Типовые методики в деятельности учреждений культуры

Рассматривать методики культурно-досуговой деятельности в со­временных условиях чрезвычайно сложно. Поэтому наиболее целесо­образно этот вопрос рассматривать с точки зрения технологии. Этот подход наиболее универсален, так как дает возможность культурно-досуговую деятельность разложить на три основные составляющие: информационно-просветительную, художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Эти составляющие взаимосвязаны, тем не менее каждая из них имеет и свою специфику, свои преимущественные родовые методы подготовки и проведения культурно-досуговых программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты, но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет гово­рить о типовых методиках.

Информационно-просветительная деятельность базируется на со­временных информационных технологиях и функционально обеспечи­вает наиболее объемные в творческом отношении художественно-публицистическую и культурно-развлекательную деятельность.

Понятие "информация" в буквальном смысле означает "сообщение", "изложение". Информация - это не все знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования, для активного действия.

Информационно-просветительная деятельность учреждений куль­туры имеет присущие только ей формы, методы и выразительные сред­ства, умелое использование которых помогает посетителям данного уч­реждения проникнуть в суть проблемы.

Средствами, формами и методами информационно-просветительной деятельности учреждения культуры информируют, просвещают, разъясняют, помогают людям на практике удовлетворить их насущные потребности в знаниях. Структурные компоненты инфор­мационно-просветительной деятельности учреждения культуры условно можно разделить на общие: субъект, объект, содержание, средства, коммуникация, управление и видовые: экономика, политика, право, эс-

тетика и т.д. Поэтому учреждения культуры через информационно-просветительную деятельность, используя активность людей, могут вести с ними диалог, готовить программы по злободневным проблемам.

Термин "художественно-публицистическая деятельность" произо­шел от широко используемого в научной литературе термина "художественно-массовая работа". Художественно-массовая работа рассматривалась как область деятельности учреждений культуры, в ор­ганизации которой соединялись средства пропаганды, агитации и ис­кусства. Степень их взаимодействия определялась формами художе­ственно-массовой работы от простейших в иллюстрированных художе­ственно-пропагандистских мероприятиях, проводимых в клубном уч­реждении, до сложных, синтезированных в театрализованных праздни­ках, шествиях и манифестациях.

В современных условиях художественно-массовую работу следует называть "художественно-публицистическая деятельность". Она отли­чается от информационно-просветительной тем, что в основе ее мето­дики лежит поиск художественного образа и реального, конкретного со­бытия. Художественно-публицистическая деятельность призвана прак­тически помочь процессу осознания мира личностью за счет воздей­ствия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Культурно-развлекательная деятельность также является специ­фическим типом культурно-досуговой деятельности. Она отличается более активным, динамичным характером и свободным типом поведе­ния посетителей учреждения культуры. Для культурно-развлекательной программы необходим высокий уровень включенности аудитории и де­мократичности общения, что способствует созданию непринужденной атмосферы.

Культурно-развлекательная деятельность способна удовлетворить разнообразные духовные потребности посетителей учреждений культу­ры на основе получения удовольствия. Поэтому она позволяет снять психологические стрессы, перегрузки, переутомление.

Каковы механизмы функционирования информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры?

Перед информационно-просветительным типом деятельности сто­ит задача удовлетворения потребности человека в получении инфор­мации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы зна­ний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имею­щимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формирование у него убеждений. Преимущество и сила методики ин-

формационно-просветительного воздействия заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (знания, нормы, ценности) в процессе усвоения людьми корректируются, становятся их собственностью.

Существует много различных видов информации: социальная, по­литическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д., которые связаны с пониманием и действуют на сознание человека, то есть на его рациональное начало. Если информация эмоционально окрашена, то она может сначала действовать на эмоции.

