Системы поездной радиосвязи

Поездная радиосвязь (ПРС) предназначена для обмена информацией поездного диспетчера (ДНЦ) и дежурных по станциям (ДСП) с машинистами поездных локомотивов, а также машинистов встречных и вслед идущих поездов между собой и с другими работниками, связанными с поездной работой (рис. 3.27). Поездная радиосвязь организуется по линейному принципу и использует узконаправленную антенну.

В системе поездной радиосвязи (ПРС) применяют радиостанции с ведомственным шифрами ЖР-УК-СП, ЖР-УК-ЛП имеющими следующий смысл:

§ первая и вторая буквы (ЖР) обозначают железнодорожную радиостанцию;

§ третья и четвертая буквы обозначают диапазон используемых волн: У - ультракоротковолновый (метровый), К - коротковолновый (гектометровый);

§ пятая буква - место установки радиостанций С - стационарная, Л - локомотивная; шестая буква П свидетельствую о принадлежности к системе ПРС.

Аналогичный смысл имеют шифры радиостанций ЖР-У-СС, ЖР-У-ЛС, за исключением последней буквы, которая свидетельствует об их принадлежности к системе станционной радиосвязи (СРС).

 

Рис. 3.27. Структурная схема радиостанции: УНЧ – усилитель низкой частоты; М – модулятор; УЧ – умножитель частоты; ОГ – опорный генератор; Ант – антенна; УРЧ – усилитель радио частоты; ПЧ – преобразователь частоты; УПЧ – усилитель промежуточных частот; ДМ – демодулятор

 

Современные радиостанции имеют другие шифры: стационарные - СР, возимые (локомотивные) - ВР, носимые - HP.

Связь ДСП®машинист осуществляется по радиоканалу, образованному с помощью стационарных радиостанций (СР), установленных на промежуточных станциях, и возимых (локомотивных) радиостанций (ВР), которыми оборудованы локомотивы.

Для организации связи ДНЦ®машинист, кроме радиоканала, используется линейный проводной канал, который вместе с аппаратурой распорядительной станции PC, установленной у ДНЦ, и коммутационным оборудованием промежуточного пункта позволяет диспетчеру подключиться к любой СР участка и провести переговоры с машинистом поезда, находящимся в зоне ее действия.

Связь машинист®машинист осуществляется по радиоканалу, образованному с помощью двух ВР, связь машинист®работники, участвующие в поездной работе, - по радиоканалу, образованному с помощью ВР машиниста, а также стационарных, возимых и носимых радиостанций, имеющихся в распоряжении указанных работников.