VII. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция
В русском языке имеется шесть пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием голосового компонента (б — п, в— ф, д— т, з— с, ж— ш, г — к). При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки (м, н, л, р, ]) не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют ц, ч, щ, х.
В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих согласных формируется относительно поздно по причине их акустической близости. Однако произносительная противоположность этих звуков усваивается рано, так как дифференциация по звонкости—глухости — характерная особенность русского языка. Дефекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звукопроизношения). Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная коорди-нированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.
Нарушения звонкости и глухости проявляются следующим образом: 1) оглушение звонких звуков, 2) озвончение глухих согласных звуков, 3) смешение звонких и глухих.
Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е. дефекты звонкости.
При устранении этих нарушений начинать работу целесообразно со щелевых согласных, так как при их произношении звучание продолжается более длительно, чем при произношении смычных, и звук воспринимается легче.
В процессе коррекции дефектов звонкости и глухости необходимо работать в двух направлениях: а) над слуховой
дифференциацией звонких и глухих согласных, б) над произносительной дифференциацией. Усвоение различия в артикулировании звонких и глухих согласных достигается с помощью объяснения и актуализации тактильно-вибрационного ощущения.