Дошкольников
Деятельность специалиста по физической культуре протекает в специфических, по сравнению с деятельностью других педагогов, условиях (психическая напряженность, физическая нагрузка и внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе).
Дополнительными факторами психического утомления специалиста по физической культуре являются: шум от криков детей; необходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, в которых вынужден выступать педагог, учитывая психологию детей разного возраста); большая нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки (необходимость говорить громко на фоне
11-3704
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
г: Физическ |
состояние детей |
Изучение условий организации физического совершенствований дошкольников
Объективных |
Субъективных
Место занятий, ! Традиции дошкольного
"ей | | оборудование, инвентарь | I учрежден
Пожелания
родителей
zzzzzzzizzzzzzr
Разработка док\ меитов контроля
Выбор системы тестирования Подгогонка диагностических карт
Выбор программы физического совершенствовании дошкольников
.1
Теоретический анализ программ
Ознакомление с опытом реализации избранной программы
Изучения возможности сочетания избранной программы с программами, реализуемыми в дошкольном учреждении
Утверждение избранной программы на педсовете ДОУ
Разработка документов планировании
План взаимодействия
с работниками дошкольного учреждения
I 1 емы консультации \ Г~^ J.емы род!
Годовой план-график прохождения учебного материала |
Календарный план физкультурно-массовых мероприятий |
План работы с родителями |
jcuera |
Тематический _ква[5тальнь Конспекты занятия |
(енарии физкультур; |
праздников |
г |
Планы физкультурных досугов |
Ц |
Расписание индивид. |
Темы выступлений на педсоветах
консультац j
Темы медико-педа) ог. совешаний |
---- -"---------- !
Положения о -*\ соревнованиях
Рис, 7 (начало). Модель деятельности специалиста по физической культуре (руководителя физического воспитания дошкольного учреждения)
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Анализ эффективности фнзкулыурно-оздоровнтелышй работы Проведение необходимых корректирующих мероприятий
Рис. 7 (окончание). Модель деятельности специалиста по физической культуре (руководителя физического воспитания дошкольного учреждения)
шума, создаваемого детьми при выполнении упражнений); ответственность за жизнь и здоровье детей.
Большая физическая нагрузка специалиста по физической культуре обусловлена: необходимостью показывать физические упражнения; необходимостью обеспечивать страховку детей при выполнении ими физических упражнений; необходимостью весь день работать стоя, в постоянном передвижении; необходимостью постоянно поддерживать свою физическую форму — для исключения отрицательных педагогических последствий при потере физических кондиций.
Деятельность специалиста по физической культуре предполагает постоянное длительное пребывание на открытом воздухе, что требует от него определенного уровня закаленности.
В процессе работы специалисты по физической культуре постоянно сталкиваются с необходимостью решения профессиональных задач разной степени трудности.
Деятельность специалиста по физической культуре проходит значительно успешнее, когда от него требуется проявление знаний и умений «базового» образования. Например, педагоги, имеющие физкультурное образование, тяготеют к урочным формам проведения занятий,
Методические основы физической культуры дошкольников
тщательному подбору подводящих и подготовительных упражнений, высокой моторной плотности занятий. Педагоги с профессиональным дошкольным образованием предпочитают рекреационную деятельность, часто используют сюжет, атрибуты (куклы, маски).
Сегодня все больше появляется дошкольных учреждений для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии. Для эффективной помощи этим детям необходимо объединение усилий всех сотрудников дошкольного учреждения.
Вопросы помощи детям-инвалидам изучаются не только дефек-тологами, психологами, но и специалистами адаптивной физической культуры.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Таким образом, педагогу коррекционного, санаторного и интернатного учреждения для грамотного построения процесса физического воспитания дошкольников необходимо владеть вопросами дефектологии, реабилитации и социальной психологии.
Профессиограммаспециалиста по физической культуре
дошкольников
Основой для рассмотрения деятельности специалиста по физической культуре дошкольников может служить характеристика мастерства учителя физической культуры, данная Е. П. Ильиным (1987).