В методике информационно-просветительной деятельности учреж­дений культуры содержание тесно взаимодействует с социальными, психологическими и педагогическими процессами. Их взаимодействие и определяет специфику методики информационно-просветительной дея­тельности учреждений культуры. Она воплощается в формах, непо­средственно несущих научные знания: лекции, беседы, доклады, кино­лектории, просветительные кружки и школы, в которых преобладает со­держательная сторона. В другую группу можно включить те формы, где содержание дополняется средствами художественной выразитель­ности: устные журналы, устные альманахи, чтения, культурно-художественные бригады, клубные объединения, народные универси­теты.

Широкое использование, в устном выступлении приемов ораторско­го искусства, возможностей голоса, мимики, жестов позволяет усилить смысловое содержание информации и т.д. Поэтому "живое слово" - бо­лее оперативный путь донесения до слушателей фактов, их коммента­риев, чем сообщение с плохо выраженной формой подачи материала.

Изучение мотивов посещения людьми информационно-просветительных программ в учреждениях культуры позволяет полнее использовать потенциальные возможности этой методики. Например, во Дворце культуры железнодорожников г. Брянска регулярно проходит выпуск устного журнала "Наш телетайп". Его назначение - оперативно информировать железнодорожников об актуальных проблемах желез­нодорожного транспорта и конкретно местной дороги. "Телетайп" выхо­дит два раза в месяц. Его проводят два-три человека: сменяя друг дру­га, они сообщают о различных фактах, событиях местной производ­ственной и культурной жизни, комментируют их, тесно связывая с про­блематикой общественной жизни страны. "Телетайп" быстро завоевал популярность, вышел из стен учреждения культуры в трудовые коллек­тивы.

Анализ практики показывает, что чем активнее человек восприни­мает информацию, а приобретаемые знания соотносит с практикой, творчески их перерабатывает, тем скорее они становятся руководством к действию. Поэтому методика информационно-просветительной дея­тельности строится с учетом законов восприятия личностью окружаю­щего мира.

Естественно, что учреждения культуры не могут составить конку­ренцию в оперативности средствам массовой информации: телевиде­нию, радио, печати, да в этом и нет необходимости. Наоборот, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого кон­такта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными ком­ментариями событий с учетом интересов конкретной аудитории.

Создание атмосферы взаимного доверия и доброжелательности -непременное условие успеха всех информационно-просветительных программ.

Каждая аудитория, к которой обращена информация, характеризу­ется определенным состоянием сознания: жизненными ориентациями, интересами, наконец, мотивами посещения учреждения культуры.

Знание аудитории - непременное условие успеха информационно-просветительской деятельности. Другим условием эффективности ин­формации является ее достоверность. Любое искажение правды трав­мирует людей, приводит к утрате доверия к учреждению культуры. По­этому при подготовке и проведении информационно-просветительных программ специалисты учреждений культуры опираются на достовер­ные источники получения информации. Отбор фактов - основа каждого сообщения.

Специалисты учреждений культуры не ставят целью установление новых истин. Соответственно и фактические данные имеют здесь свое функциональное назначение: факт ценен как раз своей конкретностью, единичностью. Хорошим подспорьем для специалиста, занимающегося информационно-просветительной деятельностью, является докумен­тальная литература: очерки, письма, дневники, мемуары, автобиогра­фии.

Своеобразие нашего времени состоит в том, что исторический до­кумент получил самостоятельное эстетическое значение. Усвоение факта для литературы никогда не было проблемой: факт был и, навер­ное, будет ее главным источником, но теперь этот источник стал ценен для нас и сам по себе. Интерес к историческому документу, как и к жи

вому факту текущей жизни, предопределил необычайную популярность мемуарного жанра.

Особой привлекательностью "первофакта", документа объясняются такие получившие распространение формы информационно-просветительной деятельности, как пресс-конференция, интервью, ре­портаж. Использование документа в этих формах несет большой ин­теллектуальный и эмоциональный заряд.

