Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Работа по дифференциации фонем проводится при уст­ранении фонематической дислексии и акустической дисгра-фии (дисграфии на основе нарушений фонемного распозна­вания).

Нарушение дифференциации фонем проявляется в неус­воении букв, в заменах фонетически близких звуков при чте­нии и соответствующих букв на письме.

Формирование дифференциации звуков проводится с
опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедви-
гательный, зрительный. Использование тех или иных ана­
лизаторов определяется характером нарушения дифферен-
цировок. ,

В большинстве случаев при фонематической дислексии и акустической дисграфии замены букв обусловлены нечет­костью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации сме­шиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестети­ческие ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточне­нию и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных рече­вых органов (губ, языка, голосовых складок) во время про­изношения звуков речи.

Предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков речи.

В логопедической работе необходимо учитывать, что со­вершенствование слухового различения звуков будет успеш­нее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, мес­то каждого звука в слове, тем более четко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует,


таким образом, совершенствованию звукопроизносительной дифференциации. ~!

Наиболее часто у умственно отсталых детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: афф­рикат и звуков, входящих в их состав (ц—с, ч—т', ч—щ), звонких и глухих, особенно смычных (д—т, б—п, г—к), свис­тящих (з—с), шипящих (ж—ш), твердых и мягких, свистя­щих и шипящих (с—ш, з—ж, Ц—ч). С учетом постепенного усложнения можно рекомендовать следующую последователь­ность в работе над звуками: б—п, д—т, г—к, з—с, ж—ш, с—ш, з—ж, ц—с, ч—т', ч—щ.

Работа по формированию звукопроизносительной диф­ференциации конкретных пар смешиваемых звуков включа­ет два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется про­износительный и слуховЬй образ каждого из смешиваемых звуков^' Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­
ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические
ощущения. Например, при уточнении правильной артику­
ляции звука с необходимо обратить внимание на его произ­
несение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка
находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощу­
щения уточняется, что при произнесении этого звука обра­
зуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не
дрожат. Слуховой образ звука с сравнивается с образом не­
речевого звука (как будто течет вода из крана).

2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходи­
мо научить детей выделять звук из слога на слух и в произно­
шении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так,
логопед называет слоги, включающие, например, звук с и
не имеющие его (да, са, во, ны, сы, лу, со, су). Дети
должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится
звук с.

3. Формирование умения определять наличие звука в сло­
ве. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и
не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходны­
ми акустически и смешиваемыми в произношении. Изучае­
мый звук необходимо связать с соответствующей буквой.
Впервые буква вводится только после узнавания звука в раз-


личном звуковом окружении. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также пра­вильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения наличия звука в слове предлагаются сле­дующие упражнения:

1) Поднять соответствующую букву на заданный звук.

2) Назвать картинки, из них отобрать те, в названии
которых имеется заданный звук. Картинки на смешивае­
мые звуки не включаются. Например, на первом этапе
дифференциации звуков скшисключаются слова со зву­
ком ш и другими сходными звуками. Примерные кар­
тинки: сова, рыба, лук, косынка, сумка, парта, лопа­
та, лес, собака.

3) Подобрать к заданной букве картинки, в названии
которых имеется соответствующий звук. Не предлагают­
ся картинки, в названии которых встречаются фонети­
чески сходные звуки. Картинки при этом не называются.

Это задание является более сложным, чем предыду­щее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представления о нем.

4) Придумать слова, которые включают звук, соот­
ветствующий предъявленной букве.

5) Разделить страницу на две части. Слева написать
букву, справа поставить черточку. Логопед произносит
различные слова. Если ученик услышит слово с задан­
ным звуком, то он должен нарисовать кружок (или запи­
сать слово) под буквой, т.е. слева. Если слово не имеет
в своем составе нужного звука, то кружок ставится (или
записывается слово) справа.

 

4. Определение места звука в слове: в начале, в середи­
не, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения.
Дается, например, задание выделить из предложения сло­
ва, включающие заданный звук.

По указанному плану отрабатывается каждый из смеши­ваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конк­ретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же после-


довательности, что и работа по уточнению слуховой и про­износительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа — различение звуков, рече­вой материал должен включать слова со смешиваемыми зву­ками.