Ведущим компонентом деятельности специалиста по физической культуре дошкольников является педагогическая направленность.
Педагогическая направленность —- это стремление человека заниматься педагогической деятельностью. Педагогическая направленность педагога по физической культуре формируется из двух основных мотивов — любви к детям и интереса к физической культуре.
Любовь к детям — основная черта личности педагога. Любовь к детям — это чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением доставляет педагогу огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребенка. Это интерес к работе с детьми, желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.
Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность специалиста
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
по физической культуре. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физ-культурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.
Одним из ведущих факторов, определяющих возможности педагога в его профессиональной деятельности, являются знания. Эрудиция педагога по физической культуре складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т.д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для осуществления педагогом физкультурно-ледагогиче-ской деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.
Специальные знания, которыми обладает педагог по физической культуре, можно также разделить на теоретические, практические и методические.
Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «Почему?»
Практические знания касаются прежде всего знаний, как нужно сделать то или иное упражнение. В процессе обучения они приобретаются на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.
Методические знания также дают возможность ответить на вопрос «Как научить другого».
Педагогическая деятельность предполагает наличие специальных умений.
Умение — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности. По мнению Е. П. Ильина (1987), к умениям педагога по физической культуре помимо общепринятых конструктивных, организаторских, коммуникативных и гностических должны быть еще отнесены двигательные умения (включая прикладные).
Конструктивные умения помогают педагогу конструировать, планировать деятельность. К ним относятся: умение отбирать и строить композиционно учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у детей двигательных способностей); умение
Методические основы физической культуры дошкольников
осуществлять перспективное и текущее планирование; умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией педагогом намеченных планов. Например, он может составить хороший конспект занятия, а само занятие провести плохо, так как не сумеет организовать работу в зале.
Коммуникативные умения связаны с общением педагога с детьми, коллегами по работе, с родителями. Они делятся на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и выходят за рамки чисто коммуникативных умений, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний детям) и ораторские умения.
Собственно коммуникативные умения выражаются в умении педагога вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоииональные отношения. От этих умений во многом зависят организаторские возможности педагога.
Дидактические умения связаны с умением педагога ясно и доходчиво доносить до сознания детей учебный материал.
К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием группы, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на детей, способности детей и потенциал их развития. К дидактическим умениям относится также умение педагога пробудить интерес к своему предмету, передать свою увлеченность им детям, чтобы пассивный интерес к физической культуре ребенка как болельщика превратился в двигательную и познавательную активность, в стремление самому заниматься физической культурой. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении педагога общаться с детьми.
Ораторские умения необходимы педагогу по физической культуре для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции. Для этого педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи.
Современная трактовка культуры речи как умелого владения словом при соблюдении норм литературного языка и этики общения позволяет рассматривать ее как неотъемлемую часть общекультурной и профессиональной компетентности любого педагога независимо от специальности.
Следует отметить, что правильное использование терминов, принятых в области физической культуры, является показателем профессионализма специалиста по физической культуре дошкольников. Се-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
годня во многих методических разработках наблюдается введение авторами новых терминов, не соответствующих установленным в теории физической культуры нормам, а также собственное необоснованное толкование ими общепринятых терминов. Такое положение осложняет для педагогов овладение профессиональной терминологией.
В процессе занятий физическими упражнениями педагог помимо вербальных (словесных) средств общения использует и невербальные средства: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Говоря об общении педагога по физической культуре, следует отметить, что в его профессиональной деятельности невербальные средства общения занимают значительное место.
Гностические умения связаны с познанием педагогом как отдельных учеников, так и коллектива группы в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения включают в себя умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, умение проводить элементарные исследования и анализировать их результаты, для того чтобы внести коррективы в методику физического воспитания детей.
Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения педагогом физических упражнений. Правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения детей. Кроме того, к двигательным умениям педагога по физической культуре относятся навыки страховки занимающихся при выполнении ими упражнений.