Наглядность подачи материала, доказательность мыслей, идей, преподносимых слушателю, зрителю, являются важнейшим показате­лем профессионального мастерства специалиста учреждения культуры.

Ведущим, родовым методом информационно-просветительной деятельности является иллюстрирование, которое позволяет активизи­ровать мышление, включить память, вызвать в сознании определенные ассоциации.

Следует иметь в виду, что новые формы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры основаны на са­мых различных видах иллюстрирования: предметном (экскурсии, ис­пользование в качестве иллюстраций растений, животных, образцов горных пород, строительных и других материалов), изобразительном (картины, фотографии, модели, муляжи), образном (по памяти).

Иллюстративность (показ) сама по себе предполагает активность воспринимающего. Видеть - это не просто созерцать, но и понимать ви­димое. Наглядность сообщает правильное направление мышлению, ак­тивизирует его, развивает воображение и делает знания более обстоя­тельными.

Иллюстративность способствует лучшему запоминанию и созна­тельному усвоению материала, так как вызывает у человека различные ассоциации, которые помогают ему запомнить и впоследствии додумать и более глубоко осмыслить все увиденное и услышанное. В конечном счете восприятие, память, активное внимание и знания - необходимые условия мышления: когда мы думаем, мы сосредоточиваемся на чем-либо, что является темой нашего мышления, а свое содержание мыш­ление берет из опыта, своего или усвоенного чужого. Значит, чтобы привлечь внимание к подготовленной информационно-просветительной программе, специалисту учреждения культуры необходимо так органи­зовать материал, чтобы активизировать мысль человека, возбудить его чувства.

По уровню, силе восприятия аудиторией программы можно судить, насколько она удалась, какой резонанс вызвала в общественном мне­нии. Вот почему специалисты учреждений культуры должны со всей от

ветственностью относиться к выбору форм и методов информационно-просветительной деятельности, ибо это направление работы учрежде­ний культуры ориентировано не только на распространение знаний, но и на развитие у посетителей активности, способности формировать об­щественное мнение. Учреждение культуры как система сохраняет свою целостность и устойчивость благодаря способности собирать, обраба­тывать и использовать информацию о потребностях, интересах, вкусах потенциальной аудитории.

Есть немало интересных примеров того, как содержательная, каче­ственная сторона используемых в настоящее время методов и форм полностью соответствуют единству содержания и формы. Без соблюде­ния этого условия никакие технологические ухищрения, какими бы изобретательными они ни были, не смогут обеспечить функционирова­ние подлинной информационно-просветительной деятельности .

Итак, методика информационно-просветительной деятельности уч­реждений культуры одновременно решает две задачи: несет людям знания и вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

Методика художественно-публицистической деятельности учреж­дений культуры пронизывает всю их деятельность и обладает наи­большим воздействием на аудиторию за счет эмоциональной силы ис­кусства. Эмоциональное воздействие на зрителей и слушателей здесь достигается выразительной силой подачи материала, образностью, ху­дожественностью.

Методика художественно-публицистической деятельности сохра­няет общие черты, присущие культурно-досуговой деятельности в це­лом: полифункциональность, активность, комплексность, самодеятель­ность, творчество, инициативу и т.д. Но наряду с общими чертами как особый тип методика художественно-публицистической деятельности имеет и свою специфику:

- возможность применения многообразных средств воздействия,
способных одновременно охватить большую массу людей;

- использование социально-психологических механизмов воздей­
ствия и восприятия;

- конкретизация художественно-публицистической деятельности,
использующей реальные и художественные образы;

В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня, особенностями которой являются: фактологичность, многообразие содержательных и эмоциональных вы­разительных средств воздействия. Их разнообразие значительно бога-

че, чем в театре или кино. Основной вид драматургии - сценарий. Его характеристики: целостность будущей программы, взаимная согласо­ванность всех эпизодов; поиск обобщенности, типичность в раскрытии образа события, жизненного факта; новизна тематики, содержания, применения художественных средств, композиционного решения, форм и методов воздействия. Использование различных видов и приемов монтажа усиливает восприятие материала.

