Развитие фонематического анализа и синтеза
Наиболее распространенными ошибками при дислексии и дисграфии являются искажения звукослоговой структуры слова. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У умственно отсталых детей именно эта форма языкового анализа и синтеза максимально страдает. В связи с этим при коррекции нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука/перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. оп
ределение наличия звука в слове.
2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить
первый и последний звук в слове, а также его место (нача
ло, середина, конец слова). При формировании указанно
го действия предлагаются следующие задания: определить в
слове первый звук, последний звук; определить место звука
в слове.
3. Определение последовательности, количества и места
звуков по отношению к другим звукам.