Группы и команды в организации
· Виды групп в организации
· Коллектив и команда.
· Этапы формирования команды
· Функционально-ролевая структура команды
Любой человек всегда является членом нескольких групп – профессиональной или учебной, возрастной и половой, формальной и неформальной и т.п.
Группа – совокупность людей, объединенных вместе на основе некоторого социального / психологического фактора (факторов).
В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.
Во-первых, группы делятся на формальные и неформальные.
Формальная группа – это группа, сформированная на основании каких-либо документов, например, штатное расписание, приказ о зачислении (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.). Другими словами, формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Неформальная группа – это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, заранее не предписаны ни роли, ни статусы. Неформальная группа может создаваться внутри формальной (группировки в классе) или сама по себе (компания, играющая в пляжный волейбол; компания друзей, работающих в разных местах, и т.д.).
Во-вторых, группы бывают открытые и закрытые.
Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы.
Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером может служить учебная группа.
В-третьих, психологи особое внимание уделяют референтной группе (противоположностью которой считают группы членства).
Референтная – реально существующая или воображаемая группа, с которой человек соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Другими словами, референтная группа образует систему отсчета, которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.
В четвертых, социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть
социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения),
асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.)
иантисоциальной(преступные группы).
Психологи выявили, что люди ведут себя совершенно по разному, если действуют в группе или в одиночку. Психолог Д. Майерс вывел несколько групповых феноменов.
1. Феномен социальной фасилитации: присутствие других всегда действует возбуждающе и благотворно сказывается на решении простых и привычных задач; мешает решению сложных и новых задач.
2. Феномен социальной лености. Люди прилагают меньше усилий, когда работают в группе, чем когда несут личную ответственность за результат деятельности.
3. Феномен деиндивидуализации: утрата самосознания и боязни оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает (или почему вместе делаем то, чего не стали бы делать в одиночку).
4. Феномен огрубления мышления, заключается в том, что группа всегда стремится к внутренней гармонии даже вопреки требованиям принципа реализма. Действие этого феномена особенно часто проявляется в деятельности группы, принимающей управленческие решения.
5. Феномен влияния меньшинства: меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем колеблющееся большинство.