II. Основная часть
1. Развитие умения согласовывать количественныечислительные с существительными(задание 2.с. 45).
Логопед: Рассмотрите картинку. Посчитайте и запишите, сколько каких птиц прилетело к кормушке.
Картинки: четыре вороны, три снегиря, две синицы, пять воробьев.
2. Выделение окончаний _существительных мужского рода при согласовании с количественными числительными (задание 3. с. 46).
Логопед: Составьте словосочетания с числительными 1, 2, 5. Запишите словосочетания. Образец: одно яблоко, два яблока, пять яблок.
Картинки: неваляшка, огурец, апельсин, курица, цыпленок, мяч.
Логопед: Назовите существительные мужского рода. Назовите окончания при их изменении.
Дети называют окончания, логопед по ходу ответов выставляет на доску опорные карточки.
Карточки: -А (-Я); -OB (-EB); -ЕЙ; -ЯТ.
3. Закрепление имения согласования количественных числительных с существительными женского рода.
Логопед: Посмотрите, что мама принесла с базара. (Овощи и фрукты.) Назовите, сколько чего? Карточки:
- 1 капуста, 2 морковки, 3 репы, 4 свеклы, 5 редек;
- 1 груша, 2 сливы, 3 картошки, 4 тыквы, 5 дынь.
4. Знакомство с окончаниями существительных женского рода при согласовании с количественными числительными (задание 4. с. 46-47).
Логопед: Составьте предложения со словосочетаниями, которые можно составить при помощи картинок и цифр.
Картинки: 1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолетов.
Логопед: Назовите существительные женского рода. Назовите окончания при их изменении.
5. Физминутка.
Дети декламируют стихи и выполняют действия.
Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу два тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей.
6. Закрепление умения согласования количественных числительных с существительными на уровне словосочетания (задание 5. с. 47).
Логопед: Измените словосочетания по образцу.
Образец: пять ворон - две вороны.
Три сороки - пять ... Четыре коровы - шесть ...
Одно ведро - пять ... Один трамвай - два ...
7. Закрепление умения согласования количественных числительных с существительными на уровне предложения (задание 6. с. 47).
Логопед: Вставьте в предложения пропущенные слова-названия картинок. Перепишите предложения и укажите, к каким словам относятся слова, обозначающие количество предметов.
На грядке выросло шесть ....
Мама купила на рынке два ....
В вазе стояло три ....
Ване подарили одного ....
Кролик сгрыз три ....
На крыльце спали пять ....
У собаки есть два....
Картинки: репа, морковь, мишка, щенки, лимон, одуванчик.
///. Итог занятия
Логопед: Назовите из предложений количественные числительные вместе с существительными, к которым они относятся.