Структура деятельности педагога по мере роста профессионального мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утрачивают ведущую роль, т. е. происходит переструктурирование деятельности. У молодых педагогов в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсируется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со временем появляется экономичность в деятельности. Педагоги большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т.д., т.е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.
Каждое из умений обеспечивает выполнение педагогом по физической культуре сразу нескольких функций.
Методические основы физической культуры дошкольников
Деятельность специалиста по физической культуре дошкольников включает в себя как элементы деятельности учителя физической культуры, так и воспитателя дошкольного учреждения.
В деятельности специалиста по физической культуре дошкольников целесообразно выделить оздоровительную, образовательную, воспитательную, организаторскую, проектировочную, просветительскую, исследовательскую, хозяйственную функции, а также функцию самосовершенствования.
Оздоровительная функция является ведущей в деятельности специалиста по физической культуре дошкольников, так как охрана жизни и здоровья ребенка — основная задача дошкольного воспитания. В процессе занятий физическими упражнениями педагог должен обеспечить условия для нормального развития организма дошкольников, формирования у них элементарных представлений о сохранении и укреплении здоровья.
Образовательная функция специалиста по физической культуре дошкольников связана с обучением детей жизненно важным двигательным навыкам, формированием у дошкольников знаний о физической культуре на доступном для них уровне.
Воспитательная функция включает осуществление педагогом нравственного, умственного и эстетического воспитания дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Организаторская функция предполагает деятельность по организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, включающей физкультурные занятия, физкультурно-рекреа-ционные и двигательно-реабилитационные мероприятия.
Проектировочная функция связана с планированием мероприятий по физической культуре на основе диагностики физического состояния детей.
Просветительская функция предполагает консультативную, пропагандистскую и просветительскую деятельность специалиста по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения и родителями.
Исследовательская функция заключается в изучении особенностей детей (состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательных предпочтений и т. п.) и поиска наиболее эффективных средств и методов их физического совершенствования. Хозяйственная функция направлена на материальное обеспечение процесса физического воспитания дошкольников. Она включает в себя участие в приобретении и ремонте физкультурного оборудо-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
вания, благоустройстве залов и площадок для занятий детей физическими упражнениями.
Функция самосовершенствования связана с изменениями, происходящими в физической культуре дошкольников, и необходимостью специалиста по физической культуре постоянно перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. Это предполагает изучение педагогом новой методической литературы, участие в открытых мероприятиях и семинарах по вопросам физической культуры дошкольников.
1.5. Помещения, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками
Значительное влияние на развитие дошкольника оказывает среда: окружающее пространство, зона его непосредственной активности, его ближайшего развития и действия. Враждебная в эмоциональном и физическом смысле среда может тормозить развитие. Благоприятная развивающая среда стимулирует становление личности.
Важнейшим средовым фактором, влияющим на формирование личности ребенка, является помещение, где осуществляется его двигательная деятельность.
Согласно санитарно-гигиеническим нормам, к помещениям, в которых дети выполняют физические упражнения, предъявляются следующие требования:
1. Физкультурный зал должен обеспечиваться естественным све
том в течение всего года. Средний коэффициент освещенности —
не ниже 1,5%, световой коэффициент — 1,4—1,6; искусственное ос
вещение — 200 лк. Для освещения физкультурного зала наиболее
целесообразны люминесцентные лампы, защищенные съемными
сетками,
2. В физкультурном зале необходимо предусмотреть ограждения
для окон. Для этого используются разнообразные сетки, решетки.
3. Продольное расположение зала должно соответствовать на
правлению солнечных лучей. Длинная ось зала должна быть перпен
дикулярна направлению господствующих ветров. Другие помещения
для занятий физическими упражнениями должны быть достаточно
просторны, чтобы показатели воздушного куба приближались к
объему вентиляции. Если помещение имеет небольшие размеры, то
количество детей, занимающихся одновременно, должно быть огра
ничено в соответствии с этими показателями.
