Видеокамеры и камкордеры

Видеокамера представляет собой телевизионную камеру, соединенную с видеомагнитофоном. Если видеомагнитофон встроен в камеру, то такое устройство называют камкордером. В дальнейшем будем пользоваться единым, более привычным термином - видеокамера.

Ее развитие и совершенствование проходило по двум направлениям: по линии телекамер и по линии видеомагнитофонов. К оптической части видеокамер предъявляются те же основные требования, что и к фото-, кино- и телекамерам: высокая светосила объектива, высокая разрешающая способность, большой диапазон изменения фокусного расстояния.

Для современных видеокамер характерны следующие функции и параметры:

  • Увеличение изображения - способность камеры «приближать» объект съемки за счет изменения фокусного расстояния. Соответствующее устройство называется трансфокатором. Если увеличение достигается с помощью электронных средств - это цифровой трансфокатор, если же посредством оптики - оптический трансфокатор;
  • Чувствительность - способность видеокамеры записывать изображение в условиях малой освещенности;
  • Светосильная оптика - объектив камеры, незначительно уменьшающий проходящий через него свет;
  • Макросъемка - съемка с очень близкого расстояния (для видеокамер - порядка 1 см);
  • Режим кратковременной записи - автоматическое ограничение продолжительности записи пятью секундами;
  • Регулировка фокуса - настройка резкости изображения;
  • Цифровые эффекты - возможность электронной обработки записываемого изображения. Наиболее распространенные аффекты: мозаика, негатив, «зеркало», черно-белое изображение, растяжение или сжатие картинки, формат 16:9;
  • Цветностные шумы - «муар» или «сетка» на насыщенных цветных участках изображения, наиболее заметные на красном цвете.

В видеокамерах широко применяются системы автоматической фокусировки и автоматического управления диафрагмой. Достигнутые в настоящее время в видеокамерах высокая светосила объектива и высокая чувствительность преобразователя на приборах с зарядовой связью позволяют производить видеосъемку в условиях очень низкой освещенности объекта. Разрешающая способность лучших камер достигает 700твл и более, отношение сигнал/шум по изображению - 62 дБ.

Многие камеры оснащены так называемым электронным затвором с возможностью изменения выдержки до таких коротких значений, как 1/2000 с, что позволяет уменьшить «смазывание» изображения при видеосъемке быстродвижущихся объектов. При движении видеокамеры качество изображения может быть улучшено за счет применения встроенной электронной системы стабилизации изображения.

Функциональные возможности видеокамер непрерывно расширяются благодаря успехам микроэлектроники. Появились такие встроенные системы как, например, системы синтеза титров, электронного монтажа, дополнительного озвучивания и др. Улучшаются и сервисные возможности видеокамер вплоть до встроенных систем диагностики неисправностей.

Доля видеокамер VHS-C на мировом рынке постепенно сокращается - активно наступает цифровая техника, очень серьезна и конкуренция со стороны видеокамер форматов Hi-8 и Video-8. В то же время популярность этого формата в России остается довольно высокой. Главная причина - возможность быстрого воспроизведения кассет VHS-C на самых распространенных видеомагнитофонах и видеоплеерах VHS, не требующая каких-либо технических навыков. Для этого достаточно воспользоваться адаптером из комплекта, прилагаемого к камере, - и никаких проблем с присоединением к телевизору или видеомагнитофону. Кроме того, для воспроизведения кассеты вне дома реже придется брать камеру с собой. В то же время камеры VHS-C не в состоянии обеспечить высокую четкость изображения (как и Video-8), при создании копий или редактировании непременно снижается качество. Время записи ограничено 90 мин. при стандартной скорости (SP) и 180 мин. - при пониженной (LP). Абсолютное большинство камер VHS-C записывают монозвук - простительный недостаток, учитывая тот факт, что большинство «домашних видеосистем» (VHS) стереосистемой не располагают.

Для соответствия современным требованиям у вновь разрабатываемых моделей VHS-С приходится наращивать возможности оптики, сокращать потребление энергии и переходить к новым системам питания, вводить поддержку компьютерного редактирования видео. Наращивание возможности оптики – это прежде всего использование максимальных по мощности оптических трансфокаторов, позволяющих без ухудшения качества вести съемку с большим приближением.

Проблемы питания - давняя беда камер VHS-C. Ранее для максимальной доступности эти камеры оснащались исключительно Ni-Cd батареями, нуждающимися в периодическом освежении и соблюдении правил зарядки/разрядки. Кроме того, велико было и потребление. Поскольку такая ситуация не устраивала ни покупателей, ни производителей, в большинстве новых моделей были доработаны энергосберегающие функции, снижено потребление отдельных цепей, а в некоторых случаях новинки оказались укомплектованы аккумуляторами Ni-MH или даже Li-Ion.

