Музыкальные центры и аудиокомплексы

Для прослушивания музыки во всех видах можно приобрести по отдельности радиоприемник, проигрыватель компакт-дисков, усилитель, колонки (АС), кассетную деку и т.п. Но гораздо удобнее и проще купить музыкальный центр, в котором все или почти все эти устройства уже есть.

Стремление иметь все источники аудиоинформации в одном комплексе привело к созданию музыкальных центров различной сложности. Такие аудиосистемы выпускались и ранее, но в настоящее время они получили новые широкие возможности благодаря использованию в них микропроцессорных систем управления и индикации. Эта тенденция наблюдается в стационарной, переносной и автомобильной аудиотехнике.

Общими блоками таких комплексов (рис. 1.1) являются низкочастотный тракт обработки сигналов, источник питания, система управления. Тонкими линиями показаны пути прохождения аудиосигналов и цепи питания, а утолщенными - пути прохождения цифровых управляющих сигналов.

 

 

Рис. 1.1 Структурная схема типового музыкального центра

 

Тенденция к минимизации стационарной аудиотехники стала активно проявляться к середине 90-х гг.

В зависимости от габаритов принято различать три вида музыкальных центров: микро-, мини- и мидисистемы. Ширина передней панели центра, как правило, не превышает 18 см. Это самые маленькие представители семейства музыкальных систем. Среднюю величину (ширина около 30 см) имеют классические минисистемы, именно они наиболее распространены среди музыкальных центров. Наконец, массивные мидисистемы отличает приближенность их габаритов к габаритам стандартных Hi-Fi компонентов.

Помимо деления по габаритным параметрам различают музыкальные центры, выпускаемые в форме моноблока или многокомпонентной системы. Особенности габаритов микросистемы накладывают определенные ограничения на технические решения составляющих ее компонентов. Так, дека микросистемы никогда не бывает двухкассетной, а CD-проигрыватель чаще бывает однодисковым. По тем же причинам о проигрывателе виниловых дисков в составе таких центров и говорить не приходится.

Здесь необходимо отметить, что в связи с бурно развивающимися в последние годы электронными технологиями к моральному устареванию пришел целый ряд уже ставших стандартными в составе музыкальных центров 80-х гг. звукозаписывающих и звуковоспроизводящих средств.

Последние модели микросистем все чаще комплектуются цифровым тюнером, одно-дисковым CD-плеером, AV-усилителем со встроенным AV-процессором, имеющим выходы для подключения дополнительных акустических систем и позволяющим использовать микросистему в составе домашнего кинотеатра". Кроме того, возможны варианты следующих конфигураций: АV-ресивер, объединяющий функции усилителя, тюнера, AV-процессора, подчас снабжается эквалайзером или (и) цифровым звуковым процессором (DSP).

Кроме того, AV-ресивер может сочетаться с МО-декой и проигрывателем компакт-дисков. Наконец, собственные акустические системы музыкального центра завершают комплектацию любой микросистемы. В них также есть разные составы добавочных видов акустики для создания эффекта окружающего звука при использовании системы в составе домашнего кинотеатра.

Не секрет, что сердцем любого музыкального комплекса является усилитель. В микросистеме он всегда объединяет в себе функции предварительного и окончательного усиления сигнала - так называемый усилитель мощности. Вообще, двухблочное разделение усилителя в музыкальных центрах встречается крайне редко, хотя некоторые фирмы в последнее время применяют такое решение в составе своих более дорогих моделей мини- и мидисистем. Кроме вышеупомянутых вариантов объединения с тюнером, AV-процессором или эквалайзером (D3P), сам усилитель может включать в себя некоторые специфические функции. Так, под различным обозначением (Active Bass, Bass Boost, Super Bass Enhancer, Т-Bass и т.д.) может скрываться функция подчеркивания ИЧ при воспроизведении. Реже усилитель микросистем дает возможность использовать тонкомпенсацию (Loudness), функцию отключения звука (Mute), подключение второй пары акустических систем или колонок. Стандартными на передней панели являются регуляторы тембра (по ВЧ и НЧ), баланса каналов и громкости звука, переключатель входов, выход для наушников. Выходная мощность усилителей в составе микросистем, как правило, не превышает 50 Вт на канал. Полоса частот 20...20000 Гц в пределах +3...-3 дБ является для них оптимальной.