Специфические черты имеет драматургия художественно-публицистических программ: использование художественного материа­ла из всех видов искусства или поиски оригинального художественного образа; реализация в программе документального материала; соблю­дение оптимального соотношения художественного и документального материала; оценка событий, фактов, выявляющая четкую авторскую по­зицию; активный характер драматургии художественно-публицистических программ.

Важно помнить, что использование художественного и докумен­тального материала вызывает необходимость применения в драматур­гии художественно-публицистических программ метода монтажа, кото­рый позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие дей­ствия, кульминация и развязка). Еще один закон в драматургии художе­ственно-публицистических программ - гармоническое единство, целост­ность всего происходящего, работающего на художественный образ.

В сценарии программы - подробной литературной разработке _егр содерж_ашя --излагаются мельчайшие детали будущего действия, соз­дается модель программы. В сценарии программы все разнохарактёр1 ные эпизодьг""Кв6бхЗДИ1ВГО соединить единым композиционно-целостностым содержанием, что позволит всесторонне раскрыть идею, полно изложить содержание, наполнить его эмоциональным зарядом и, наконец, облегчить восприятие материала через нарастание контраст­ности и связанности.

Добиться этого возможно лишь при овладении родовым методом драматургии культурно-досуговых программ - монтажа. С помощью это­го метода можно создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, соединив различные элементы в еди­ную логическую композицию, подчиненную общему драматургическому замыслу. Особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетиче­ское, соединяющее воедино работу драматурга, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры драматург и режиссер высту­пают в одном лице.

Режиссура в художественно-публицистической деятельности яв­ляется основным компонентом технологического процесса воплощения сценария. Художественное кредо режиссера определяется его эстети­ческим идеалом, творческими методами, материальными и творческими возможностями учреждения культуры .

Режиссура художественно-публицистических программ дело кол­лективное. Режиссер не только обеспечивает себя активом, но и созда­ет условия для творчества своих коллег - художника, композитора, хо­реографа и др.

Основным творческим методом в художественно-публицистических программах является метод театрализации. Однако применяется он, как правило, совместно с~иллюстрйрЬванием и игрой.

При подготовке художественно-публицистической программы соз­дается инициативная группа, которая обсуждает общий замысел и при­мерную структуру, уточняет тему, намечает сроки и место ее проведе­ния; определяет состав потенциальной аудитории, конкретизирует жанр и приемы подачи содержания.

В этот период в сознании режиссера уже выкристаллизовывается предварительный вариант творческого замысла художественно-публицистической программы. Режиссерский замысел - это проект по­ста новк^эквивалентный Драмет^гичедюму материалу. Уточнение~рв=~~ жиссерского замысла происходит одновременно с коррёТаировкбРГсЦё^" нария. Этот процесс можно сформулировать следующим образом: идея - практика - идея. Режиссерский замысел апробируется на репетициях, под влиянием художественных устремлений активистов и участников программы он может видоизменяться.

Все изменения режиссер вносит в режиссерскую документацию, ко­торая составляется после утверждения плана. В режиссерский план по­становки входят: монтажный лист, музыкальная и световая партитура, сценарный план киноматериала и диапроекций, рабочая схема про­граммы, репетиционный план, план-дислокация, схема связи, транспор­та и техники, схема охраны порядка, обеспечения техники безопасности

и т.д.

Как видим, методика художественно-публицистической деятель­ности ведет к пониманию мира особым путем: через воссоздание - вос­приятие - представление - воображение - переживание. Этот ряд схема­тичен и условен потому, что психологические формы художественно-публицистической деятельности неизмеримо богаче тех, что здесь на­званы, и потому, что в живом процессе художественности они не сосу-

ществуют одна рядом с другой и не следуют одна за другой, ;а прони­кают друг в друга, сливаясь в единый, целостный процесс. &

Методика культурно-развлекательной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных. На практике это на­правление деятельности учреждений культуры носит противоречивый характер. С одной стороны, организация отдыха и развлечений в уч­реждениях культуры - дело популярное, а с другой - уровень этой дея­тельности все еще остается низким.