Наиболее сильными игроками российского рынка видеокамер VHS-C по-прежнему остаются две фирмы: PANASONIC и JVC. Остальные фирмы либо производят поставки таких камер в сравнительно малых объемах, либо в продаже имеются лишь устаревшие модели этих марок.

Выпущенная фирмой JVC новая линейка видеокамер наглядно продемонстрировала желание фирмы унифицировать внешний вид всех своих любительских моделей (как цифровых, так и аналоговых). «Тонкий» дизайн и компактные габариты производят очень приятное впечатление. В сочетании с малой массой камер это должно способствовать удобству при съемке. Для успешного продвижения этой линейки в ней были сохранены такие достоинства предыдущих моделей JVC как хорошо зарекомендовавшие себя встроенные осветители и мультимедийный интерфейс JLIP для компьютерного управления редактированием отснятого материала. Кстати, в этой линейке вновь присутствует модель S-VHS-C, которая обеспечивает более высокое качество отснятого материала по сравнению с наиболее распространенными моделями VHS-C. Представленная на рынке наиболее новая линейка VHS-C фирмы PANASONIC имеет весьма привлекательный внешний вид и стильно современный дизайн: окраска панелей под цвет «металлик», обтекаемые формы и тонкий корпус вызывают «авиационные» аналогии. Даже младшие модели благодаря такому дизайну внешне выглядят очень солидно — несомненный плюс дизайнерам. Однако главные достоинства связаны не с изменением внешнего облика. Мощная оптика, появление новых функций у старших моделей и наращивание возможностей младших моделей - более весомые достоинства. Чрезвычайно большие наборы эффектов с возможностью попарных комбинаций вряд ли можно считать прорывом в области видеосъемки, однако есть и действительно интересная функция - Lux Night View (съемка в инфракрасном диапазоне в отсутствие источников видимого света или при слабом освещении). Понятно, что ее появление в камерах PANASONIC - ответ на широко разрекламированный Night Shot SONY, однако ценность новшества от этого меньше не становится, тем более что Night View был существенно усовершенствован по сравнению с первоначальным вариантом Night Shot.

Особое и безусловное достоинство этих камер - усовершенствованная система питания. В отличие от всех предыдущих камер PANASONIC этого класса в моделях последней линейки используются Li-Ion аккумуляторы, допускающие подзарядку в любое удобное время и быструю зарядку емкости, необходимой для съемки кассеты.

В этой линейке сохранена традиционная особенность конструкции VHS-C камер PANASONIC: лентопротяжный механизм закреплен на шасси, полученном точным литьем.

Известно, что ведущими производителями видеокамер являются фирмы SONY, PANASONIC и JVC.

В последние годы количество аналоговых видеокамер, выпускаемых этими фирмами, значительно уменьшилось, а их место стали занимать качественные и все более доступные по цене цифровые модели. Тем не менее несомненно и то, что спрос в России на аналоговые камеры достаточно высок и в ближайшее время не должен уменьшиться. Поэтому производители, выпуская все больше цифровых видеокамер, достаточно внимания уделяют и аналоговым, постоянно их совершенствуя.

Многие современные технологии, применяемые в цифровых моделях, используются и в аналоговых, например, цифровые системы для улучшения качества записи и воспроизведения, цифровые эффекты и монтажные возможности. Каждая фирма имеет собственный подход к формированию нового модельного ряда. Например, компания SONY отказалась от использования формата Video-8 и имеет в новой линейке только более простые и значительно подешевевшие камеры формата Hi-8.

Фирма PANASONIC применила иной подход и имеет 6 камер формата VHS-C и 2 - формата S-VHS-C. Наиболее сбалансированная, идущая в ногу со временем, политика в данном вопросе у JVC: в их новом модельном ряду есть 2 камеры формата VHS-C и 5 - формата S-VHS-C. Важной особенностью новых камер S-VHS-C этих фирм является то, что этот формат переживает свою вторую молодость. Прежде всего это связано с использованием новой технологии S-VHS-ЕТ, которая позволяет производить запись формата S-VHS на кассеты VHS-С. Также надо отметить и ставшие более доступными видеомагнитофоны S-VHS, обеспечивающие то же качество изображения, что и на камере.

Дешевые аналоговые камеры фирм PANASONIC и JVC имеют неплохое качество записи и воспроизведения, большой выбор цифровых эффектов и электронный стабилизатор изображения, который ранее применялся только в более дорогих моделях. Как обычно, они очень просты и удобны в эксплуатации, а в комплекте имеют кассетный адаптер для просмотра непосредственно на видеомагнитофонах VHS.

Чуть более дорогие модели оснащены ЖК экраном, с помощью которого можно снимать с различных ракурсов и просматривать отснятый материал. Еще более дорогие аналоговые камеры выпускаются в двух вариантах.

