Внутреннее территориальное деление муниципального образования

 

Федеральный закон 2003 г. регулирует лишь те отношения, которые связаны с организацией местного самоуправления на территории, рассматриваемой как единое целое – муниципальное образование. Однако внутри муниципального образования территория тоже имеет свою структуру и соответственно структурные единицы.

О территории муниципального района уже говорилось ранее, она состоит из сельских и городских поселений, возможны и межселенные территории, и отдельные населенные пункты, не входящие в состав поселений.

Остановимся на территориальной структуре иных муниципальных образований. В состав сельского поселения, городского поселения, городского округа входят различные территориальные единицы. Законодательство ряда субъектов РФ называет их внутримуниципальными образованиями.

Внутримуниципальными образованиями могут быть:

село, поселок, станица, община и т.д. В сельском поселении;

город, поселок, сельский населенный пункт внутри городского поселения, городского округа;

административный район (округ) в городе.

Подобная территориальная единица не обладает статусом муниципального образования. Решение о создании внутримуниципального образования принимается органом местного самоуправления, в компетенции которого в соответствии с уставом муниципального образования находится решение данного вопроса.

С инициативой создания внутримуниципального образования могут выступать органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, собрания граждан либо органы территориального общественного самоуправления, действующие в частях муниципального образования. Инициатива оформляется в виде обращения в адрес соответствующего органа местного самоуправления.

В течение определенного в уставе муниципального образования срока с момента получения обращения исполнительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования подготавливает представление о создании внутримуниципального образования либо об отклонении соответствующего обращения.

Представление о создании внутримуниципального образования должно быть основано:

на данных о результатах опросов населения (результатах местных референдумов) либо на решениях собраний граждан или органов территориального общественного самоуправления;

на обосновании, в том числе финансово-экономическом, целесообразности создания внутримуниципального образования в соответствующих границах.

В рамках территории села, поселка, городского района, микрорайона и т.д. могут создаваться органы управления, являющиеся территориальными подразделениями органов местного самоуправления, учреждаться соответствующие административные должности – чаще всего в наименовании употребляется слово “управляющий” (района, микрорайона и др.). Могут (как правило, наряду с должностью управляющего и аппарата при нем) создаваться также органы территориального общественного самоуправления – они избираются на собраниях и конференциях жителей соответствующих территорий.

При создании внутримуниципальных образований решаются следующие вопросы:

о взаимоотношениях органов местного самоуправления муниципального образования и органов общественного территориального самоуправления во внутримуниципальном образовании;

о полномочиях территориальных подразделений органов местного самоуправления муниципального образования;

об объектах муниципальной собственности, передаваемых в управление органам внутримуниципального образования;

о смете доходов и расходов внутримуниципального образования;

о наименовании (переименовании) внутримуниципального образования.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются, исходя из особого режима безопасного функционирования предприятия и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым – относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) – административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского,. краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки. Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты.Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в мест-ностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки – населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

Административный округ – внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Муниципальный район – административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.*