Группы и команды в организации

 

· Виды групп в организации

· Коллектив и команда.

· Этапы формирования команды

· Функционально-ролевая структура команды

 

Любой человек всегда является членом нескольких групп – профессиональной или учебной, возрастной и половой, формальной и неформальной и т.п.

Группа – совокупность людей, объединенных вместе на основе некоторого социального / психологического фактора (факторов).

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

Во-первых, группы делятся на формальные и неформальные.

Формальная группа – это группа, сформированная на основании каких-либо документов, например, штатное расписание, приказ о зачислении (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.). Другими словами, формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Неформальная группа – это группа, сформированная на основании личных при­вязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, заранее не предписаны ни роли, ни статусы. Неформальная группа может создаваться внутри формальной (группировки в классе) или сама по себе (компания, играющая в пляжный волейбол; компания друзей, работающих в разных местах, и т.д.).

Во-вторых, группы бывают открытые и закрытые.

Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы.

Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером может служить учебная группа.

В-третьих, психологи особое внимание уделяют референтной группе (противоположностью которой считают группы членства).

Референтная – реально существующая или воображаемая группа, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Другими словами, референтная группа образует систему отсчета, которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.

В четвертых, социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть

социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения),

асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.)

иантисоциальной(преступные группы).

 

Психологи выявили, что люди ведут себя совершенно по разному, если действуют в группе или в одиночку. Психолог Д. Майерс вывел несколько групповых феноменов.

1. Феномен социальной фасилитации: присутствие других всегда действует возбуждающе и благотворно сказывается на решении простых и привычных задач; мешает решению сложных и новых задач.

2. Феномен социальной лености. Люди прилагают меньше усилий, когда работают в группе, чем когда несут личную ответственность за результат деятельности.

3. Феномен деиндивидуализации: утрата самосознания и боязни оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает (или почему вместе делаем то, чего не стали бы делать в одиночку).

4. Феномен огрубления мышления, заключается в том, что группа всегда стремится к внутренней гармонии даже вопреки требованиям принципа реализма. Действие этого феномена особенно часто проявляется в деятельности группы, принимающей управленческие решения.

5. Феномен влияния меньшинства: меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем колеблющееся большинство.