II. Основная часть

1. Закрепление знания о приставках.

Логопед: Однажды части слов собрались вместе и стали спо­рить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит, заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детены­шей, маленьких предметов и названий профессий.

Они бы так и спорили, но появились тихие незаметные окончания и предложили разрешить спор при помощи зада­ний. Они сказали: «Давайте предложим ребятам выполнить задания, каждое из которых будет посвящено какой-нибудь части слова. С каким заданием дети справятся быстрее, та часть слова им лучше знакома, значит, та и важнее!» На том и порешили.

Итак, первое задание - от приставок. Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь».

Образец: КРЕПКО НАСКВОЗЬ

примерз проколол

пришил прошил

Слова: приколол, примерз, пролил, прибил, прошил, прогрыз, пролез.

2. Закрепление знания о корне слова.

Логопед: Приставки рады. Вы быстро справились с их за­данием. Теперь очередь за корнем.

Прочитайте на карточках слова и отыщите их корни. Карточки:

ПОД...ОВИК ПО...КА ...НИЦА

...КА ПО...КА ПОД...НИК

ПОД...КА ПОД... ...ИКИ

ПО...КА ПЕРЕ...ИЦА ПРИ...

Корни для справок: -буд-, -сказ-, -суп-, -говор-, -ход-, -нос-, -вал-, -друг-, -берёз-, -окон-, -дел-, сад-.

(Подберезовик, будка, подсказка, посадка, поделка, под­вал, переносица, супница, подоконник, ходики, приговор.)

3. Работа по закреплению навыков словообразования при помощи суффиксов.

Логопед: От словосочетаний (запись на доске) образуйте слова-предметы, добавив суффикс -к-. Образец: посадить де­ревья — посадка.

Логопед выставляет на доску карточку с суффиксом -К-.

Словосочетания:

рубить лес побелить стены подкормить посевы

сушить сено засолить огурцы обработать огород

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Части слов очень довольны. Они убедились, что все важны и все знакомы детям. Части слов благодарят вас и просят вы­полнить их любимое совместное задание.

Разберите по составу данные слова.

Слова: переезд, прочитал, сено, девочка, голосок, пере­сказал, горочка, столик, зима, прочитала, замерзла, прибе­жал, звонок, объезд, лисенок.

4. Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов

Логопед: Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? ... (Подкова)

Я имею два корня, друзья.

Как кольцо, соединительная гласная моя.

Первый корень возьму у ПАРА.

А второй у слова ХОДИТЬ.

Угадайте, что я за слово? ... (Пароход)

Корень попрошу у слова МАНИТЬ

. Окончание у слова ЛИСА.

Суффикс у слова КНИЖКА,

Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ.

Что получится? ... (Приманка)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА. Это слово - ... (Походка)

Логопед: Что общего между всеми словами? (Начинают­ся с одной и той же буквы П, обозначают слова-предметы.) Какое из этих слов лишнее, почему? (Пароход, так как оно мужского рода, не имеет приставки и состоит из двух кор­ней.)

5. Работа на уровне текста.

Логопед: Впишите в стихотворение подходящие по смыс­лу слова (запись на доске), разберите слова по морфологи­ческому составу.

Жили-были серый...

И его ....

Серый ... был очень тих

И... тоже.

И ... был у них –

Очень тихий .... (С. Я. Маршак)

Слова для справок: еж, ежиха, ежик, ежонок.