Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
Работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии и акустической дисгра-фии (дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания).
Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.
Формирование дифференциации звуков проводится с
опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедви-
гательный, зрительный. Использование тех или иных ана
лизаторов определяется характером нарушения дифферен-
цировок. ,
В большинстве случаев при фонематической дислексии и акустической дисграфии замены букв обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.
Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи.
В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует,
таким образом, совершенствованию звукопроизносительной дифференциации. ~!
Наиболее часто у умственно отсталых детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц—с, ч—т', ч—щ), звонких и глухих, особенно смычных (д—т, б—п, г—к), свистящих (з—с), шипящих (ж—ш), твердых и мягких, свистящих и шипящих (с—ш, з—ж, Ц—ч). С учетом постепенного усложнения можно рекомендовать следующую последовательность в работе над звуками: б—п, д—т, г—к, з—с, ж—ш, с—ш, з—ж, ц—с, ч—т', ч—щ.
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховЬй образ каждого из смешиваемых звуков^' Работа проводится по следующему плану:
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель
ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические
ощущения. Например, при уточнении правильной артику
ляции звука с необходимо обратить внимание на его произ
несение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка
находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощу
щения уточняется, что при произнесении этого звука обра
зуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не
дрожат. Слуховой образ звука с сравнивается с образом не
речевого звука (как будто течет вода из крана).
2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходи
мо научить детей выделять звук из слога на слух и в произно
шении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так,
логопед называет слоги, включающие, например, звук с и
не имеющие его (да, са, во, ны, сы, лу, со, су). Дети
должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится
звук с.
3. Формирование умения определять наличие звука в сло
ве. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и
не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходны
ми акустически и смешиваемыми в произношении. Изучае
мый звук необходимо связать с соответствующей буквой.
Впервые буква вводится только после узнавания звука в раз-
личном звуковом окружении. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.
Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:
1) Поднять соответствующую букву на заданный звук.
2) Назвать картинки, из них отобрать те, в названии
которых имеется заданный звук. Картинки на смешивае
мые звуки не включаются. Например, на первом этапе
дифференциации звуков скшисключаются слова со зву
ком ш и другими сходными звуками. Примерные кар
тинки: сова, рыба, лук, косынка, сумка, парта, лопа
та, лес, собака.
3) Подобрать к заданной букве картинки, в названии
которых имеется соответствующий звук. Не предлагают
ся картинки, в названии которых встречаются фонети
чески сходные звуки. Картинки при этом не называются.
Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления о нем.
4) Придумать слова, которые включают звук, соот
ветствующий предъявленной букве.
5) Разделить страницу на две части. Слева написать
букву, справа поставить черточку. Логопед произносит
различные слова. Если ученик услышит слово с задан
ным звуком, то он должен нарисовать кружок (или запи
сать слово) под буквой, т.е. слева. Если слово не имеет
в своем составе нужного звука, то кружок ставится (или
записывается слово) справа.
4. Определение места звука в слове: в начале, в середи
не, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
5. Выделение слова с данным звуком из предложения.
Дается, например, задание выделить из предложения сло
ва, включающие заданный звук.
По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же после-
довательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.