Контрольно-оценочный компонент

Достижения ребенка в умственном развитии определяются уровнем его компетентности в предметном мире, которую можно установить на основании данных педагогической диагностики. Описание уровней компетентности ребенка в предметном мире представлено ниже.

Уровни компетентности в предметном мире ребенка раннего возраста

Низкий уровень компетентности. Не владея видовыми понятиями, ребенок путает сходные предметы ближайшего окружения. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь.

Средний уровень компетентности. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами.

Высокий уровень компетентности. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков. Поведение ребенка характеризуется умелым использованием предметов и бережным отношением к ним.

Уровни компетентности в предметном мире ребенка среднего дошкольного возраста

Низкий уровень компетентности. Ребенок часто ошибается в названии предметов близких видов. Затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет. Существенные особенности предметов не вычленяет, задание на группировку предметов по родовым при­знакам не принимает. Затрудняется в использовании предметов по назначению, не проявляет в поведении бережного отношения к предметам.

Средний уровень компетентности. Ребенок правильно называет предметы близких видов, устанавливает связи между назначением и строением предметов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ о предмете составляет с помощью взрослого. В собственной деятельности предметы используются ребенком по назначению.

Высокий уровень компетентности. Ребенок владеет видовыми и простейшими родовыми понятиями, имеющими 1—2 существенных признака, легко справляется с заданиями на группировку дан­ных понятий. Самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. Поведение ребенка характеризует умелое использование предметов и бережное отношение к ним.

Уровни компетентности в предметном мире ребенка старшего дошкольного возраста

Низкий уровень компетентности. Существенные родовые осо­бенности предметов ребенок вычленяет только с помощью взрос­лого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные для него признаки. Содержание описательного рассказа неполно отражает особенности предметов; средства языковой выразительности не используются. Затрудняется в использовании отдельных предметов по назначению. Резко ограничен круг предметов, к которым ребенок проявляет бережное отношение.

Средний уровень компетентности. Ребенок вычленяет сущест­венные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. Составление описательного рас­сказа требует помощи для отражения в нем особенностей предмета и его назначения. Бережное отношение к предметному миру еще не осознано.

Высокий уровень компетентности. Ребенок доказывает правиль­ность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями. Ребенка отличает осознанное бережное отношение к предметному миру.