Общество как развивающаяся система

Механизм общественного развития. Рассмотрение общества как развивающейся системы предполагает выяснение вопросов:

· Почему развивается общество?

· Как идет такое развитие?

· Каковы цели, перспективы такого развития?

Поиск ответов на эти вопросы представляется как философский анализ социальной динамики, общественного движения, поэтому правомерно использовать термин “социальный механизм”. Каковы особенности механизма общественного развития? Общество – это высокоорганизованная система, по своей сложности превосходящая любую природную систему. Характерная особенность общественной жизни состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. Поэтому сами общественные отношения проявляются в форме общественных интересов, целей, потребностей. И поэтому данные социальные явления включаются в состав социального механизма.

Что же выступает в качестве источников и движущих сил развития истории? Целесообразно соотнести эти понятия с категориями “возможность” и “действительность”. При этом в качестве источников выступают факторы, создающие возможность развития, а в качестве движущих сил – факторы, превращающие эту возможность в действительность. При таком подходе в качестве важнейших источников общественного развития выступают общественные противоречия. Поскольку разрешение общественных противоречий возможно лишь через деятельность людей, то в качестве движущих сил истории следует рассматривать деятельность людей, и те факторы, которые эту деятельность стимулируют и обусловливают.

Система социальных противоречий многообразна. Они выступают как взаимодействие между различными сторонами социальной жизни, элементами социального организма. Так, существуют противоречия:

· между объективными условиями общественной жизни и субъективным, человеческим фактором исторического развития

· между производством и потреблением

· между обществом и природой

· между насущными социальными потребностями и уровнем их удовлетворения в экономической, социальной, политической, духовной жизни и др.

Деятельность людей – это постоянное разрешений противоречий, преодоление трудностей, разрешение проблем. Уйти от них невозможно, но можно их разрешить, преодолеть.

Однако представление механизма социального развития только как процесса разрешения социальных противоречий является в достаточной степени абстрактным, поскольку не позволяет объяснить мотивы действия каждого отдельного человека. Поэтому возникает необходимость рассмотреть следующие звенья социального механизма, рассмотрев роль субъективного фактора и духовных аспектов деятельности людей.

Движущие силы истории. Понятие “движущие силы общества” охватывает те объективные и субъективные факторы, которые способствуют разрешению всего комплекса социальных противоречий. Мы уже отметили, что социальные противоречия разрешаются только через деятельность людей.

· Поэтому главным звеном социального механизма, главной движущей силой истории, ее главным субъектом выступают люди, человеческий фактор – личности, социальные слои и группы, политические партии и движения, народные массы. Именно их желания, стремления, конкретная деятельность создают материальные и духовные ценности, формируют или разрушают конкретные общественные отношения, что в конечном итоге и приводит к развитию общества.

· Целесообразно также выделить субъективные факторы человеческой деятельности. Это такие факторы, которые зависят от самих субъектов истории, от самих людей: их культуры, уровня сознания, развития познания и науки, овладения материальными и интеллектуальными технологиями. В составе субъективного фактора выделяются:

§ познание социальных процессов, объективных условий общественной жизни,

§ осознание необходимости конкретного типа деятельности,

§ конкретные типы социальной организации, порядка и темпов деятельности, выбора используемых средств, технологий и др.

· Весьма важен вопрос о стимулах человеческой активности в конкретных видах социальной деятельности. Среди этих устойчивых факторов главенствующее положение занимают социальные потребности и интересы. Носителями потребностей и интересов, или, как говорят философы, субъектами потребностей выступают отдельные личности, социальные группы, народные массы. Потребность есть объективное свойство, выражающее настоятельную необходимость человека в чем-либо. Нетрудно видеть, что потребность возникает лишь тогда, когда существует неразрешенное социальное противоречие.

Потребности можно разделить на естественные (биологические) и социальные, обусловленные общественной жизнью, прежде всего экономические, социально-политические и духовные.

В процессе удовлетворения данной потребности возникают новые. В самом деле, деятельность по удовлетворению одной потребности - в хлебе – порождает целый спектр новых потребностей. Среди них: потребность в отведении полей для посевов пшеницы и ржи; потребность в производстве техники для посева, обработки полей и уборки; потребность в постройке хлебокомбинатов; потребность в организации торговых точек для продажи хлеба. Следовательно, удовлетворенные потребности не исчезают бесследно, а видоизменяются, вызывая к жизни новые потребности и содействуя тем самым развитию общества, возникновению в нем новых явлений, сторон, отношений.

