическая типология 0пИс НяюЩегося развития, предложенная авторами (см. Приложение 1). с°отв НИе типологических вариантов и особенности их оценки приведены в Тствующих работах [108; 109; 110].
Указание вариантов психического развития в рамках рде ного типа дизонтогенеза (например, при недостаточном развитии выраженная парциальная несформированность регуляторНо компонента деятельности, при асинхронном развитии — иска* ние преимущественно эмоционально-аффективной сферы — л группа РДА по О.С. Никольской и т.п.) позволяет более точно выб рать (индивидуализировать) программы коррекционно-развиваю щего обучения, их уровень и сложность.
Индивидуальные особенности развития ребенка — поведен ческие, коммуникативные, учебно-познавательные (в том чис ле ресурсные) возможности развития ребенка в его обучении и социализации.
На основании этих данных разрабатываются рекомендации по индивидуальной коррекционно-развивающей работе (в условиях ре-абилитационного центра, лечебного учреждения, учреждениядо-полнительного образования, ППМС-центра, других учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты). Основные рекомендации по условиям образования (образовательный маршрут):
5.1. Нуждается ли ребенок в специальных образовательных ус
ловиях.
5.2. Квалификация необходимых образовательных условий (тип и
вид специального (коррекционного) образовательного учреж
дения, дополнительная специализированная помощь в усло
виях данного образовательного учреждения, вне его и т.д.).
5.3. Рекомендуемые программы обучения, формы его органи
зации (образовательные, коррекционные программы, сту
пень обучения, возможности фронтального или индивиду
ального обучения, особые условия обучения).
5.4. Необходимы ли (и какие именно) дополнительные формы
обучения, развития, коррекции.
5.5. Сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендо
ванных ему условиях (по показаниям). Сроки контроля могу
рекомендоваться как для самой ПМПК, так и непосредств»
но для консилиума образовательного учреждения, где будет
находиться ребенок. Например, в коллегиальном заключен!
в разделе рекомендаций может быть написано следующее «Контроль динамики развития ребенка районной ПМПК—/1 начала четвертой четверти текущего учебного года».
5.6. Та часть специализированных рекомендаций, которые <
ределяют непосредственно специалисты, где уточняютс
конкретизируются особенности сопровождения ребенка и.
даются рекомендации родителям по организации доМа1
них условий развития ребенка (прописывается в заклКЭ'
ниях специалистов, в виде их особого мнения, если тако*
имеется).
при возникновении противоречивых мнений по поводу енки состояния ребенка и рекомендаций по дальнейшему звитию и обучению принимаются компромиссные реше-q направленные на более благоприятные (в социальном не) дЛЯ ребенка условия. В этих случаях могут быть екомендованы диагностические периоды обучения, психотического и СОцИально_Правового сопровождения, динами-еское наблюдение специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. В любом случае на этом этапе ребенку всегда рекомендуются условия обучения и развития, соответствующие более легкому и перспективному из дифференцируемых психолого-педагогических диагнозов. Таким образом, У ребенка всегда остается шанс использовать свои ресурсные, не учтенные в процессе экспертизы, возможности «оправдать» более легкий диагноз, сделать тот «рывок» в развитии, возможность которого интуитивно предполагают специалисты.
Однако следует всегда помнить, что в этом случае именно специалисты, решающие вопрос о помещении ребенка (пусть даже на диагностический период) в более легкие и перспективные, на их взгляд, условия, берут на себя груз ответственности за возможно потерянное время ребенка (в случае, если их предположения не оправдаются).
После завершения коллегиального обсуждения представитель ПМПК (им может быть как психолог, так и любой другой член ПМПК)1 знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями в форме, доступной для их понимания, но в то же время профессионально обоснованной. Часто возникает необходимость (для разъяснения или убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекомендации) представить коллегиальное заключение всех специалистов с предполагаемым прогнозом дальнейшего развития и обучения ребенка.
Подобное заключение может быть представлено как в орга-ы Управления образования (в качестве основания для на-
"~RrT~—
оопрос о том, кто будет сообщать родителям (законным представителям) Мендации комиссии, должен решаться каждый раз индивидуально. Выбор От ДСТавителя ПМПК в этом трудном и, в общем, неблагодарном деле зависит Нов °ГИх Факторов. В первую очередь от состояния родителей, других чле-Род емьи> их социокультурного или профессионального статуса, степени из с «Э С Ребенком и многого другого. В каждом случае необходимо исходить людени прав ребенка на адекватное его возможностям образование.
правления ребенка в образовательное учреждение), так ц учреждение, в которое направлен ребенок (как основание дл зачисления и руководство для организации коррекционно* работы), а также инициатору направления на ПМПК. Ици циатору обращения на ПМПК полное заключение может це редаваться только с согласия родителей. В ином случае ини циатор направления ребенка на ПМПК может получить толь ко рекомендации по специальному запросу.
