Понятие креативности. Исторический аспект развития взглядов на креативность

Креативность (от лат. creatio - созидание) – общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности

В науке невозможно понять природу творческих способностей (креативности) без понимания сущности творчества.

 

Рис. Классификация типов активности (по В.Н. Дружинину)

 

Рассматривая поведенческую активность как внешнее проявление активности психики при взаимодействии субъекта с объектом, В.Н. Дружинин постулирует наличие двух форм взаимодействия: адаптивного и преобразующего.

При адаптивном взаимодействии человек приспосабливается к окружающему миру, ассимилирует его качества и заменяет свои собственные свойства. Такое поведение может быть реактивным (реакцией на изменение внешней среды) и целенаправленным (в форме деятельности).

Преобразующее взаимодействие человека ведет к изменению окружающего мира. Оно может принимать конструктивную (творчество) и неконструктивную (разрушение) формы.

Проблема творчества затрагивает не только область психологических знаний, она носит междисциплинарный характер.

Обращаясь к истории философской мысли, нужно отметить, что в разные эпохи существовал свой взгляд на творчество и его субъекта.

Во времена античности творчество понималось как человеческое стремление к воссозданию совершенных образцов; несовершенное, хотя и богоподобное искусство. Творческая способность ассоциировалась с божественной одержимостью.

В средние века творческую личность, креативного субъекта принуждают к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением. При этом открывается волевая природа креативного акта, создающего новое, и в этом смысле как бы творящее из ничего.

В эпоху Возрождения встречается как возвышенное, так и приземленное понимание творчества: как новаторского искусства (гуманизм) и как труда во спасение (реформация). В это время впервые обнаруживается интерес, как к авторству, так и к творческому процессу.

В Новое время творчество рассматривается как изобретательная комбинаторика или противопоставляется универсальному и общедоступному методу, логике, интеллекту. Одновременно развивается теория «креативного восприятия» (Дж. Беркли), идея «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг, романтики), согласно которым творчество – фундаментальная предпосылка сознания вообще. Завершенная концепция творчества создается в И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения.

В эпоху Просвещения рассмотрение вопроса о творческих способностях не выходило за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (Гете, Гегель, Шопенгауэр, Ницше).

В философии проблемами творчества занимались Платон, Шопенгауэр, Мен ди Биран, А. Бергсон, Н.О. Лосский (для этого направления характерно сближение с гносеологией, главная задача – познание мира в процессе художественной интуиции). Раскрытием метафизической сущности процесса творчества в религиозно-этической интуиции занимались Ксенофан, Сократ, Платон, Фома Аквинский, Августин, Шеллинг, В.С. Соловьев.

В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше и др. Они изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах, вопросы зарождения художественных образов, происхождения и строения художественных произведений, восприятия слушателя, зрителя.

В центре внимания истории и литературы оказались народная поэзия, мифы и народные сказки, ритм в поэзии, литературные импровизации, психология читателя и зрителя. Представители этого направления психологии творчества: Дильтей, А.А. Потебня, А.Н. Веселовский, Д.Н. Овсянико-Куликовский и др.

Фактически к первым исследованиям креативности можно отнести работы Ф. Гальтона, занимавшегося изучением интеллектуальной одаренности (интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта). Однако в исторических обзорах по проблеме творчества стало традицией ссылаться на президентскую речь Дж. Гилфорда на собрании Американской психологической Ассоциации 1950 г. как на начало серьезных экспериментальных исследований в психологии творчества. Основанием послужила его кубообразная модель интеллекта SOI – Structure of the Intellect. Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Он выделил два типа мышления: конвергентное – более традиционное, напрямую связанное с устойчивыми логическими конструктами, наиболее ярко проявляющееся в заданиях, имеющих строго ограниченное число ответов; дивергентное – тип мышления, опирающийся на воображение – мышление, которое служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения.

В психологии развивалось два направления, раскрывающие проблемы творчества:

1) первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей, изобретателей (эврилогия), особенностей бессознательного творчества (во сне) и т.п.

2) второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т.д. Этим занимались Ч. Ломброзо, Перти, Нордау, Барин, Тулуз, Перэ, В.М. Бехтерев, Ф.В. Чиж и др.

Представители экзистенциализма (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу) трактуют творчество и креативность в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению». Э. Фромм определяет его как «способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта.

Теории глубинной психологии, идущие от З. Фрейда, подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «управление интуицией через архетипы» (К. Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А. Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач; сознание в это время не вмешивается в деятельность бессознательного.

Среди современных исследователей-гуманитариев автором наиболее развернутой системы представлений о природе творчества является В.М. Вильчек. Он считает, что природа творчества основана на природе человека как вида, который утратил в результате мутации инстинктивную видовую программу деятельности. Заменой инстинктивной видовой программы, которая помогает животным адаптироваться в мире, у человека стала способность к подражанию «образцу» - животному, которое жило рядом с людьми и имело эту видовую программу. Поиск «образа» для подражания и породил творчество как специфическую активность по преодолению первоначального отчуждения, которое неустранимо никакими целенаправленными актами.