Видеомагнитофоны и видеоплееры

Видеомагнитофон (ВМ) — это устройство, позволяющее в домашних условиях с помощью встроенного селектора каналов (тюнера), телевизора, видеокамеры или другого видеомагнитофона вести запись программ, а затем воспроизводить их на экране телевизора или монитора.

Видеоплеер (ВП) теоретически отличается от ВМ отсутствием режима записи. Само название «видеоплеер» указывает на то, что это устройство является всего лишь проигрывателем. Так называемые «пишущие видеоплееры» в сущности являются ВМ, так как позволяют не только воспроизводить готовые записи, но и создавать новые. На практике «пишущим видеоплеером» именуют ВМ, выполненный по упрощенной схеме и обладающий минимальным набором дополнительных возможностей. В основном это двухголовочные аппараты (хотя и ВМ часто бывают двухголовочными), не имеющие таймера-программатора и селектора каналов. На вход записи таких ВП обычно подают НЧ видеосигналы, поступающие с выхода радиоканала телевизора или от другого ВП или ВМ. В режиме воспроизведения ВП подключают к телевизору по НЧ или через метровый/дециметровый блок (в ВП обычно используется ВЧ модулятор, настроенный, как правило, на 33-й телевизионный канал). Видеомагнитофоны же имеют массу дополнительных функций, таких как возможность программируемой (устанавливаемой заранее по желанию пользователи) записи с эфира, отображение меню на экране телевизора, ускоренная перезапись и др. Наборы подобных функций у различных моделей могут не совпадать.

Рассмотрим подробнее наиболее распространенные функции ВМ:

