Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация результатов

 

При проведении исследования мы предложили респондентам ответить на вопросы по нескольким методичкам с целью эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология. Рассмотрим полученные результаты по каждой методике:

1. «Эмоциональный интеллект» Н. Холла

В нашей работе мы рассматривали результаты общей выборки из 30 человек полученные при проведении исследования по каждому респонденту:

 

Таблица 1. Результаты по опроснику «Эмоциональный интеллект»
Н. Холла по каждому респонденту

№ респо-ндента Шкалы Интегра- тивный уровень эмоциона-льного интеллекта № респо-ндента Шкалы Интегра- тивный уровень эмоцио-нального интеллекта
Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей
         
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
-4 -1

 

Итак, согласно описанным в молодике рекомендациям, мы можем классифицировать полученные результаты по шкалам следующим образом:

- 14 и более – высокий уровень;

- 8-13 – средний;

- 7 и менее – низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

- 70 и более – высокий;

- 40-69 – средний;

- 39 и менее – низкий.

Таблица 1 дает основания говорить, что __ респондентов характеризуются как обладатели высокого и среднего уровня эмоционального интеллекта, а 15 – низкого. Для наглядности представим эти данные в виде диаграммы:

           
   
 
   
 
 
 
   

 

 


Рисунок 1. Результаты по опроснику «Эмоциональный интеллект» Н. Холла по каждому респонденту

 

Итак, в группу студентов-психологов (вы) с высоким эмоционального интеллекта вошли респонденты под номерами: 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 22, 25. Соответственной во вторую группу (низкий уровень эмоционального интеллекта) вошли участники опроса под номерами: 1, 3, 7, 12, 14, 15, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30.

Определим точность полученных результатов на основе использования другой методики определения уровня эмоционального интеллекта.

2. Методика «ЭмИН» Д.В Люсина

В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.


 

даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал. Результаты опроса и соответствующих расчетов представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты по опроснику «ЭмИН» Д.В Люсина по каждому респонденту

№ респо-ндента Шкалы Итоговый уровень ЭИ № респо- ндента Шкалы Итоговый уровень ЭИ
МП МУ ПЭ УЭ ОЭИ   МП МУ ПЭ УЭ ОЭИ  
Низкое значение Очень высокое значение
Высокое значение Среднее значение
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
Низкое значение        
Низкое значение        
            Очень низкое значение
            Очень низкое значение

 

Полученные данные мы можем интерпретировать

 

 

Качественный анализ полученных данных показывает, что студенты психологи всей выборки характеризуются высоким уровнем эмпатии, могут распознавать чувства других людей, понимать их и управлять ими. Однако, мы заметили тенденцию, что по обеим методикам показатели уровня управления своими эмоциями достаточно низкий: средний показатель по

 

Таким образом, нами выявлено, что 14 из 30 респондентов имеют низкий эмоциональный интеллект, а все опрошенные студенты-психологи характеризуются недостаточным уровнем управления своими эмоциями. В связи с этим далее нами будут рассмотрены результаты по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева.

Нами были исследованы две выборки студентов-психологов, которых мы выделили по результатам опросников ЭИ. Первая выборка состояла из 14 студентов-психологов с низким уровнем ЭИ, вторая – из 16 студентов с высокими показателями по методикам ЭИ.

Опросник Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность» содержит 80 утверждений, с которыми респондент может согласиться или не согласиться. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: вспыльчивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность.

По каждой шкале исследуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Сумма баллов по шкалам «наступательность» и «неуступчивость» даёт показатель «позитивной агрессивности» субъекта, сумма баллов по шкалам «мстительность» и «нетерпимость к мнению других» — показатель «негативной агрессивности». Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» даёт обобщённый показатель агресивоности и конфликтности (см. Табл. 3).

