Боковой зазор.

Рис. 1.78

Для устранения возможного заклинивания при нагреве передачи, обеспечения условий протекания смазочного материала и ограничения мертвого хода при реверсировании отсчетных и делительных передач они должны иметь боковой зазор jn (между рабочими профилями зубьев сопряженных колес).

Предусмотрено шесть видов сопряжении (А, В, С, D, Е, Н), определяющих различные значения jn min

 

Установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI

Рис. 1.79

На боковой зазор установлен допуск Tjn определяемый разностью между наи­большим и наименьшим зазорами. По мере увеличения бокового зазора увели­чивается допуск Tjn. Установлено восемь видов допуска на боковой зазор: х, у, z, а, Ь, с, d, h. Каждому виду сопряжения соответствует определенный вид допуска (табл. 1.9). Соответствие видов сопряжений и видов допусков допускается из­менять, используя при этом и виды допуска х, y и z.

Боковой зазор jnmn, необходимый для компенсации температурных деформаций и размещения смазочного материала, определяют по формуле

Jn min + Kj =2 (EHs1 +EHs2) sin a

где V - толщина слоя смазочного материала между зубьями;

aω - межосевое расстояние; a - угол профиля исходного контура.

al и a2 - температурные коэффициенты линейного расширения материала колес и корпуса;

Dt1 и Dt2 - отклонение температур колеса и корпуса от 20 °С;

Табл. 1.9.

Виды сопряжений с зазором Обозначение вида сопряжений Для степеней точности по нормам плавности Виды допусков на боковой зазор Классы отклонений на межосевое расстояние
        I
Нулевым H 3-7 h II
Весьма малым E 3-7 h II
Малым D 3-8 d III
Уменьшенным C 3-9 c IV
Нормальным B 3-11 b V
Увеличенным A 3-12 a VI
      z,y,x