Отдых и развлечение - это период воспроизводства рабочей силы, а значит, от того, как человек использует эти часы зависит его после­дующая деятельность.

Организация отдыха и развлечений в учреждении культуры требует высокого уровня профессионального мастерства специалистов, их фан­тазии и выдумки, оригинальных решений.

Одной из причин низкого уровня этого направления деятельности в учреждениях культуры является то, что специалисты еще слабо усвои­ли разницу в понятиях "отдых" и "развлечения". В процессе отдыха че­ловек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, пере­утомления. Отсюда, развлечения требуют особой физической и эмо­циональной нагрузки. Природа отдыха и развлечений определяет свою аудиторию. Для молодежи характерны развлечения, а отдых необходим людям старшего возраста. Полноценный отдых предполагает познава­тельную активность, получение знаний, развитие интеллекта, смену ви­дов деятельности. Развлечения развивают у человека сноровку, наход­чивость, быстроту ориентировки, проходят весело, темпераментно, с творческой фантазией.

Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, по­лучить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь.

Отдых в учреждениях культуры носит массовый, групповой и инди­видуальный характер. Организовать коллективный отдых - значит вклю­чить каждого человека в общую деятельность, соединить его индивиду­альные интересы с общественными, добиться соответствия его индиви­дуальных действий характеру объективных законов общественного развития. Поэтому организация отдыха по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.

В последнее время в учреждениях культуры предпочтение отдает­ся общесемейному проведению досуга. Пока большинство людей пред­почитают пассивные формы отдыха - просмотр видеокассет, прослуши­вание музыки и т.д. Значительно сократилась роль книг, газет, лекций. Сужение круга интересов можно объяснить расширением объема дело­вых связей, большой занятостью домашними делами, повышением зна­чимости общесемейных форм досуга. Примерно 68% людей не находят для себя полезных занятий для отдыха и ищут любую компанию, чтобы растратить свое свободное время впустую, а порой и во вред своему здоровью.

Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятель­ности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки - на физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания -на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.

Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных катего­рий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональ­ную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлече­ний, между которыми имеется определенная взаимозависимость.

Основным_методом в культурно-развлекательной деятельности_яв-ляется_лфа^Игра выступает в двух"" йТтостасяЗГПШк метод "подготовки" программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличи­тельные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.

Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добро­вольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий,' выполнение которых зависит от твор­ческой инициативы играющих.

Следует учитывать специфику различных видов отдыха: празднич­ный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих ви­дов отдыха имеет свою психологическую основу.

Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей самого праздника. Организаторы праздника стремятся подчеркнуть социальную

значимость события, вовлечь максимальное число людей в единое праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возмож­ность повысить эффективность праздничного процесса. Эту особен­ность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использоваться при его подго­товке.

Для повседневного неорганизованного отдыха в учреждениях куль­туры создаются специальные условия: молодежные гостиные с уютны­ми кафе, читальным залом, кинолекционным залом, зимним садом, зе­леной гостиной с аквариумами и кинодемонстрационным и выставоч­ным залами, игровыми залами. Происходит формирование нового стиля сферы развлечений на основе новой техники и технологий. Бурное раз­витие аудиовизуальных и технических средств во многом определяет сейчас формы отдыха и развлечений.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие "методика культурно-досуговой дея­
тельности".

2. Почему методика культурно-досуговой деятель­
ности является творческим процессом?

3. Классификация методик в культурно-досуговой
деятельности?

4. Типовые методики культурно-досуговой дея­
тельности. Их специфика?

Рекомендуемая литература