Анализ оптового товарооборота по общему объему, составу и структуре
Анализ оптового товарооборота и его показатели включают следующие основные этапы:
1) анализ оптового товарооборота по общему объему проводится за год и при этом рассчитываются его темпы роста и прироста;
Анализ товарооборота дополняется анализом в разрезе кварталов и месяцев, при этом рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности. Анализ проводится также в динамике в действующих и сопоставимых ценах.
2) анализ оптового товарооборота проводится по составу, в котором выделяют:
– складской оборот;
– транзитный с участием оптовой базы в расчетах;
– транзитный без участия оптовой базы в расчетах.
При этом изучают целесообразность и эффективность складской и транзитной формы реализации.
Складская реализация должна применяться по товарам сложного ассортимента для преобразования производственного ассортимента в торговый. Наиболее экономичная – транзитная доставка. Однако в последние годы она заметно снизилась, поскольку оптовая торговля экономически не выгодна в виду низких оптовых надбавок.
3) анализ по направлениям оптовой реализации:
– поставка товара в розничную торговлю и общественное питание;
– поставка товаров в промышленность для производственных целей;
– бюджетным организациям (детские учреждения).
4) анализ ассортиментной структуры оптового товарооборота;
При этом:
– дается оценка равномерности выполнения плана и динамики оптового товарооборота в разрезе товарных групп на продажу их рознице;
– проводится проверка соблюдения установленных схем завоза товара;
– осуществляется поиск не использованных резервов в товародвижении оптовых и розничных организаций.
При анализе ассортиментной структуры определяется степень участия оптовой организации в обеспечении соответствующими товарами розничной торговли.
5) анализ в разрезе отдельных покупателей;
Он проводится по каждому договору поставки, на основании, которого изучают выполнения обязательств по общему объему, ассортименту, количеству, качеству и срокам поставки.
При анализе выясняют причины недовыполнения договоров поставки, виновников и принимают меры по изучению товародвижения.
Виновниками могут быть:
– покупатели (отказ от заказанных товаров, несвоевременное представление заявки, не платежеспособность покупателя);
– оптовая организация (не допоставка, поставка некачественного товара, нарушение сроков поставки, ассортимента и условий, указанных в договоре).
6) анализ оптового товарооборота в разрезе структурных подразделений (складов):
– по общему объему;
– по составу;
– ассортименту;
– в разрезе покупателей.
7) анализ соотношения оптового и розничного товарооборота зоны обслуживания по общему объему, ассортименту реализуемых товаров.