Развитие сельского хозяйства
Показатели | |||
Валовой сбор. тыс. т. | |||
Зерно | |||
Картошка | |||
Льноволокно | 36,5 | 14,9 | 42,2 |
Животноводческая продукция, тыс. т. | |||
Мясо | |||
Молоко | |||
Яйца (млн. штук) |
БИЛЕТ 14
1. Общественно-политическая система БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные направления формирования
2. Развитие образования и науки БССР во второй половине 1950-х —1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества
3. Раскрытие содержания исторических понятий
Раскройте суть и определите признаки понятий «государственный суверенитет» и «правовое государство», используя выдержку из Декларации о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г.: «Верховный Совет БССР, выражая волю народа, осознавая ответственность за судьбу белорусской нации, подтверждая уважение достоинства и прав людей всех национальностей, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов СССР и мира, считая республику полноправным и независимым членом мирового сообщества, действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами, торжественно провозглашает полный государственный суверенитет БССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомерность ее законов, независимость республики во внешних отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство».
БИЛЕТ 15
1. Развитие образования и науки БССР в конце 1920-х — 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции
2. Политика перестройки в БССРвовторой половине 1980-х гг.: реформы в общественно-политической сфере, их результаты
3. Соотношение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории
Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного собрания Западной Беларуси в Белостоке. Как это событие связано с внешнеполитической ситуацией в Европе в конце 30-х гг ?
БИЛЕТ 16
1. Литература и искусство БССР в конце 1020-х — 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества
2. Становление суверенной Республики Беларусь: основные этапы и направления развития
3. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту
Какой этап Великой Отечественной войны показан на карте. Назовите его хронологические рамки. Охарактеризуйте с опорой на историческую карту положение в Беларуси.
БИЛЕТ 17
1. Западная Беларусь в составе Польши: политическая и социально- экономическая ситуация
2. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого.
3. Анализ содержания исторического документа
Прочитайте документ: «В 1941-1945 гг Беларусь оказалась в эпицентре трагических событий Великой Отечественной войны. Наш народ пережил тяжелые испытания, вызванные оккупацией, а затем восстановлением разрушенной войной экономики. Принимая во внимание сложность положения Беларуси, правительство СССР выделило ей в качестве дотации из союзного бюджета 120 млн. рублей. РСФСР и другие республики передали в 1944 -1945 гг более 3 тыс. автомобилей, 2 тыс. тракторов, 13 тыс. лошадей. Совет Народных комиссаров СССР выделил Беларуси для посевной кампании необходимое количество зерна, семян льна». На основании документа определите особенности восстановления народного хозяйства на территории БССР.
БИЛЕТ 18
1. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920—1930-е гг.: характерные черты и особенности
2. Социально-экономическое и общественно-политическое положение в Республике Беларусь в первой половине 1990-х гг.
3. Характеристика достижений деятеля науки
Охарактеризуйте научную и гражданскую позицию Президента Академии наук БССР в 1947 г. А.Р. Жебрака и его вклад в развитие белоруской науки.
Из протоколов заседания Президиума Академии наук БССР: «…Вопрос: Профессор Жебрак! Признаете ли Вы себя виновным, в том, что ваша статья, опубликованная в американском журнале «Наука» и ваш поступок является антипатриотическим, роняющим честь и достоинство советского ученого?
Ответ: В такой постановке я не признаю порочной свою статью и антипатриотическим свой поступок..
Вопрос: Когда вы говорите о построении мировой науки, с кем Вы предполагаете строить совместно мировую науку?
Ответ: Вопрос ясен, что только с прогрессивными учеными зарубежных стран. Эта статья писалась, когда наша армия сражалась вместе с американской против фашистской Германии. Такое выражение, что мы строим вместе мировую биологическую науку, тогда было вполне допустимо.
Вопрос: Вы сказали, что у вас были определенного рода разногласия и эти разногласия вы вынесли на мировую арену. Признаете вы это?
Ответ: От своих теоретических разногласий с представителями школы Лысенко я никогда не отказывался и не собираюсь отказываться.
БИЛЕТ 19
1. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение
2. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. — начале ХХI в.
3. Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно - историческим процессом
О каком общественно-историческом процессе свидетельствуют следующие исторические факты: созыв Всебелорусского съезда в декабре 1917 г, провозглашение БНР, создание ССРБ и ЛитБел, принятие Декларации о независимости ССРБ?
БИЛЕТ 20
1. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси и их результаты
2. Основы государственного строя Республики Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития.
3. Характеристика исторической тематики в произведении белорусского искусства
Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:
Ты з Заходняй, я з Усходняй
Нашай Беларусі,
Больш з табою ўжо ніколі
Я не разлучуся ...
Разам будзем араць поле
Трактарам сталёвым,
Сеяць жыта і пшаніцу
На загонах новых;.
В чем значение данного события для белорусского народа и государства.
БИЛЕТ 21
1. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь. Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики
3. Характеристика творчества деятеля культуры.
Охарактеризуйте роль В. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской литературе, в осмыслении исторического прошлого белорусского народа.
БИЛЕТ 22
1. Становление партизанского и подпольного движения против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси
2. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного сотрудничества
3. Анализ исторического явления на основе статистических данных
Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.
Годы | Доля грамотных в Беларуси (в возрасте от 9 лет) |
32 % 53 % 79 % (без учета западных областей) |
БИЛЕТ 23
1. Массовая народная борьба против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особенности сопротивления
2. Становление и развитие нациоиальной системы образования и науки в Республике Беларусь
3. Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)
1. Раскройте содержание исторических терминов и определите, о каких явлениях политического развития Беларуси они свидетельствовали: осадничество, пацификация, дефензиве, санация.
2. На основе данной исторической справки раскройте содержания понятия «экстенсивный путь развития экономики»: «В БССР показатели развития промышленности в 1970-х– перв. пол. 1980-х гг. были одними из самых высоких в СССР. За эти годы продукция промышленности республики увеличилась более чем в 3 раза. в годы 9-й пятилетки было введено в строй более 90 новых крупных промышленных предприятий».
БИЛЕТ 24
1. Освобождение территории Беларуси от германских захватчиков. Операция «Багратион» и ее стратегическое значение
2. Достижения белорусского искусства и спорта на международном уровне
3. Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами (процессами)
Объясните причинно-следственную связь между принятием Декрета о мире и подписанием Брестского мирного договора.
БИЛЕТ 25
1. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: результаты и уроки Великой Отечественной войны
2. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно- исторического наследия и современные достижения
3. Характеристика достижений деятеля науки
Охарактеризуйте деятельность ученого, уроженца Беларуси О. Шмидта и его роль в развитии науки.