Смысл и ценность жизни человека
Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Эти вопросы - из числа “вечных” философских проблем. Нетрудно видеть, что их решение предполагает рассмотрение человека не просто как биосоциального существа, а как носителя, прежде всего социальных качеств, иными словами, предполагает выделение в человеке – личности.
Индивид и личность. Индивид – это человек, рассматриваемый в качестве единичного представителя человеческого рода. При таком подходе в понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является бедным, обезличенным.
Понятие “личность” выступает прежде всего как интегральная характеристика социальных качеств человека. Наиболее лаконичная характеристика социального различия между понятиями “человек” и “личность” заключена в утверждении, что каждая личность – человек, но не каждый человек – личность. Человека делает личностью егосоциальная индивидуальность, т. е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. Природная индивидуальность тоже оказывает свое влияние на развитие личности, но в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
Личность является объектом изучения многих наук: психологии, социологии, физиологии и многих других. С философской точки зрения основу личности составляет устойчивая совокупность ее социально-значимых черт, проявляющаяся через активное участие в жизни общества и характеризующая конкретного индивида как члена социальной общности и общества в целом. Личность выступает субъект общественных отношении,сознательной деятельности и общения людей.
Философское исследование личности предполагает выявление еенравственно-духовной сущности. Компонентами этой сущности являются направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные ее мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Однако не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. В этом плане личность характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра.
Эти качества личности не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Человек может давать себе какую угодно самооценку, но его действительные качества как личности обнаруживаются только в деле. Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как нелегко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Поэтому ответственность является важнейшим атрибутом личности.
Процесс формирования и развития личности в философии нередко определяют как социализацию. Социализация — это процесс усвоения формирующейся личностью определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ей эффективно строить свою жизнедеятельность в системе конкретных общественных отношений.
Иными словами, личность есть результат социализации индивида. Глубокую философскую идею несет известный афоризм: “Личностью не рождаются, личностью становятся”. Поскольку смысл социализации – в развитии, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, неизбежно деградирует. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид полностью подчинен чужой воле, так что не остается места свободе выбора и свободе действия.
Таким образом, становление и развитие личности — это всегда итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. При рождении индивид включается в систему семейно-бытовых отношений и становится человеком. По мере взросления и освоения системы социальных ценностей человек обретает возможность стать личностью. Не отрицая роли биологических факторов, следует все же признать определяющей в становлении и развитии личности совокупность социальных условий: воспитания, образования, влияния семьи и ближайшего социального окружения (микросреда).
Особую роль играет окружающая социальная среда (макросреда) – тот социальный, профессиональный, политический, духовный мир, в который оказывается включенной личность. Это мировоззренческие, политические, нравственные, политические, религиозные и другие ценности, которые непосредственным образом влияют на развитие личности. Общественный строй, уровень социального и экономического развития конкретного общества и государства выступают либо как необходимые условия для проявления возможностей и способностей личности, либо как совокупность преград для реализации таких возможностей и способностей.
Признавая существенную роль объективных факторов в процессе социализации личности, следует подчеркнуть особое значение самозидания, самовоспитания личности. В конечном итоге ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит на нем самом. Особое значение процесс самовоспитания имеет для становления личности офицера, в том числе офицера-химика, практическая деятельность которого зачастую проходит в экстремальных условиях.
Компоненты структуры личности | Содержание компонентов |
Мотивационный | Спектр мотивов конкретных видов деятельности, в частности мотивация военно-профессиональной деятельности |
Ценностно-мировоззренческий | Мировоззрение офицера Совокупность ценностей, значимых для конкретных видов деятельности Индивидуальное осмысление значимости защиты Родины |
Функционально-деятельностный | Совокупность социальных ролей и функций личности Система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективную военно-профессиональную деятельность |
Познавательный | “Я”-образ офицера Представление о себе, своих способностях и возможностям, социальном статусе |
Оценочно-волевой компонент | Самооценка и самовоспитание Желание быть понятым Стремление к повышению социального статуса, эффективной профессиональной деятельности |
Рис. 1. Структура личности офицера
Для целенаправленного самовоспитания целесообразно представлять себе в общих чертах структуру личности. Один из подходов к структуре личности военнослужащего представлен в первой главе предлагаемого учебного пособия (см. рис. 3 на стр. 23). С точки зрения деятельностного подхода структура личности офицера представлена на рис. 1.