Методические основы физической культуры дошкольников
Необходимым условием полноценного выполнения физических упражнений является соответствующее двигательное пространство. В идеальном помещении можно выделить три зоны двигательного пространства. Первая — для выполнения упражнений на месте (об-щеразвивающих упражнений, статических поз, ходьбы, бега). Размер этой зоны зависит от антропологических размеров тела ребенка: роста, размера рук, длины ног. Вторая — определяется минимальным объемом пространства, на котором дети могут без помех ходить, прыгать вверх, спрыгивать со скамейки, лазать по канату, лестницам, выполнять упражнения в парах, в кругу, взявшись за руки. Третья — для перемещений, связанных с ходьбой, бегом, ведением и метанием мяча, прыжками в высоту и в длину с разбега. При определении ее размера необходимо учитывать длину беговой дорожки, необходимой для разгона, пробежки и торможения с учетом развития максимальной скорости; длину и ширину дорожки для разучивания прыжков с места и с разбега. Значительное пространство необходимо детям для подвижных игр с бегом, игрой в мяч. Площадь физкультурного зала должна быть не менее 3 м2 на одного человека.
В приспособленных для физкультурного зала групповых комнатах занятия следует проводить небольшими подгруппами. При этом для компенсации недостающего двигательного пространства могут быть созданы тренажерные залы.
В физкультурном зале должен быть теплый, плотный, упругий, гладкий, хорошо поглощающий шум пол. Этим требованиям лучше всего отвечает палубное покрытие из деревянных брусков. Во многих дошкольных учреждениях в залах полы паркетные или линолеумные с подогревом. Гораздо хуже, когда пол в физкультурном зале покрыт синтетическим материалом. Соприкосновение тела ребенка с ним может вызвать покраснение кожи, ссадины. Кроме этого, подобное покрытие требует особо тщательной чистки. На полу, покрытом пестрым ковролином, плохо видны разметка и инвентарь.
Для стен и потолков физкультурных залов используют воздухопроницаемые материалы. Места стыковки стен с полом, потолком, между собой должны быть закругленными, чтобы избежать скопления пыли. Высота зала должна быть не менее 4,5-—5 метров. Средняя температура в зале 18—20°С, относительная влажность 30—60%. Наилучшая система отопления — центральное, водное.
Улучшению условий проведения занятий способствует цветовая гамма. Цвет оказывает влияние на настроение, поведение, работо-
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
способность, интеллектуальное развитие ребенка, развитие зрительного анализатора.
По данным научных исследований, красный, желтый, оранжевый цвета вызывают психологическое ощущение тепла, стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают возбуждающее действие, приводит к кратковременному повышению работоспособности. Эти цвета больше подходят к помещениям, где физическая нагрузка на ребенка невелика и где пребывание относительно непродолжительное. Следует учитывать также, что оранжевый цвет способствует психологическому контакту с окружающей средой. При большом насыщении этот цвет применяют в качестве сигнала предупреждения. Желтый цвет средней насыщенности вносит живость, легкость, создает чувство уюта и чистоты. Красный цвет психологически наиболее активно стимулирует психическую
деятельность.
Холодные цвета (синий, зеленый, голубой) вызывают психологическое ощущение холода, подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, снижают напряжение глаз, способствуют сосредоточению внимания. Пастельные тона этой цветовой гаммы подходят для помещений с высокой температурой воздуха, а также для мест, где физическая нагрузка достаточно высока и период пребывания продолжителен. Умеренно насыщенные цвета и их сочетания при значительном цветовом контрасте оживляют двигательное пространство зала, поднимают настроение, стимулируют деятельность органов чувств.
На эмоциональное состояние, настроение детей влияют также комбинации цветов. Гармоническое их сочетание может положительно воздействовать на поведение, работоспособность. При выборе оттенков цвета надо учитывать вид, способ, продолжительность двигательной деятельности детей, площадь помещения, цветность светового потока, цвета легких пособий (мячей, мешочков, кеглей), влияние климатических условий, количество и состав занимающихся.
В целом психологи рекомендуют в помещениях для детей использовать гамму цветов от желто-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета подходят для детских помещений, ориентированных на юг, поскольку создают ощущение прохлады.