При имеющейся кассетной деке кроме типичных для любого магнитофона функций (включение, перемотка ленты вперед/назад, пауза, запись) может присутствовать дополнительный набор возможностей: автореверс, автопоиск фрагментов записи, таймер на включение (будильник) и выключение воспроизведения, использование систем шумоподавления Dolby B (гораздо реже Dolby С) и автоматического динамического подмагничивания Dolby HX-pro. Уровень записи чаще всего регулируется автоматически путем оптимизации сигнала. Установка типа магнитной ленты осуществляется, как правило, также самостоятельно, однако в подавляющем большинстве случаев фирмы-изготовители не рекомендуют использовать магнитную ленту типа IV-Metal. В составе микросистем часто используются деки не только с вертикальной системой загрузки кассеты, но и - по аналогии с автомагнитолами - с горизонтальной.

Проигрывателем компакт-дисков оборудуются абсолютно все выпускаемые сегодня микросистемы. Причем качество звучания, как правило, почти не уступает качеству воспроизведения музыкальных программ Hi-Fi компонентами данного рода низшей ценовой категории. В некоторых центрах к общепринятым функциям воспроизведения, перемотки фрагмента, перескока на следующий трек, паузы, программирования и определения сигнала наивысшей громкости добавляются режимы синхронного включения с магнитофоном при перезаписи, редактирования с компоновкой необходимых фрагментов музыкального материала на компакт-диске в процессе его копирования и другие, доступ к которым осуществляется преимущественно с ПДУ.

Так же как и проигрыватель компакт-дисков, цифровой тюнер на сегодняшний день стал неотъемлемой частью каждой микросистемы. Как правило, приемник в современном микроцентре способен автоматически настраиваться на радиостанции, вещающие в FM (88...108 МГц), а некоторые в том числе и на нижней части российского УКВ (65...74 МГц), в моно- (аналоговые тюнеры) или стереорежимах и в AM (средние волны - MW, длинные волны – LW) диапазонах, и заносить их в различное количество ячеек памяти, специально отведенных под некоторые ИЗ них Оснащение приемника декодером RDS-сигнала позволяет получать подробную информацию о принимаемой станции и передаваемых ею исполнителях. Настройка практически всех тюнеров, выпускаемых в настоящее время, осуществляется кварцевым синтезатором частоты, который обеспечивает более точный и стабильный прием.

Наконец, акустические системы (АС). В современных микроцентрах чаще всего используются двухполосные колонки полочного типа со спаренными средней и нижней полосами. Реже микросистемы комплектуются однополосной акустикой, еще реже -трехполосной. Наиболее качественного звучания можно добиться у трехполосных АС с НЧ громкоговорителем, диаметр которого составляет 20...25 см. По известным причинам колонки микросистем «низкочастотниками» таких габаритов не обеспечиваются, вследствие чего желательно, чтобы сечение «басовика» колонок микросистемы было хотя бы не меньше 18 см. Значение входного импеданса большинства акустических систем, поставляемых в составе микроцентров, составляет 4 или 6 Ом, реже 8 Ом, что при предельной мощности в 50...60 Вт обеспечивает согласованную работу с усилителем. Жесткость корпуса AС напрямую зависит от материала, использующегося при их сборке. Наряду с полностью пластиковыми корпусами сегодня стало модным использовать древесностружечные плиты, причем в составе не только стенок, колонок, но и. боковых панелей самого технического блока. Использование дерева в конструкции акустики ведет к уменьшению резонирования стенок, а это, в свою очередь, благотворно сказывается на качестве звучания системы. Однако ж пластик позволяет добиться разнообразия форм и нестандартности дизайна.

Дизайн исключительно важен для систем не только в плане эстетики, но и как внешняя характеристика тщательности и качества изготовления, новизны разработки, удобства управления. Сюда можно отнести и конструкцию индикатора микросистемы, и эргономичное расположение функциональных кнопок передней панели, и возможности ПДУ аппарат. В технике этого типа используются как люминесцентные, так и жидкокристаллические индикаторы. Первые обладают хорошей яркостью и контрастностью светящихся элементов, вторые - более экономичны и менее дороги. Возможность регулировки яркости свечения дисплея, и особенно возможность его выключения, является очень полезной функцией такой аппаратуры. Количество и функциональная загруженность кнопок управления различными режимами в микросистемах не должны усложнять выбор стандартных функций пользователем, а также злоупотреблять его терпением в поисках необходимых подменю.

