Развитие психологии в эпоху Возрождения

В этот период психология стремилась преодолеть сакральность (преобладание идей церкви над разумом) Средневековья. Это было временя возвращения принципов античной науки. В это время зарождается новый предмет науки. Психология становится наукой о сознании. XV – XVII вв. остались в памяти человечества как период взлета разных видов искусства. Реформация изменила и сознание людей. Была открыта Америка, сделаны астрономические открытия Н.Коперника, Галилея, Дж.Бруно, И.Кеплера, в философии – Т.Мора, М.Монтеня («Опыты»), Э. Роттердамского, Н.Макиавелли.

Проблемы психики изучались меньше, чем раньше, но активно изучались проблемы способностей и познания. Один из титанов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Он считал, что субъект должен осознавать себя центром духовных сил, подражать природе, «преобразовывать природу своим творчеством».

Новая трактовка эмоций и аффектов была представлена в XVI веке в работе Бернардино Телезио (1509 – 1588). Его учение о движущих силах – источниках энергии для разных форм развития – утверждает, что именно противоположные силы и их борьба и есть источник всякого развития. Главная цель природы – сохранение достигнутого состояния. В концепции Телезио впервые возникла идея гомеостаза (совокупность сложных приспособительных реакций организма животного и человека, направленных на устранение или максимальное ограничение воздействия различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (напр., постоянство температуры тела, кровяного давления и т. п.)), т.е. закону самосохранения подчиняется, по мнению Телезио, развитие всей психики, а разум и эмоции регулируют этот процесс. В положительных эмоциях проявляется сила души, в отрицательных – ее слабость.

Наряду с возрожденческой Италией новые гуманистические взгляды на психику зафиксированы и в других странах. Например, в Испании в XVI веке Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492 – 1540) в книге «О душе и жизни» доказал: природа человека познается наблюдением и через опыт. Он предложил для обобщения чувственных данных новый способ – индукцию (это операцию логики позже детально разработал Ф.Бэкон). Вивес считал наиболее важным для подавления отрицательного чувства не сдерживание этого чувства, а подавление его разумом или вытеснение другим солее сильным переживанием.

Другой испанский психолог Хуан Уарте (1530 - 1592) требовал применить индукцию при исследовании индивидуальных различий между людьми, чтобы определить их профпригодность (в книге «Исследование способностей к наукам»).

Итак, если в эпоху Средневековья появились труды по психологии масс и психотерапии, то в эпоху Возрождения психология возвращается к идеям античности о познании и способностях человека. Именно интерес к человеку стал ведущим и перешел в психологию Нового времени.