Первый - это видеокамеры S-VHS-C, которые производят PANASONIC и JVC. Их главные достоинства: возможность просмотра отснятого изображения на видеомагнитофонах S-VHS с помощью имеющегося в комплекте камеры кассетного адаптера; технология S-VHS-ET, которая позволяет производить запись формата S-VHS на кассеты VHS-C; большое количество цифровых эффектов; отличное качество изображения и звука.

Второй вариант - это камеры формата Hi-8, которые выпускает компания SONY. В отличие от S-VHS-C они не имеют кассетного адаптера, поэтому изображение с камеры можно просмотреть, подключив ее к телевизору (видеомагнитофону) с помощью проводов или на дорогостоящем видеомагнитофоне формата Hi-S.

Кроме того, они отличаются лучшими показателями используемой в кассетах пленки, более длительной продолжительностью записи, качественным Hi-П монозвуком и небольшим энергопотреблением. Однако все новые видеокамеры SONY имеют облегченный формат Нi-8, т.е. они могут записывать и воспроизводить в формате Нi-8, но имеют камерную часть уровня Video-8. Из этого следует небольшое ухудшение качества изображения по сравнению с полноценными моделями Нi-8 и уменьшение стоимости.

Дизайн новых аналоговых видеокамер PANASONIC можно охарактеризовать как ультрасовременный. Они удачно совмещают в себе строгие линии, компактность конструкции и удобное расположение кнопок управления.

Особо стоит отметить систему экранного меню на русском языке. Характерной чертой новой линейки является использование новейших цифровых технологий, которые применяются практически на всех стадиях работы с изображением. Абсолютно во всех моделях имеются электронный стабилизатор, который обеспечивает более стабильное изображение, устраняя дрожание изображения, и режим ночной съемки с датчиком движения.

Также имеются система цифрового шумоподавления DNR, обеспечивающая автоматическое подавление шумов во время записи в зависимости от уровня входного сигнала (освещенности), и цифровой корректор изображения ТВС. Модели формата S-VHS поддерживают режим S-VHS-ET. Неоспоримым достоинством новых видеокамер PANASONIC является использование в них Li-Ion аккумуляторов, которые быстро подзаряжаются без предварительной полной разрядки.

Видеокамеры JVC всегда отличались отличным качеством изображения и хорошими функциональными возможностями. Не стала исключением и новая линейка. Она имеет 2 модели VHS-C, но основной упор в ней сделан на камеры S-VHS-C. Очень впечатляет разнообразие камер данного формата - присутствуют простые модели и более сложные с максимальной функциональной оснащенностью, причем как с простой, так и с максимально качественной камерной частью. Для улучшения качества изображения используются цифровые технологии, которые применяются во всех без исключения моделях.

Все камеры S-VHS-C оснащены новейшей технологией S-VHS-ET (возможность записи в формате S-VHS на кассету VHS).

При работе с изображением можно использовать большое количество цифровых эффектов, вытеснений и переходов.

Новый модельный ряд видеокамер JVC обращает на себя внимание разнообразием моделей и отличными функциональными возможностями. К тому же все модели имеют приемлемый уровень цен. Отметим, что в новой линейке все модели имеют формат Hi-8. По сравнению с видеокамерами предыдущей линейки они имеют новый изящный дизайн, большее цифровое увеличение и более удобное расположение систем управления и лампы подсветки.

Видеокамеры SONY традиционно имеют очень удобное управление, большое количество цифровых эффектов, русскоязычные наборные титры и ночной режим съемки. К их основным достоинствам можно отнести малое энергопотребление и аккумуляторы Info Lithium, позволяющие снимать без остановки до 17ч (с приобретаемым дополнительно аккумулятором). В целом камеры обладают достаточно качественным изображением и неплохим Hi-Fi монозвуком, удобны и просты в пользовании.

Видеокамеры производят, кроме названных выше, и другие фирмы.

Фирма CANON предлагает в последней линейке модели, в которые внесены не только усовершенствования, но и некоторые упрощения. В предлагаемой паре экранных моделей вновь нет оптических стабилизаторов, которые были несомненным достоинством многих более старых камер CANON, компактная «без экранная» Hi-8 имеет монотракт звука. Впрочем, привлекает внимание высокая кратность оптической трансфокации, сохранена наиболее удачная разработка фирмы в системе управления – Flexi Zone, которая позволяет выделить в кадре приоритетные зоны определения экспозиции и установки автофокусировки. В камерах без экрана предусмотрены и настраиваемые кнопки Custom Keys, позволяющие облегчить операции с наиболее часто используемыми функциями.

Фирма SAMSUNG вновь активизировала свои действия на российском рынке видеокамер. По заявленным техническим характеристикам и реальным показателям видеозаписи современные модели SAMSUNG (VP-MS0/ М51/М52/М53/М54 и охранные VP-L500/ L520/L530/L550) вполне конкурентоспособны.