 

 

Таблице 3 – Средние результаты (в баллах) по шкалам психологического теста

Шкалы теста Студенты с низким уровнем ЭИ Студенты с высоким уровнем ЭИ
Вспыльчивость    
Наступательность    
Обидчивость    
Неуступчивость    
Компромиссность    
Мстительность    
Нетерпимость к мнению других    
Подозрительность    
Позитивная агрессивность    
Негативная агрессивность    
Конфликтность    

 

Сумма баллов по шкалам "наступательность", "неуступчивость" дает суммарный показатель позитивной агрессивности респондентов. Он составил для студентов с низким уровнем ЭИ – 9,15, что свидетельствует о среднем уровне агрессивности. Данные для группы студентов с высоким уровнем ЭИ говорят о том, что для них характерен больший уровень агрессивности.

Сумма баллов по шкалам "бескомпромиссность", "вспыльчивость", "обидчивость", "подозрительность" дает обобщенный показатель конфликтности, который для первой группы

 

Кроме того, мы разработали анкету для выявления уровня агрессивности, чтобы определить правильность полученных данных по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П.Ильина и П.А.Ковалева..

4. Анкетирование

В эмпирическом исследовании взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности у студентов факультета психология мы использовали анкету собственной разработки по вопросам социального взаимодействия студентов со сверстниками (с целью определить характер их взаимодействия и агрессивности в общении и подтвердить данные по основной методике по агрессии).

Вопросы разработанной анкеты направлены на выявление агрессии у студентов-психологов и факта ее направленности на других. Анкета включает в себе 16 вопросов (См. Приложение 3).

Утвердительные ответы на вопросы с нечетным номером свидетельствуют об агрессивности. За утвердительный ответ насчитывается 1 балл, так же как за ответ «нет» на вопросы с четным номером. Количество набранных баллов от 9 до 16 говорит о высоком уровне агрессивности, а от 0 до 8 – о незначительности выраженности данной характеристики.

Полученные результаты по каждому респонденту представим в табличной форме:

 

Таблица 4. Результаты анкетирования

№ респо-ндента Группа* Количество набранных баллов Уровень агрессивности № респо-ндента Группа* Количество набранных баллов Уровень агрессивности
      Низкий
      Низкий
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Низкий Высокий

* 1 группа – студенты с низкий уровнем ЭИ, 2 группа – студенты с высоким ЭИ

 

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что у 6 студентов группы 1 (низкий ЭИ) и 5 группы 2 (высокий) не отмечалось высокого уровня агрессии при общении со сверстниками, они более уверены в себе в разговоре, считают себя более признанными и принят в группе сверстников. Тогда как для 9 и 12 респондентов этих же групп характерно агрессивное поведение. Их агрессия направлена ​​в большей степени на окружающих и в меньшей - на себя. По ответам, которые дали эти студенты, можно увидеть, что у некоторых из них проявляется низкий уровень самооценки, который влияет на их поведение и отношение к сверстниками.

Итак, мы получили на первый взгляд, одинаковые показатели по каждой группе респондентов. Поэтому для подтверждения или опровержения гипотезы данного исследования требуется использование методов статистической обработки данных.

5. Т-Критерия Стьюдента

В рамках данного исследования был использован сервис http://www.psychol-ok.ru/statistics/student/ для проведения автоматизированного расчета Т-Критерия Стьюдента. Использования сервиса предполагает наличие соответствующих знаний в области математической статистики в психологии, а также минимизирует возможности допущения ошибки в расчетах.

Итак, представим полученные результаты:

 

Таблица 5. Автоматический расчет t-критерия Стьюдента (n=30)

Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Суммы:            
Среднее:            

 

Результат: tЭмп = 3.4

Критические значения и графическая интерпретация представлены на Рис. 3, 4:

 

tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.05 2.77

Рисунок 3. Критические значения


Рисунок 4. Ось значимости

 

Полученное эмпирическое значение t (3.4) находится в зоне значимости. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена и для развития эмоционального интеллекта студентов-психологов необходимо снижение уровня агрессивности. В связи с этим перспективы исследования видятся в создании программы снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов.