Значения и типы
Цель программы состоит в вычислении значений.
Значение данных может представлять собой число, символ или указатель на другой объект данных.
Компьютер оперирует с физическими представлениями значений, которыми являются совокупности битов, байтов или слов оперативной памяти (множества D'иR'нарисунке 1.1).
В программе для определения и вычисления значений используют типы, константы, переменные, выражения, операторы.
Одной из главных характеристик данных является тип.
Типопределяет физическое представление данных, а также множество допустимых значений и операций над ними.
Например, тип Word(слово) определяет целые значения без знака, которые занимают в памяти 2 байта. Допустимые значения такого типа лежат в диапазоне от 0 до 65535.
Тип в языке Object Pascal может определяться программистом:
Type
<имя типа> = <описание типа>
Пример:
Type
Boolean = (false, true); {данные этого типа могут принимать только
два значения: false – 0иtrue – 1}
Простые типы языка Object Pascal приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Простые типы языка Object Pascal
Тип данных | Интервал допустимых значений |
Целый: Byte Word Cardinal ShortInt SmallInt Integer Int64 | 0 .. 255 0 .. 65535 0 .. 4294967295 – 128 .. 127 – 32768 .. 32767 – 2147483648 .. 2147483647 – 263.. 263 – 1 |
Вещественный: Real48 Real Single Extended | ±2.9*10-39 .. ±1.7*1038 ±5.0*10-324 .. ±3.4*10308 ±1.5*10-45 .. ±3.4*1038 ±3.6*10-4932 .. ±1.1*104392 |
Логический: Boolean | false, true |
Символьный: Char ANSIChar WideChar | Эквивалентен ANSIChar Символ ASCII (1 байт) Символ Unicode (2 байта) |
Константы и переменные
Константы – это данные, значения которых не изменяется при выполнении программы. Константа в языке программирования характеризуется следующими атрибутами:
· наименование;
· значение.
Синтаксис:
<имя константы> = <значение>;
Пример:
N = 10; {N– имя константы, 10– значение}
Переменные – это данные, значения которых изменяются при выполнении программы. Переменная в языке программирования характеризуется следующими атрибутами:
· наименование;
· тип;
· текущее значение.
Синтаксис:
<имя переменной> : <тип>;
Пример:
X: byte; {X– имя переменной, byte– тип}
Описание переменной подразумевает выделение памяти для хранения ее значения, но не определяет само значение переменной!
Поэтому в программе все начальные значения переменных должны быть инициализированы (заданы) до первого «использования» переменных. Инициализировать переменные можно, например, с помощью операторов присваивания или ввода.