  • автоматическое включение и выключение. При вставке кассеты в ВМ происходит его автоматическое включение без нажатия клавиши Power (или Operate). В ряде моделей при изъятии кассеты ВМ автоматически отключается;
  • автоматическое воспроизведение. Если в ВМ вставлена кассета с удаленным предохранительным флажком, предназначенным для исключения случайного стирания сделанной ранее видеозаписи, то воспроизведение начинается автоматически без нажатия клавиши Play;
  • автоматическая перемотка. Если во время воспроизведения или записи достигается конец ленты, то она автоматически перематывается в начало, однако автоматического воспроизведения при этом уже не происходит;
  • автоматический выброс. Если производится попытка записи на кассету без защитного флажка, то она будет автоматически извлечена из ВМ;
  • извлечение кассеты при выключенном видеомагнитофоне. Если ВМ при нажатии клавиши Power (Operate) переведен в выключенное состояние, а кассета осталась внутри него, то ее можно извлечь нажатием клавиши Eject. При этом произойдет автоматическое включение ВМ, выброс кассеты, а затем он вновь выключится;
  • автоматическая обратная перемотка при выключении видеомагнитофона. Если во время перемотки кассеты будет нажата клавиша Power (Operate), то произойдет автоматическая перемотка ленты в ее начало, выброс кассеты, а затем выключение ВМ;
  • автоматическое включение готовности записи, по таймеру. После перемотки ленты в начало ВМ автоматически переводится в режим готовности записи, если он запрограммирован пользователем на запись в определенное время (после чего выключается);
  • цифровой автотрекинг, т.е. регулировка точного положения ленты для ее автоматической коррекции, производится автоматически путем перемещения ленты в ее оптимальное положение относительно видеоголовки с тем, чтобы рабочий зазор последней точно совпадал с «треком» (дорожкой) видеозаписи на ленте;
  • адресация (приписывание произвольного числа каждому участку записи и поиск по этому числу) и индексация (маркировка участков записи и поиск их по маркеру) ленты. Для реализации этой функции используется контрольная дорожка, на которой записываются либо импульсы двоичного кода, указывающие начало каждой видеозаписи, либо последовательные индексные маркеры;
  • скоростной поиск позволяет найти нужный фрагмент записи, ориентируясь на изображение на экране телевизора при повышенной скорости протяжки ленты, превышающей номинальную в 5…7 раз;
  • программирование с помощью экранного меню (OSD). На экране телевизора отображается меню (перечень возможностей), благодаря которому пользователь двумя клавишами управления курсором и клавишей установки значения на ПДУ может задать нужные телевизионные каналы, дни и время начала и окончания записей, скорость записи каждой программы и т.д.;
  • цифровая кадровая память. Один или несколько кадров изображения оцифровываются с помощью аналого-цифрового преобразователя, заносятся в память микропроцессора, подвергаются в нем обработке и после обратного цифро-аналогового преобразования выдаются на экран телевизора. Кадровая память используется для улучшения неподвижного изображения и повышения его качества в режиме ускоренного поиска (без шумовых полос). Цифровая кадровая память позволяет получать на экране телевизора множественное изображение, когда экран, например, разбивается на четыре части, в каждой из которых демонстрируются последовательные кадры. В некоторых моделях на основе цифровой кадровой памяти реализована функция кадра в кадре (РIР), позволяющая при просмотре на экране фонового кадра вставлять в него кадр врезки - уменьшенное изображение, транслируемое одновременно с фоновым по другому телевизионному каналу. Применяя цифровую память, можно поддерживать режим цифрового шумопонижения (DNR), улучшая отношение сигнал/шум;
  • запись одним нажатием (OTR) заключается в том, что пользователь включает (инициирует) только начало записи, а отключается она автоматически под управлением таймера;
  • наложение звука (AD) позволяет без появления помех (щелчков, шорохов, пропаданий звука и т.п.) произвести запись звука от какого-либо внешнего источника (например, микрофона) на дорожку звукового сопровождения, при этом первоначальное звуковое сопровождение можно подавить полностью или частично в зависимости от положения соответствующих регуляторов;
  • высококачественное воспроизведение звука (Hi-Fi) реализуется за счет значительного увеличения относительной скорости протяжки ленты и эффективной площади записи. Угол между звуковой головкой и видеоголовкой составляет 120°, при этом конструкция головок такова, что звуковой сигнал записывается в глубинном слое ленты, а видеосигнал — в поверхностном. Многие ВМ высокого класса оборудованы NICAM-декодерами стереосигнала, позволяющими осуществлять непосредственную запись на Hi-Fi дорожки звукового стереофонического сопровождения телевизионных программ в соответствии со стандартом NICAM. Этот стандарт предусматривает передачу сигналов звука в цифровом виде, чем достигается высокое качество воспроизведения:
  • поворотный регулятор (Jog/Shuttle) предполагает наличие круглой рукоятки, вращая которую, можно добиться протяжки видеоленты с различной скоростью, что бывает особенно полезно при монтаже фильмов. Этим регулятором можно также переключать режимы (стоп, воспроизведение, перемотка);
  • ShowView (или G-code, Video Plus) - упрощенная система программирования, позволяющая при установке записи по таймеру вместо ввода данных о дате, номере канала, времени начала и окончания телепрограммы ограничиваться набором специального кода (до 9 цифр), несущего в себе всю необходимую информацию. Узнать требуемый код можно из программ телепередач. Такая система достаточно широко распространена в мире. В некоторых странах Европы она получила дальнейшее развитие благодаря передаче по каналам телевещания специальных кодированных сигналов, отмечающих начало и окончание каждой программы. Эти сигналы получили название PDC (Program Digital Code), а соответствующая система в видеомагнитофонах - VPS (Video Program System). Теперь, набрав код ShowView, зритель может не беспокоиться: запись включится именно тогда, когда начнется интересующая его телепередача или фильм, даже если программа задержится или ее перенесут на другое время. И это еще не все. Те, кто хотя бы раз записывал с эфира фильм, знают, как неприятно каждый раз ловить «рекламную паузу» чтобы вовремя приостановить запись. С VPS делать этого не нужно: все перерывы на рекламу или выпуски новостей автоматически пропускаются. По специальному телесигналу производится и автоустановка часов видеомагнитофона. Некоторые из протестированных видеомагнитофонов оснащены также системой ATS Europlus. Это новый способ сортировки телеканалов в памяти видеомагнитофона. Теперь они могут устанавливаться в одну рациональную последовательность (считанную с телеэфира), которая удовлетворит многих зрителей. В России системы таймерного программирования пока не получили распространения, а потому наш интерес к оснащенным ими аппаратам скорее теоретический. В свою очередь производители видеотехники, следуя конъюнктуре отечественного рынка, поставляют на него в основном модели без Show View. Как следствие у нас можно встретить лишь приблизительные аналоги протестированных моделей, которые, тем не менее, во многом повторяют своих зарубежных «коллег»;
  • увеличение длительности воспроизведения (режим LP - Long Play). Эта функция присуща, в основном, четырехголовочным ВМ. По сравнению с режимом SP (Standard Play) длительность воспроизведения возрастает в два раза, что позволяет, помимо прочего, экономить пленку. Четырехголовочные ВМ отличаются от двухголовочных более высоким качеством стоп-кадра и воспроизведения в замедленном режиме, при которых не образуются шумовые полосы в верхней и нижней частях экрана.