Музыкальные центры относятся к переходной категории аудиоаппаратуры, заполняющей нишу между переносными магнитолами и стационарными комплексами, состоящими из отдельных блоков Hi-Fi компонентов.

В семействе музыкальных центров минисистемы по габаритам занимают промежуточное положение между микро- и миди-комплексами. Оптимальность размера минисистемы в бытовой аудиотехнике определила наибольшую популярность этого класса аппаратов на рынке современниди-комплексами. Оптимальность размера минисистемы в бытовой аудиотехнике определила наибольшую популярность этого класса аппаратов на рынке современных музыкальных центров.

Как и представители других категорий аудиокомплексов, современная минисистема включает в себя стандартный набор компонентов, которые могут быть объединены в единый корпус или иметь блочную комплектацию, сродни с отдельными Hi-Fi источниками. В стандартный набор входят: тюнер для приема радиопередач, CD-проигрыватель, часто чейнджер, предназначенный для воспроизведения нескольких компакт-дисков, одно- или двухкассетная дека (во втором случае одна протяжка работает лишь на воспроизведение), усилитель с эквалайзером и иногда со встроенным процессором окружающего звучания, соответствующее количество акустических систем, а также ПДУ. В настоящее время положение кассетного магнитофона в ряду составляющих минисистему пошатнулось. Подчас его игнорируют или заменяют минидисковой декой. Как и в комплектации микроцентров, проигрыватель виниловых пластинок в составе современных минисистем не участвует все по той же причине внушительных габаритов, а также вследствие своего морального устаревания.

В заключение рассмотрим общие функциональные преимущества музыкальных центров:

  • как правило, музыкальные центры позволяют включать будильниковый режим (Alarm или Wake up) и отключать (Sleep-таймер) аппарат в назначенное пользователем время, тогда как в многокомпонентной системе для этого требуется отдельный блок таймера;
  • возможность записать предварительно выбранную радиопрограмму в указанное время. Сюда же можно отнести программируемую запись по таймеру (наподобие видеомагнитофонной) нескольких радиопрограмм;
  • функция автоматического включения тюнера после окончания проигрывания CD-ATA (Automatic Tuner Activator) и синхронное включение записи магнитофона с включением воспроизведения CD-проигрывателя (CD-Synchro);
  • «игровые» режимы по типу Beat Master или D.J.Mix, входящие в состав некоторых минисистем и позволяющие подмешивать к звучащей музыке различные спецэффекты;
  • наконец, удобство в управлении всеми устройствами минисистемы с единого ПДУ. Такая возможность в случае отдельных Hi-Fi компонентов имеется лишь у комплексов, состоящих из аппаратов от одного производителя или подобранных с учетом возможности соединения различных блоков специальной шиной для совместного управления.

Существенно полезным дополнением любого музыкального центра, подчеркивающим его солидность, является наличие у аппарата линейного входа для подключения внешних источников, а также выхода на головные телефоны.

Индикаторы минисистем выпускают двух типов - люминесцентные и жидкокристаллические. Первые отличает большая вычурность и значительное энергопотребление, вторые - аскетичность и скромные аппетиты по мощности. «Стандарт» информативности индикатора включает в себя отражение информации о частоте настройки тюнера, режиме его работы (стерео/моно), стабильности приема радиоволны (Quartz lock), RDS-информации при условии наличия соответствующего декодера в аппарате, количестве треков (количестве дисков, вставленных в CD-чейнджер) на компакт-диске, играющем в CD-проигрывателе, продолжительности отдельной дорожки и всей пластинки (программы), порядковом номере трека, а также о включении режимов программирования, случайного воспроизведения, поиска максимального уровня сигнала на CD. Кроме того, дисплей типичной минисистемы демонстрирует состояние дел кассетного магнитофона или MD-деки при их наличии (уровень громкости воспроизведения и записи, счетчик ленты, MD-календарь, тип установленной кассеты, функционирование систем оптимизации, вариант шумоподавления) и служит графическим анализатором встроенного в систему эквалайзера.