Мышление и решение задач
Мышление всегда целенаправленно и произвольно, т.к. любой акт мышления является ответом на вопрос, возникающий в сознании.
Мышление - такая целенаправленная интеллектуальная деятельность, которая может быть представлена как решение теоретических или практических задач, но при этом следует отличать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в ходе деятельности человек столкнулся с чем-то неизвестным. А.В.Петровский приводит в «Общей психологии» следующий пример: лётчик обнаружил что-то «непонятное» с мотором. Когда он выяснит, что именно происходит, в какой части мотора и почему, тогда, после анализа проблемной ситуации, возникает и формулируется задача.
Хотя мышление нельзя сводить к решению задач, лучше всего формировать мышление именно в ходе решения задач, когда человек наталкивается на посильные для него проблемы и формулирует их. В последнее время активно разрабатываются методы обучения, направленные на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя. Какие этапы определяют ход решения задачи?
1 этап - формулировка вопроса задачи на основе анализа проблемной ситуации.
2 этап - поиск возможных путей решения вопроса, выдвижение гипотез.
3 этап - собственно решение задачи после отбрасывания гипотез, не соответствующих вопросу.
На этом этапе необходимо получить новую информацию, уточнить вопрос, определить последовательность действия (использовать алгоритм). Может возникнуть и инсайт-решение - внезапное, интуитивное решение.
4 этап - этап проверки решения задачи.
В зависимости от доступности содержания задачи решение осуществляется разными способами: наиболее типичен для человека способ проб и ошибок, но развивающие интеллект способы задачи таковы: использование алгоритма, трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи (Например, брейн-ринг, метод мозговой атаки).
В решении задач желательно использовать такие свойства ума как: самостоятельность, критичность, оригинальность, гибкость, логичность, глубину.