В качестве одного из показателей развития ценностно-мировоз-ренческого компонента социально полноценной личности является ее обращение к проблемам смысла бытия (как личностного бытия человека, так и родового бытия человечества), ценности человеческой жизни.
Смысл и цель жизни. О необычайной сложности проблемы смысла жизни говорили и писали многие великие мыслители. “Одна тайна всегда останется для человека, - писал в свое время Лев Толстой, - только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна”[5], — таков окончательный вывод Толстого.
Иногда вопрос о смысле жизни приобретает для конкретной личности особую остроту, когда, будучи не в силах переносить выпавшие на его долю тяготы и невзгоды, человек задумывается о добровольном уходе из жизни. К такому выводу может прийти, как правило, личность, мировоззрение которой носит пессимистический характер и основано на отрицательной оценке ценности человеческой жизни.
Существуют философские концепции, которые стремятся дать обоснование подобному подходу. В XIX в. самые пессимистические оценки жизни дали два немецких философа – А. Шопенгауэр и Э. Гартман. Пессимизм — это философское направление, которое в противоположность оптимизму рассматривает мир с отрицательной стороны, как безнадежно погрязший во зле и страдании, а жизнь человека — бессмысленной.
Одно из первых выражений пессимизма дает Екклезиаст. “И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!”[6]
В XIX в. пессимистический взгляд на человека приобрел философскую направленность. По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стремление к внешнему выражению. Человек проявляет волю в том случае, когда его потребности не обеспечены и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередь неудовлетворенность свидетельствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа человека содержит в себе вечное напряжение и страдание.
Отсутствие страдания человек воспринимает как удовольствие, как добро. Но для мира, для человека существенно не то, что отсутствует, а то, что им присуще, это страдания, болезни, горести и мучения. Шопенгауэр предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Мировое зло бессильно против тех, кто добровольно отказывается от наслаждений, удовольствий, желаний. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.
Другой представитель философского пессимизма - Э. Гартман - доказывал, что вера людей в счастье является ложной, поскольку в мире больше зла, чем радости, и его не переделать.
В жизни люди ценят здоровье, молодость, семью, любовь и богатство. Но что они такое? Здоровье — это отсутствие болезни, молодость — отсутствие старости, семья — отсутствие холостяцкой озабоченности и т.д. Таким образом, здоровье, молодость, семья, любовь и богатство — это всего лишь отрицательные стороны болезней, старческой немощи, холостяцкого одиночества, ненависти и бедности. Не удовольствие, а болезнь, немощь, одиночество, ненависть и материальная нужда являются подлинными хозяевами жизни. Так кому нужна такая жизнь? Жизнь в ценностном отношении ниже небытия.
Шопенгауэр и Гартман своими трудами обратили внимание на необходимость отказа от абсолютизации тех ценностей, в которые верил буржуа в XIX веке, поскольку эти ценности оказались узкими. Однако это не значит, что жизнь имеет отрицательную ценность. Скептически относившийся к Шопенгауэру как философу, М. Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях обывателя, который “принимает свой сытый комфортик за мерило того, что может считаться обеспеченностью и соответственно необеспеченностью”[7].
Хайдеггер различает два вида пессимизма: “пессимизм от силы и как сила” и “пессимизм от слабости и как слабость”[8]. Пессимизм Шопенгауэра и Гартмана - это от слабости и как слабость, это абсолютизация признания бессмысленности человеческого бытия и никчемности жизни людей. Он в лучшем случае выражает духовный кризис потерявшего себя человека.
Пессимизм от силы и как сила — относительный пессимизм, - сторона мировоззрения духовно состоятельного и нашедшего себя человека. Он выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить и бороться и одновременно понимающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным царством добра. Если победа и успех — светлая сторона человеческой деятельности, то риск, ошибки, заблуждения— все это ее негативная сторона. И к ней следует относиться с полным сознанием как к существенной черте общественной жизни.