Длительность воспроизведения зависит от скорости лентопротяжного механизма (ЛПМ, которая для формата VHS (S-VHS) зависит от количества строк телевизионного растра и кадровой частоты). Так как эти величины для телевизионных систем различны, то отличаются и скорости движения магнитной ленты. Кроме стандартной скорости SP (23, 39 мм/с) в системах PAL и SECAM используется в два раза меньшая скорость LP (11,7 мм/с), а в системе NTSC, помимо стандартной скорости SP (33, 35- мм/с) - втрое меньшая SLP (11,1 мм/с) (некоторые фирмы называют ее EP) или вдвое меньшая LP (16,67 мм/с).

В двухголовочных видеомагнитофонах есть режим воспроизведения — стоп-кадр. Особенно полезен он при просмотре записей спортивных передач, видовых сюжетов. Но говорить о качестве картинки не приходится, так как на изображении присутствуют шумовые полосы, а движущийся объект дрожит. В некоторых моделях двухголовочных аппаратов приняты меры для уменьшения шумовых полос, но их нельзя назвать исчерпывающими.

Радикальное решение проблемы качественного стоп-кадра - это третья головка. Трех- и четырехголовочные видеомагнитофоны при стоп-кадре должны обеспечивать изображение без шумовых полос и без характерного дрожания. Допускается лишь небольшое снижение четкости картинки.

Режим двойной плотности записи обеспечивают только четырехголовочные видеомагнитофоны, в том числе и более дорогие аппараты Hi-Fi. Все они имеют два варианта записи/воспроизведения: Standard Play и Long Play (сокращенно SP и LP). Режим LP позволяет на обычной трехчасовой кассете записать и, соответственно, воспроизвести шестичасовой видеофильм, т.е. уместить вдвое больше информации, чем в стандартном режиме SP. Это просто незаменимый режим для любителей записывать телесериалы или футбольные матчи в свое отсутствие.

Среди форматов изображения (систем записи/воспроизведения) наибольшее распространение в настоящее время получили VHS и S-VHS. Первый из них обеспечивает четкость 230 линий и предусматривает, что подающая и приемная катушки в кассетах расположены в одной плоскости друг возле друга. На базе аппаратуры формата VHS создан вариант VHS-C с меньшим временем записи для применения в малогабаритных камкодерах.

S-VHS - модификация формата VHS. разработанная с целью улучшения его характеристик. Здесь увеличена разрешающая способность до 430 линий за счет расширения диапазона девиации ЧМ сигнала яркости с 3.8...4.8 (VHS) до 5.4...7.0 МГц. Однако при повышении разрешения неизбежно ухудшается соотношение сигнал/шум. Поэтому в аппаратуре S-VHS ужесточены требования к коэффициенту шума канала обработки сигналов изображения, применена специальная обработка сигналов, изменяющаяся в зависимости от их размаха, и введены линейные предыскажения в раздельных каналах яркости и цветности.

На аппаратуре 6-VHS возможны запись и воспроизведение и в формате VHS. Другие форматы изображения (Video-8, Beta-тахи и др.) в нашей стране распространения не получили.

Видеомагнитофоны формата VHS (S-VHS) могут работать в различных стандартах: PAL-B/G, SECAM-D/K, SECAM-B/G (MESECAM), NTSC M и др.

Известно, что системы вещательного телевидения разделяются на системы передачи черно-белого и цветного изображений. Системы цветного телевидения различаются по параметрам сигнала цветности и способам его уплотнения в сигнале яркости. В приложении к формату VHS (S-VHS) используют три основные системы цветного телевидения: NTSC, PAL и SECAM.

Наиболее распространен для видеозаписи используемый в странах Западной Европы стандарт PAL-B/G. В нашей стране преобладающее большинство видеокассет записано именно в этом стандарте. Как правило, они позволяют воспроизводить записи, выполненные по системе PAL в стандартах D/K.

