КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРМОЗОВ

По реакции на обрыв управляющего канала:

- автоматические — срабатывают на торможение при разрыве поезда и останавливают все его части без участия машиниста;

- неавтоматические — при разрыве поезда не срабатывают на торможение, а в заторможенном состоянии производят отпуск.

По способу создания тормозного эффекта:

- фрикционные — используют силу трения;

- электрические — преобразуют механическую энергию поезда в электрическую, которая возвращается в контактную сеть или преобразуется в тепловую энергию и рассеивается.

По способу восполнять утечки в тормозных цилиндрах и запасных резервуарах:

- прямодействующие (неистощимые) — восполняют утечки на каждой единице подвижного состава из главного резервуара локомотива;

- непрямодействующие (истощимые) — снижение давления в запасных резервуарах и тормозных цилиндрах не компенсируется.

По характеру действия:

- мягкие — работают с любого зарядного давления, не реагируют на медленное снижение давления в тормозной магистрали (темп мягкости), производят полный отпуск при небольшом повышении давления в тормозной магистрали (на 0,02—0,03 МПа);

- полужесткие — работают с любого зарядного давления, не реагируют на снижение давления в тормозной магистрали темпом мягкости, производят ступенчатый отпуск, при котором каждой величине повышения давления в тормозной магистрали соответствует определённая величина снижения давления в тормозных цилиндрах;

- жесткие тормоза — настраиваются на определённое давление в тормозной магистрали и при его изменении в любом темпе устанавливают соответствующее давление в тормозных цилиндрах.

Тормоза железнодорожного подвижного состава
Стояночные
Ручные
Автоматические ческие
Пневматические
Неавтоматические прямодействующие
Автоматические
Прямодействующие
Непрямодействующие
Электропневматические
Прямодействующие
Автоматические ческие  
Электромагнитные
Фрикционные магнитно-рельсовые
На вихревых токах
Рельсовые
Дисковые
Электрические ческие
Реостатные ные
Рекуперативные тивные
Рекупера тивно- реостат ные

 

Рис.4. Классификация тормозов железнодорожного транспорта


Рис.5.Прямодействующий неавтоматический тормоз  

Прямодействующий неавтоматический тормоз 1 - компрессор, 2 - главный резервуар, 3 - питательная магистраль, 4 - кран машиниста, 5 - магистраль вспомогательного тормоза, 6 - тормозной цилиндр, 7 - поршень, 8 - шток, 9 - неподвижная точка, 10 - тормозная колодка
Рис.6.Непрямодействующий автоматический тормоз  

Непрямодействующий автоматический тормоз 1 - компрессор, 2 - главный резервуар, 3 - питательная магистраль, 4 - кран машиниста, 5 - тормозная магистраль, 6 - воздухораспределитель, 7 - запасный резервуар, 8 - тормозной цилиндр, 9 - тормозная колодка Такие тормоза называются автоматическими, так как при разрыве поезда или в случае открытия в вагоне крана экстренного торможения (стоп-крана) они автоматически приходят в действие. Этот тормоз называется непрямодействующим (истощимым), потому что в процессе перекрыши воздухораспределитель не пополняет утечки из тормозного цилиндра.
Рис.7.Прямодействующий автоматический тормоз  

Прямодействующий автоматический тормоз 1 - компрессор, 2 - главный резервуар, 3 - питательная магистраль, 4 - кран машиниста, 5 - тормозная магистраль, 6 - воздухораспределитель, 7 - запасный резервуар, 8 - тормозной цилиндр, 9 - тормозная колодка Утечки пополняются воздухом из тормозной магистрали через обратный клапан.