II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков С — Ц (задание 1,2, с. 22).
Логопед: Произнесите перед зеркалами звуки С - Ц, рассмотрите их артикуляцию. Дайте характеристику звуков.
С - согласный, глухой, твердый, свистящий, простой.
Ц - согласный, глухой, твердый, свистящий, сложный (Т + С).
Логопед: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик?
2.Чтение слоговых таблии (задание 3, с. 22).
Логопед: Прочитай слоги.
СА - СА - ЦА ИС - ИЦ - ИС ЦО - ЦО - СО
СЫ - СЫ - ЦЫ АС - АЦ - АС УС - УЦ - УЦ
3.Развитие фонематического восприятия.
Выделение звуков:
- изолированно: Ц, С, С, К, ТЬ, Ц, Ш, Щ, Ц, С, Ц;
- в слогах: ЦО, СА, СЫ, УЦ, ШО, ТЕ, ЫЦ, ЫС;
- в словах: цепь, собака, солнце, лиса, сцена, косить, циркуль, сидеть.
4.Знакомство с героями занятия (задание 4, с. 231,
Логопед: Запишите названия картинок. Подумайте, почему они здесь нарисованы?
Картинки: аист, цапля.
5.Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.
Логопед: У аиста и цапли много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С - Ц. Обведите контурные изображения и назовите этих птиц.
Картинки: скворец, сова, сыч, ласточка, снегирь, сорока, трясогузка, стриж, страус.
Логопед: Что вы заметили? (Во всех названиях птиц звук С).
6. Развитие имений словообразования при помощи суффиксов.Уточнение словаря.
Логопед: Птицы проголодались. Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить? (Лягушек, мошек, червяков, овес, пшеницу, просо...) Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зерна: на них записаны слоги.
Соберите зернышки-слоги и составьте из слогов слова. Запишите их в два столбика (запись на доске): С и Ц.
Слоги: цве, ты, су, дак, ци, фры, куз, нец, мат, рос, па, рус, та, зы, та, ра.
Приблизительный перечень слов: цветы, судак, матрос, кузнец, парус, цифры.
Логопед: Какие зернышки никто не клевал? (Тазы, тара.) Почему? (В них нет звуков занятия.)
7. Закрепление знания названий профессий, обозначающих лиц женского пола.
Логопед: Аист и цапля играли в игру. Аист называл слова: сварщик, наладчик, буфетчик... Цапля захотела узнать, как будут называть ее, если она выберет одно из этих слов? Послушайте слова и образуйте от них имена существительные женского рода.
Слова: сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, летчик.
Логопед: Назовите слова, которые не являются названиями профессий.
8.Развитие логического мышления (задание 5, с. 23).
Логопед: Помогите аисту и цапле. Отгадайте загадки и помогите аисту и цапле правильно записать слова-отгадки.
Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет
Под кустом спасается, Всех детей собирает.
На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица)
В ночь ему не спится,
В зеркало глядится. (Месяц)
9.Дифференциация С - Ц в словах (задание 6. с. 23).
Логопед: Цапля и аист никак не могут разобраться в словах. Помогите им. Назовите предметы и подпишите под ними букву С (синего или зеленого цвета) или Ц (синего цвета).
Картинки: серьги, цыпленок, индеец, скакалка, огурец, кресло, синица, кактус, сирень.
10.Дифференциация С - Ц в тексте.
Логопед: Однажды с цаплей произошла интересная история. Она захотела рассказать об этом. Прочитайте рассказ цапли и замените картинки словами (слова в скобках заменены картинками). Назовите слова со звуками занятия. Скажите, какие слова могла выбрать цапля, а какие - аист?