Запись и воспроизведение сигналов системы SECAM может обеспечиваться двумя различными способами. Первый из них получил название SЕСАМ-В/G, или МЕSECAM, другой - SECAM-L. При обоих способах полный цветовой телевизионный видеосигнал (ПЦТВ) на видеовходах или видеовыходах ВМ одинаков. При работе на радиочастоте эти сигналы различаются промежуточными частотами несущих звукового сопровождения и изображения.

Стандарт NTSC-M отличается от указанных, помимо ПЧ звука и изображения, еще и напряжением питающей сети (100...120 В) и его частотой (60 Гц).

Все это и многое другое необходимо учитывать при ремонте ВМ и ВП. На шторке кассетоприемника или лицевой панели большинства из них имеются надписи, указывающие на соответствующий стандарт (рис. 1.2). Необходимо иметь в виду, что ВМ с обозначениями 1 и 3 в нашу страну не поставляются.

 

Рис. 1.2. Значение надписей на видеомагнитофонах, определяющих используемый стандарт:

1 – NTSC-M; 2 – PAL-B/G, PAL-D/K и SECAM-B/G (MESECAM);

3 – SECAM-L; 4 - многостандартный

Как и у кассетных звуковых магнитофонов, качество работы видеомагнитофонов зависит, прежде всего, от механики. Однако механика и ЛМП видеомагнитофона намного сложнее. Лучшим воспроизведением отличаются, как правило, аппараты, у которых механика расположена на массивном шасси с достаточным количеством элементов для настройки. В настоящее время большинство фирм-изготовителей делает ставку на быстро реагирующую механику, обеспечивающую выполнение любой операции почти непосредственно после подачи соответствующей команды. При смене режима такая механика не возвращает ленту в видеокассету, а лишь несколько отодвигает ее от барабана с вращающимися видеоголовками. Народная мудрость «Одна голова хорошо, а две - лучше» в полной мере относится и к видеомагнитофонам. На барабане умещаются лишь две видеоголовки, однако для высококачественного воспроизведения замедленного или статического изображения (стоп- кадра) необходимы, как минимум, три, а для двухскоростной работы - четыре видеоголовки. Впрочем, имеются также упрощенные модели двухскоростных видеомагнитофонов, оснащенные всего двумя головками, более дорогие модели оснащаются, как правило, высококачественными аморфными головками. В стереофонических аппаратах на барабане размещаются еще две звуковые головки, а в видеомагнитофонах для монтажа видеозаписей - еще одна (в исключительных случаях две) стирающая головка, которая обеспечивает полную непрерывность записи в месте монтажа.

В современных видеомагнитофонах центрирование видеоголовок осуществляется автоматически, но в то же время обеспечивается возможность и ручной регулировки их положения, например, при включении специальных режимов. Стандартная механика видеомагнитофонов обеспечивает демонстрацию статического (стоп-кадра) и покадрового изображения, воспроизведение и запись в обычном и ускоренном режимах, а также ускоренную перемотку в обоих направлениях. Аппараты с улучшенным функциональным оснащением обеспечивают также замедленное воспроизведение на одной или нескольких скоростях, повтор фрагментов записи, а также ускоренную перемотку на нескольких скоростях. В некоторых моделях имеются специальные режимы, например, немедленное воспроизведение записанного материала, пропуск определенного участка ленты и др.

Основные режимы управления аппаратом могут включаться как кнопками, так и удобным кольцевым переключателем режимов Jog/Shuttle. При вращении внутреннего кольца осуществляется покадровый просмотр изображения. Кольцевой переключатель Jog/Shuttle необходим, в частности, при поиске места монтажа, однако его можно с успехом применять и в обычных условиях. Поиск фрагментов записи обеспечивается при помощи различных систем, ориентирующихся по данным счетчика или по индексам, которые записываются на управляющую дорожку в начале каждого фрагмента записи. Более совершенные видеомагнитофоны позволяют вручную записывать и стирать такие индексы. При наличии индексов можно сразу включить требуемый фрагмент записи или осуществить краткий просмотр всех обозначенных мест. Некоторые модели видеомагнитофонов обеспечивают также очень полезный режим поиска свободного места на ленте.

