Развитие фонематического анализа и синтеза

Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы пред­ставляет собой сложную психическую деятельность. У ум­ственно отсталых детей именно эта форма языкового анали­за и синтеза максимально страдает. В связи с этим при кор­рекции нарушений чтения и письма особое внимание уделя­ется развитию фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и слож­ным. Элементарный фонематический анализ — это выделе­ние (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их коли­чества, места по отношению к другим звукам (после какого звука/перед каким звуком). Таким фонематическим анали­зом дети овладевают лишь в процессе специального обуче­ния

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:


 

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. оп­
ределение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить
первый и последний звук в слове, а также его место (нача­
ло, середина, конец слова). При формировании указанно­
го действия предлагаются следующие задания: определить в
слове первый звук, последний звук; определить место звука
в слове.

3. Определение последовательности, количества и места
звуков по отношению к другим звукам.