Процесс реализации потребностей совершается посредством интересов. Интерес выступает как осознанная направленность на удовлетворение потребностей конкретным человеком или социальной группой. Нетрудно видеть, что верно осознанная потребность порождает адекватный интерес и стимулирует ту деятельность, которая наиболее эффективно позволяет удовлетворять потребности. Если же интерес осознан не адекватно, то удовлетворение потребностей, разрешение социальных противоречий либо вообще не реализуется, либо существенно затрудняется.

В зависимости от их носителей интересы проявляются в различных формах.

Личный интерес определяется как социально-экономическими условиями общества, так и особенностями развития конкретной личности. В личном интересе выражается, прежде всего, отношение человека к его собственной жизни, окружающей микросреде, а также к жизни всего общества.

Групповые интересы – это интересы конкретной социальной общности.

Общественный интерес включает в себя в преобразованном и обобщенном виде личные и групповые интересы. Общественные интересы отражают объективные тенденции и потребности развития общества.

В условиях советской действительности на первое место выдвигались общественные интересы, особенно интересы государства. Либеральная идеология, на которую в значительной мере опираются творцы нынешних российских реформ, на первое место ставит интересы личности. Какая же точка зрения более верна? Исторический опыт свидетельствует, что успешно развивается то общество, в котором обеспечивается гармоническое сочетание личных, групповых и общественных интересов.

Потребности, интересы и социальные противоречия органически связаны друг с другом. Потребность содержит в себе внутренние противоречия, без разрешения которых она не может быть удовлетворена. С другой стороны деятельность, направленная на удовлетворение потребности, стимулируется, прежде всего, интересом, как осознанной потребностью. Таким образом, история выступает как деятельность преследующего свои интересы человека и проявляется как сложное переплетение объективных и субъективных факторов.

return false">ссылка скрыта

· Философский анализ человеческой деятельности как элемента социального механизма предполагает также и рассмотрение структуры деятельности. При этом выделяются:

- цели и задачи деятельности;

- средства, способы и формы деятельности – то, что в совокупности нередко называют технологией деятельности;

- результаты деятельности.

При этом все элементы деятельности тесно взаимосвязаны. Так, успех деятельности существенно зависит от соответствия средств ее целям. Нередко весьма острым является вопрос о цене достижения поставленных целей. Недаром вопрос о том, порочен или справедлив тезис “цель оправдывает средства”, многие столетия является центром обсуждения в этической мысли человечества. Это определяется еще и тем, что чаще всего значение имеет не деятельность сама по себе, а ее результат. Именно он служит удовлетворению (или не удовлетворяет) потребности, выступавшие стимулом деятельности.

· Наконец, следует кратко упомянуть об объективных условиях деятельности как совокупности обстоятельств, не зависящих от человека. Могут быть выделены условия природные (географические, климатические, демографические, биологические и др.) и социальные (экономические, политические, правовые, духовные и т. д.).

При этом следует иметь в виду подвижность границ, разделяющих объективные и субъективные факторы. Так, для офицера правовое поле, которое определяет рамки его деятельности, является объективным условием. В то же время для депутатов Государственной Думы такое поле в известной мере смещается в сторону субъективного фактора, поскольку именно им принадлежит право принятия российских законов.

Таким образом, социальный механизм общественного развития – это сложная система объективных условий и субъективных факторов, целей средств и результатов деятельности людей, социальных групп, общества в целом. Взаимодействие этих социальных явлений в совокупности и приводит к развитию общества. Развитие это идет неравномерно и весьма противоречиво. Его результаты оказываются разными для различных стран и регионов мира. Однако предельно общая тенденция человеческой истории характеризуется постепенным формированием лучших условий для жизни человека, для проявления его сущностных сил:

· в экономике – это движение к постиндустриальному информационному обществу;

· в политическом плане – это тенденция к демократизации государственной власти с учетом национальных особенностей стран и народов;

· в социальном аспекте мировое развитие характеризуется гармонизацией и гуманизацией всей системы общественных отношений;

· в духовной жизни общества проявляется тенденция к духовной свободе и раскрепощенности личности.

Словом, в центре современной истории находится человек, выступающий как цель общественного развития, а развитие самого человека выступает как критерий социального прогресса.