К тюнерам видеомагнитофонов в полной мере относится все, что говорилось о телевизионных тюнерах. В несколько больших масштабах в них применяются различные системы, предназначенные для автоматической записи отдельных передач по специальному коду, например, ATS euro plus, Follow TV, Megalogic и т.д., хотя некоторые из них вовсе не отвечают нашим условиям. Для того чтобы видеомагнитофон самостоятельно записывал телевизионные передачи, в нем имеется таймер, который обеспечивает возможность записи нескольких программ (как правило, 6 или 8), которые будут транслироваться в течение ближайшего месяца или года.

Большинство таймеров обеспечивают постоянную запись в течение дня, недели или в других комбинациях, например, с понедельника до пятницы, по субботам и воскресеньям и т.д. Данные, необходимые для правильной работы таймера, могут задаваться как классическим способом, т.е. постепенным набором всех величин, так и более современным способом, который заключается в наборе кода Show View, публикуемого в программе передач на ближайшую неделю. Работу аппаратов, оборудованных режимом телетекста, можно запрограммировать в соответствии с данными, которые сообщаются по телетексту.

Весьма полезным дополнением к таймеру является система VPS (Video Program System). Если телестудия передает сигнал VPS, можно быть уверенным, что выбранная телепередача этой студии будет записана полностью, даже если введенное в таймер время начала передачи будет по каким-либо причинам перенесено. Поскольку классический способ программирования требует наличия немалого времени и умения, фирмы-изготовители стараются хоть немного упростить и сократить этот процесс. Поэтому некоторые фирмы добавляют к видеомагнитофону ПДУ, с помощью которого можно, нажимая всего шесть кнопок, быстро установить все необходимые величины и сразу же записать их в память таймера.

Часто видеомагнитофоны оборудуются многочисленными системами, предназначенными для улучшения качества воспроизведения. К ним относятся широко разрекламированные схемы для повышения четкости и снижения шума изображения. Хотя такие системы носят разные названия, например, AI CVC (PANASONIC), I-NQ (AKAI), SPC (PHILIPS), ТYР (MITSUBISHI), Trilogic (SONY) и т.д., принцип их работы почти одинаков. Система тестирует параметры ленты видеокассеты, установленной в видеомагнитофон, а затем вносит коррективы в путь прохождения сигнала так, чтобы оптимизировать соотношение сигнал/шум и улучшить субъективное восприятие четкости изображения. Эффект обычно заметен лишь на старых лентах, к тому же очень часто с этой задачей можно успешно справиться при помощи самого обычного регулятора четкости изображения.

Одновременно с ростом цены видеомагнитофонов расширяется и их оснащение некоторыми дополнительными режимами. К ним относятся, например, возможность дополнительного озвучивания записанного материала, ручная регулировка громкости, монтаж методом Assemble (посредством постепенного добавления новых фрагментов) или Insert (с помощью вставок новых фрагментов), увеличение количества соединительных гнезд.

Следует сказать несколько слов и об особенностях эксплуатации ВМ и ВП:

  • надо избегать воздействия сильных электромагнитных полей, создаваемых мощными динамиками, пылесосами, компьютерами в случае их близкого расположения от ВМ;
  • прямой солнечный свет не должен падать на видеоаппаратуру;
  • необходимо обеспечить свободный доступ воздуха к ВМ: если прибор установлен в тумбочку или колонку, то с тыльной ее стороны должно быть вентиляционное отверстие;
  • рекомендуется время от времени стирать с корпуса устройства пыль, чтобы не допустить ее попадания на видеоголовки или видеопленку;
  • повышенная влажность также не способствует долговечности аппаратуры, поэтому необходимо следить за влажностью в помещении и не ставить ВМ у открытого окна;
  • самую реальную угрозу видеоаппаратуре представляют некачественные видеокассеты. Они выводят из строя самую хрупкую ее часть — видеоголовки. Желательно приобретать кассеты только хорошо известных фирм. Если при пуске кассеты или ее перемотке возникают посторонние шумы или трески, это свидетельствует о том, что кассета некачественная;
  • если видеопленка помялась, не следует вырезать испорченный участок и склеивать края липкой лентой, как это делают с обычной музыкальной лентой. Это может вывести из строя видеоголовки;
  • не рекомендуется долго держать ВМ в режиме «пауза», так как это приводит к ускоренному износу видеоголовок;
  • не следует слишком часто использовать функцию ускоренного просмотра - это может привести к деформации пленки.

