Спрос: сущность, закон спроса, неценовые факторы.

 

Рыночный спрос это то количество товаров и услуг, которое потребители хотят и в состоянии приобрести по любой из возможных цен за единицу времени в данных экономических условиях.

Закон спроса гласит: При снижении цены количество спрашиваемого товара увеличивается и, наоборот.Действие закона спроса объясняется:

1) действием закона убывающей предельной полезности. Покупатели покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

2) действием эффекта дохода. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату;

3) действием эффекта замещения. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.

Неценовые факторы:

- доход потребителя.

- вкусы и предпочтения покупателей;

- инфляционные ожидания покупателей;

- цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Если при росте цены на один товар спрос на другой снижается, то данные товары – взаимодополняющие. Если же при росте цены на один товар спрос на другой растёт, то данные товары – взаимозаменяемые;

- число покупателей.

Зависимость объема спроса от всех определяющих его факторов показывает функция спроса:

QD = f (P, Z1, Z2, …Zn),

где Р – цена;

Z1, Z2, …Zn – неценовые факторы.

Изменение одной или более детерминант спроса (неценовых факторов) – вызывает изменение спроса: Изменение цены продукта вызывает изменение величины спроса, ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой спроса.

Существуют исключения, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью:

1) эффект Гиффена: рост спроса на товар происходит при повышении цены на него. Эффект Гиффена имеет место при росте спроса на относительно дешевый товар, несмотря на то, что текущая цена на него повысилась;

2) асимметричная информация, то есть ситуация, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Например, низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;

3) эффект Веблена (престижное потребление). Товар в этом случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится потребительским благом;

4) эффект ожидаемой инфляции. В период экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.