Таким образом, даже авторитетные философы разделяют пессимистические взгляды на смысл жизни человека и личности. Вместе с тем значительное число философских школ и направлений положительно решает вопрос о смысле жизни. В частности, можно встретить такие философские позиции:
· утилитаризм и прагматизм видят смысл жизни в достижении выгоды, пользы, успеха в конкретной деятельности;
· для гедонизма смысл жизни в достижении максимального удовольствия;
· христианская традиция видит жизненную задачу человека в том, чтобы становиться все более богоподобной личностью через духовное нравственное совершенствование.
Вместе с тем философия ХХ столетия выработала более широкий и ответственный взгляд на проблему смысла и ценности жизни, стержнем которого является идея гуманизма. Так, великий гуманист А. Швейцер(1875-1965) подчеркивал, что жизнь сама по себе является величайшей ценностью и ее смысл – в сохранении самой жизни. Каждого человека он рассматривал как “жизнь, желающую жить среди жизни”. Позиция Швейцера позволяет занять однозначно отрицательное отношение к любым попыткам суицида. Попытки добровольного ухода из жизни следует рассматривать как признак слабости человека, неумение и нежелание решать проблемы, которые, пусть неожиданно и тяжело, навалились на личность.
Человек, явившийся в жизнь по Божьей ли воле, по законам ли природы, самим своим появлением как раз и призван разрешать проблемы, возникающие в природе и обществе. Смысл существования в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни — в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому.
Обоснованной представляется концепция тех философов, которые суть проблемы видят в феномене полноты жизни человека.Эта концепция является своеобразным развитием идеи положительного единства русского философа Вл. Соловьева. Человек в своей жизни объединяет истину, красоту и добро, поскольку не может ограничить свою жизнь лишь одной из трех сфер: познания, чувства, поступка. Разумеется, истина, красота и добро – это идеалы. Но именно эти идеалы достойны того, чтобы стать смыслом жизни, а стремление к ним в практической жизни человека позволит уменьшить социальную силу их антиподов: заблуждения (лжи), безобразного и зла.
С такой точки зрения смысл жизни военного человека как раз и заключается в уменьшении количества зла в этом мире, в добросовестном служении профессиональному воинскому долгу.
Краткие выводы.Рассмотрение философских проблем происхождения и сущности человека выступает предметом философской антропологии. Различия в понимании сущности человека определяется типом философского мировоззрения.
Существенные отличия человека от высших животных определяются способом его жизнедеятельности, в основе которой лежит труд, и специфическим типом передачи алгоритмов поведения и деятельности, в основе которого лежит усвоение человеческой культуры. Эти особенности постепенно формировались в процессе антропосоциогенеза, продолжавшегося около 3,5 млн. лет.
Человек имеет двуединую - биосоциальную природу. Это определяется тем, что он, с одной стороны, является биологическим организмом, с другой стороны - выступает как продукт конкретных социальных отношений. Абсолютизация биологической стороны сущности человека выступает как биологизаторство, социальной стороны - как социологизаторство. Оба этих направления выступают как метафизический разрыв двуединой сущности человека.
Особенности человека специфическим образом отражаются в техносфере. С одной стороны, техника выступает средством удовлетворения человеческих потребностей, с другой стороны, необходим учет биологических особенностей человека при формировании систем “человек - техника”, в частности, систем “человек - военная техника”.
Индивид есть единичный представитель человеческого рода. Личность выступает как устойчивая система социально-значимых качеств конкретного индивида и характеризует человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности.
Смысл существования человека - в самом его бытии, и ценность его жизни — в способности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Жизнь личности ценна ее стремлением к истине, красоте и добру. Смысл жизни и деятельности воина – в добросовестном служении воинскому профессиональному долгу.
Основные вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека? Охарактеризуйте их.
2. В чем состоят основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?
3. Каково соотношение между сущностью и существованием человека?
4. Каковы роль и место сознательных и бессознательных факторов в человеке?
5. Объясните смысл понятия “личность”. В чем его отличие от понятия “индивид”?
6. Как вы ответите на вопрос о цели и смысле жизни?