Современные видеомагнитофоны, как правило, вполне надежны и не требуют особого ухода при эксплуатации. Но в процессе работы изнашиваются видеоголовки и загрязняется тракт, по которому движется магнитная лента. Если не предпринимать довольно простые профилактические меры, то со временем это начинает сказываться на качестве картинки.

Не последнюю роль в восприятии изображения играет и качество соединения видеомагнитофона с телевизором. Особенно это важно при создании домашнего кинотеатра с использованием Hi-Fi видеомагнитофона: в этом случае нужно уделить особое внимание всем соединениям, чтобы исключить влияние на картинку наводок от внешней АС.

Вот вы купили видеомагнитофон, принесли его домой и призадумались: «А ставить-то куда?» Что за вопрос, конечно, рядом с телевизором. Именно рядом, а не «на» и тем более не «под» - и там и там вашему новичку будет не очень уютно. Он будет страдать от избытка тепла, выделяемого соседом, и от магнитных полей его динамиков. Правда, влияние магнитных полей скажется на качестве картинки и звукового сопровождения только если телевизор достаточно крупный или если звуковые колонки расположены слишком близко к видеомагнитофону. Их магнитные поля могут намагнитить звуковые головки и даже частично стереть записанную на магнитной ленте информацию. Так что и видеокассеты не стоит оставлять на телевизоре или хранить рядом с колонками.

Подложите под видеомагнитофон тонкий резиновый коврик. Это снизит вибрацию лентопротяжного механизма и несколько уменьшит производимый им шум. Важно также обеспечить видеомагнитофону «свободное дыхание». Во время просмотра или записи не закрывайте вентиляционные прорези, которые могут располагаться как сверху, так и по бокам. А в периоды «отдыха», наоборот, накройте видеомагнитофон накидкой или специально сшитым чехлом: это предотвратит излишнее запыление его внутренностей и избавит от некоторых связанных с этим «болезней».

Для того чтобы была возможность записывать, скажем, спортивную передачу в то время, как по другому каналу идет другая передача, подключают антенный кабель к высокочастотному входу (RF IN) видеомагнитофона. Затем коротким кабелем, который, как правило, есть в коробке с видеомагнитофоном, соединяют выход (RF OUT) видеомагнитофона со входом (RF JN) телевизора. Чем короче кабель, тем лучше. Еще лучше, если он будет с двойной экранировкой. И совсем хорошо, если квартирный антенный кабель тоже окажется с двойным экраном. Это раз и навсегда избавит от помех в виде волнообразной сетки и различных окантовок на изображении.

Разобравшись с антенными кабелями, можно включать видеомагнитофон в сеть и приступать к настройке на него телевизора. Для этого на задней панели видеомагнитофона есть переключатель, который обычно называется RF Test Signal. Его переводят в положение ON, а затем ловят тестовое изображение с помощью ручной или автоматической настройки на каналы телевизора. Как правило, видеомагнитофон передает сигнал телевизору по 33-му каналу. Если удалось обнаружить тестовое изображение на экране телевизора и оно удовлетворяет по качеству, то целесообразно запрограммировать ТВ канал видеомагнитофона на одну из свободных программ, лучше на программу с номером «0». Если же тест сигнал забивается помехами от какой-нибудь телевещательной станции, то можно перестроить видеомагнитофон на какой-либо другой канал - в пределах с 30-го по 40-й. Для этого поворачивают винт на задней панели видеомагнитофона (обычно он называется СH ADJ) и перепрограммируют телевизор на новый канал. После всех этих операций не забудьте вернуть переключатель RF Test Signal в положение OFF. Если спустя некоторое время в изображение на экране начнет вклиниваться какая-то помеха, то не исключено, что начала вещать какая-нибудь кабельная ТВ станция, настроившаяся на выбранный канал. В этом случае ничего не остается, как перестроиться на другой, более «чистый» канал, повторив все операции, перечисленные выше.

Есть и другой, менее утомительный вариант настройки телевизора и видеомагнитофона, но для него придется приобрести дополнительный кабель или даже пару. Этот метод (низкочастотный, или видеомониторный) подробно описан в разд. 1.9.