По требованию родителей им может быть выдана справка произвольной формы о том, что ребенок прошел обследование на ПМПК. Выписка из протокола ПМПК с коллегиальным заключением и рекомендациями передается всем иным адресатам через родителей (законных представителей) ребенка.
Во всех мероприятиях, связанных с оглашением результатов и документами, большую роль играет психолог ПМПК. Именно он, в соответствии с психологическими особенностями родителей, должен определить форму и содержание как коллегиального заключения, так и (желательно) процедуру этой части проведения комиссионного обследования. В первую очередь это важно для соблюдения прав ребенка на адекватное его возможностям образование. Особенно важны здесь психотерапевтические способности психолога. Следует учитывать, что психоэмоциональное состояние родителей в этой ситуации часто бывает очень сложным. Именно на ПМПК в полной степени включаются все защитные и, как правило, неадекватные психологические механизмы. Основная задача психолога в этом случае, помимо проведения обследования ребенка, — правильно и адекватно провести консультирование родителей, так чтобы они поняли и приняли новые условш существования ребенка в образовательной среде, его новый с разовательный маршрут. Это бывает очень трудно как для ci мих родителей, так и для всех специалистов ПМПК, в первую очередь для психолога как основной фигуры в этой зачастую трагической для самооценки и самопринятия родителей ситу ации.
2.6. Повторное обращение на ПМПК
Повторное обращение на ПМПК по поводу детей с неблаго приятной динамикой развития обычно инициируется KoSd лиумом образовательного учреждения, в котором нахоДйт'
бенок, другими учреждениями и ведомствами, непосред-венно работающими с ребенком, самими родителями (за- представителями). Повторное обращение может
ициироваться, контролироваться и самой ПМПК.
В рамках методической работы с консилиумами образова-ельных учреждений специалисты ПМПК информируют их о средствах формирования у семьи адекватного отношения к повторному направлению на ПМПК. Естественно, что формирование подобной мотивации родителей также является в первую очередь задачей педагога-психолога. Следует учитывать, что подобная работа с родителями должна исходить из особенностей их психоэмоционального состояния, того этапа психодинамики, на котором они находятся (подробнее см. раздел IV, главу 4).
Структура построения беседы с родителями для формирования адекватной мотивации повторного обращения на ПМПК может быть примерно такой [78]:
• апелляция к тем или тому из родителей (законных представите
лей) ребенка, которые действительно представляют и защища
ют его интересы;
• аргументированное информирование родителей (законных
представителей) о неблагоприятной динамике развития ребен
ка в данных условиях;
• информирование о возможных причинах неблагоприятной ди
намики развития (несоответствие данных условий особенностям
развития ребенка; необходимость уточнения диагноза и реко
мендаций; предполагаемая необходимость в поддерживающем
или стационарном лечении, возможно — в сопровождении со
стороны специалистов учреждений социальной защиты или пра
воохранительных органов (в корректной форме) и др.);
• важность своевременного, быстрого прояснения причин небла
гоприятной динамики развития ребенка и разработки эффектив
ных рекомендаций (подчеркнуть связь временного фактора и
прогноза развития ребенка);
• представление гипотезы о возможных последствиях пребыва
ния ребенка в неадекватных для него условиях (подчеркнуть важ
ность поиска условий, адекватных особенностям развития ре
бенка);
• непосредственное мотивирование семьи на повторное обраще
ние на ПМПК.
2.7. Распределение времени и документирование деятельности психолога ПМПК
Общей рекомендацией необходимо считать гибкий вии с |
вопросам распределения рабочего времени в соответствии с
гиональными, местными, сезонными особенностями рабсу ПМПК.
В то же время педагог-психолог ПМПК является специ листом в системе образования, а психолого-медико-педагоп ческая комиссия — образовательным учреждением (как пт обособленности комиссии, так и при существовании ПМЩ как структурного подразделения ППМС-центра). Следовател] но, на психолога ПМПК распространяются все имеющиеся к настоящему времени нормативные документы Министерства образования.
Поэтому в распределении времени деятельности психолога в структуре ПМПК следует исходить из 18-часового периода непосредственно приема детей и подростков, их родителе (законных представителей), других лиц, представляющих интересы ребенка, а также проведения коллегиальных заседаний комиссии (при разделении деятельности ПМПК н; индивидуальное обследование ребенка и последующее коллегиальное обсуждение его образовательного маршрута). Другие 18 часов рабочего времени (из 36-часовой рабочей недели] следует использовать на подготовку заключений по результатам углубленного обследования, подготовку (написание) коллегиальных заключений, заключений непосредственно для родителей и инициаторов обращения на ПМПК, других в дов заключений. В этот же период рабочего времени (как и психологов других видов образовательных учреждений) п водится психопрофилактическая (просветительская), орган зационно-методическая и аналитическая работа.
