VII. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция

В русском языке имеется шесть пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием го­лосового компонента (б — п, в— ф, д— т, з— с, ж— ш, г к). При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они рас­крыты. Сонорные звуки (м, н, л, р, ]) не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют ц, ч, щ, х.

В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих согласных формируется относительно по­здно по причине их акустической близости. Однако произ­носительная противоположность этих звуков усваивается рано, так как дифференциация по звонкости—глухости — характерная особенность русского языка. Дефекты звонкос­ти и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушени­ем звукопроизношения). Причинами нарушений произно­шения звонких и глухих согласных звуков являются недораз­витие фонематического восприятия, недостаточная коорди-нированность в работе голосового и артикуляторного аппа­рата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые складки могут как бы запазды­вать с включением или, наоборот, с выключением.

Нарушения звонкости и глухости прояв­ляются следующим образом: 1) оглушение звонких звуков, 2) озвончение глухих согласных звуков, 3) смешение звон­ких и глухих.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т.е. дефекты звонкости.

При устранении этих нарушений начинать работу целесо­образно со щелевых согласных, так как при их произноше­нии звучание продолжается более длительно, чем при про­изношении смычных, и звук воспринимается легче.

В процессе коррекции дефектов звонкости и глухости необходимо работать в двух направлениях: а) над слуховой


 


дифференциацией звонких и глухих согласных, б) над про­износительной дифференциацией. Усвоение различия в ар­тикулировании звонких и глухих согласных достигается с по­мощью объяснения и актуализации тактильно-вибрацион­ного ощущения.