Анализ оптового товарооборота по общему объему, составу и структуре

 

Анализ оптового товарооборота и его показатели включают следующие основные этапы:

1) анализ оптового товарооборота по общему объему проводится за год и при этом рассчитываются его темпы роста и прироста;

Анализ товарооборота дополняется анализом в разрезе кварталов и месяцев, при этом рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности. Анализ проводится также в динамике в действующих и сопоставимых ценах.

2) анализ оптового товарооборота проводится по составу, в котором выделяют:

– складской оборот;

– транзитный с участием оптовой базы в расчетах;

– транзитный без участия оптовой базы в расчетах.

При этом изучают целесообразность и эффективность складской и транзитной формы реализации.

Складская реализация должна применяться по товарам сложного ассортимента для преобразования производственного ассортимента в торговый. Наиболее экономичная – транзитная доставка. Однако в последние годы она заметно снизилась, поскольку оптовая торговля экономически не выгодна в виду низких оптовых надбавок.

3) анализ по направлениям оптовой реализации:

– поставка товара в розничную торговлю и общественное питание;

– поставка товаров в промышленность для производственных целей;

– бюджетным организациям (детские учреждения).

4) анализ ассортиментной структуры оптового товарооборота;

При этом:

– дается оценка равномерности выполнения плана и динамики оптового товарооборота в разрезе товарных групп на продажу их рознице;

– проводится проверка соблюдения установленных схем завоза товара;

– осуществляется поиск не использованных резервов в товародвижении оптовых и розничных организаций.

При анализе ассортиментной структуры определяется степень участия оптовой организации в обеспечении соответствующими товарами розничной торговли.

5) анализ в разрезе отдельных покупателей;

Он проводится по каждому договору поставки, на основании, которого изучают выполнения обязательств по общему объему, ассортименту, количеству, качеству и срокам поставки.

При анализе выясняют причины недовыполнения договоров поставки, виновников и принимают меры по изучению товародвижения.

Виновниками могут быть:

– покупатели (отказ от заказанных товаров, несвоевременное представление заявки, не платежеспособность покупателя);

– оптовая организация (не допоставка, поставка некачественного товара, нарушение сроков поставки, ассортимента и условий, указанных в договоре).

6) анализ оптового товарооборота в разрезе структурных подразделений (складов):

– по общему объему;

– по составу;

– ассортименту;

– в разрезе покупателей.

7) анализ соотношения оптового и розничного товарооборота зоны обслуживания по общему объему, ассортименту реализуемых товаров.