При ежегодном планировании деятельности (как отмеч ется в руководстве ТАСИСа) психолог ПМПК вправе расе делять 2/з годового рабочего времени, необходимого для посредственного приема лиц, обратившихся в ПМПК в с< ветствии с реальным запросом, в частности с запросе комплектацию специальных (коррекционных) образовав ных учреждений (то есть, например, в марте-апреле i прием детей и подростков чаще).
В ситуации собственно комиссионного обследования, то обследования ребенка всеми специалистами комиссии сраз.
первичный или повторный прием), на прием одного ре-0|Д а или подростка и сопровождающих его родителей (закон-^ представителей), других заинтересованных лиц в среднем **Ь дится два астрономических часа, на повторный прием — 0 час В течение этого времени специалисты проводят ана-
первичной информации, коллегиальное планирование об-дования и непосредственное обследование ребенка или под-стка, консультирование родителей (законных представителей), угих заинтересованных лиц, оформление заключения и рекомендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ебенка, окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций и представление этих документов родителям (законным представителям).
В том случае, если комиссия работает в двухэтапном режиме (сначала индивидуальные обследования специалистами, затем коллегиальное обсуждение состояния ребенка и принятие решения по его дальнейшему обучению и развитию), на индивидуальное психологическое обследование ребенка должно отводиться соответствующее особенностям его развития и возрасту время, в целом не превышающее 1,5-2 часов. Затраты времени на проведение коллегиального обсуждения комиссии для различных категорий детей приведены в Приложении 2.
В соответствии с учетом реального запроса на прием населения (по записи детей на обследование в ПМПК) составляется еженедельный график приема. При этом еженедельное планирование деятельности психолога должно включать выделение части рабочего времени на проведение общих сессий (коллегиальных обсуждений). Также имеет смысл запланировать время на клинические разборы сложных случаев, которые можно рассматривать как повышение квалификации специалистов ПМПК и школьных консилиумов. Таким обра-'ом, время, отводимое для подобных сессий, является еди-НЬ1м для всех специалистов ПМПК.
Поскольку деятельность психолога является лишь состав-и частью деятельности комиссии, рядоположной деятель-сти других специалистов ПМПК, в собственной рабочей Ументации педагога-психолога ПМПК не предусмотрена т ая-либо конкретизация содержания и организации дея-ьности психолога в составе ПМПК. Различными методист ИМИ РУков°Дствами, инструктивным письмом Министер-°бразования РФ о деятельности психолого-медико-педа-
гогической комиссии за № 27/2967-6 от 14.07.2003 преду матривается отдельная документация (в том числе и для цСй холога), в связи с чем дублировать ее в собственной докуадев тации не имеет смысла1. Соответственно, для ведения раб0 чей документации можно использовать журналы стандартнее образца, в частности «Рабочий журнал психолога образова ния» [105].
Проведение индивидуального обследования ребенка на ПМПК регистрируется в журнале регистрации видов работ на соответствующей строке в разделе «Диагностика» (в графах «Первичное обследование», «Повторное обследование»), а консультирование родителей/законных представителей — соответственно, в разделе «Консультирование» (в графах: «Консультирование родителей», «Консультирование специалистов») — можно на той же строке. Соответственно, в графе «Код причины обращения» можно отметить «ОМ» (определение образовательного маршрута) с расшифровкой «ПМПК» либо другой аналогичный буквенно-цифровой код.
В журнале может быть создана специальная графа «Проведение консилиума/комиссии», в которой регистрируется участие психолога в коллегиальном обследовании ребенка или же участие в коллегиальном обсуждении данных после проведения индивидуальных обследований каждым специалистом (при двухэтапном, индивидуально-коллегиальном проведении комиссии). Подобную форму участия психолога в деятельности ПМПК также следует отметить тем или иным образом в журнале регистрации видов работ. При этом если психологу приходится не только доводить до сведения родителей решение комиссии о рекомендуемом образовательном маршруте, необходимых дополнительных консультациях (например, обращении в специализирован
1 В соответствии с разрабатываемыми моделями, в частности с упомин емым проектом ТАСИС, деятельность ПМПК подлежит строгому документ рованию разного уровня. Поскольку в целом комиссия — это командЯ образование, большинство документов является общим для всех специал стов ПМПК. Журнал ПМПК, протоколы, коллегиальные заключения и т-либо ведутся всеми специалистами одновременно, либо ведение этой До1{' ментации доверяется назначенному специалисту, которым может быть и п<
холог. Индивидуальной документацией психолога в первую очередь явл ся заключение по результатам проведенного им обследования, которо* должно принципиально отличаться от стандартного психологического лючения (см. раздел III).
медицинские учреждения для обследования ребенка
** т п-)> если ему приходится еще и доказывать, уговари-
ь их выполнить рекомендации комиссии, то есть исполь-
вать свой психотерапевтический потенциал, то, помимо
еГо прочего, он имеет право отметить эту ситуацию как
тдельную единицу своей деятельности в соответствующей
афе журнала регистрации «Консультация родителей».