При оснащении мест занятий важно учитывать соотношение отдельных снарядов по форме, величине, цвету, создавать ансамбли, украшающие помещения. Крупное оборудование окрашивается в
Методические основы физической культуры дошкольников
светлые, спокойные тона. Деревянные элементы покрываются бесцветным лаком, металлические — нитроэмалью светло-серого, светло-голубого цветов. Разметка щитов для метания делается яркой. Мелкий инвентарь может быть многовариантным.
Вид физкультурного зала должен создавать у ребенка настрой на предстоящую деятельность. В этой связи разрисовывание стен сказочными персонажами делает зал похожим на многие помещения дошкольного учреждения (раздевалки, коридоры). Использование съемных картинок при однотонно окрашенных стенах дает возможность легко менять тему занятия, повышать интерес детей.
Физкультурное оборудование должно соответствовать педагогическим, гигиеническим, эргономическим требованиям. Использование оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющей успешно решать дидактические, оздоровительные и воспитательные задачи.
Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации: рейки лестниц — достаточной толщины и прочности; узлы соединений разных деталей — надежны, без острых углов и резко выступающих частей; пособия, изготовленные из дерева, — хорошо зачищены, отполированы. Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма необходимо иметь набор больших и малых матов.
Физкультурные снаряды, пособия и оборудование для дошкольников изготавливаются из разных материалов. Важно, чтобы они имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредным воздействием на организм детей: не порождали бы электростатических полей, электромагнитных излучений, не являлись бы источником вредных химических соединений, аэрозольных выделений. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.
Большое разнообразие видов оборудования обусловлено спецификой построения и содержания занятий, других форм работы по
Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...
физической культуре, которая состоит в том, что в каждую из форм включаются разные виды физических упражнений. Для правильной организации физкультурно-оздоровительной работы важно соблюдать принцип размещения оборудования по месту использования с учетом его своеобразия, отвечающего особенностям двигательных действий, характерных для определенных условий. Так, следует подразделять физкультурное оборудование для помещений (физкультурного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и для участка (физкультурной площадки, групповых площадок и других игровых зон). Особо выделяется инвентарь для организации спортивных игр (баскетбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей) и таких спортивных упражнений, как катание на коньках, велосипеде, ходьба на лыжах.
Оборудование и инвентарь для физкультурных залов
Оснащение современного физкультурного зала должно способствовать приобщению детей к достижениям в области физической культуры, ознакомлению с эффективными технологиями сохранения и укрепления здоровья, обогащению двигательного опыта каждого ребенка, расширению функциональных возможностей организма, целостному развитию личности. Правильный подбор оборудования прежде всего должен содействовать освоению ребенком жизненно важных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазаньи).
Для формирования навыков ходьбы необходимы дорожки разной длины и ширины, дорожки с нарисованными оптимально расположенными следами, наклонные доски, веревочки, шнуры, канаты, ленты, погремушки, зрительные ориентиры, например «солнышко», «следы», «пяточки», «носочки».
Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, — массажные коврики, ребристые доски, поролоновые дорожки-модули, состоящие из пирамидок, наклонные доски, скрепленные под углом (на них могут быть нарисованы следы), массажеры «колибри», тренажер — беговая дорожка, дорожка-змейка (канат). Эффективным средством является «тропа здоровья»: ящик с ячейками, заполненными брусками, галькой, песком, керамзитом.
Для формирования навыков бега нужны веревочки или обручи, раскладывающиеся на полу (отработка широкого бегового шага), набивные мячи или мягкие кубы (отработка энергичного отскакивания и поднимания толчковой и маховой ноги).
ззз
Освоению прыжков будет способствовать использование шнуров, лент, длинных и коротких скакалок, переносных стоек, гимнастических матов, планок, резинок, батутов или автомобильных шин, скамеек, обручей, подкидного гимнастического мостика, кубов, воротец, барьеров, плинта (для впрыгивания на возвышение), плоских обручей.
Освоение лазания будет успешным при условии использования наклонной лесенки-стремянки, накидных досок, лестниц разной длины и ширины, дуг больших и малых, шеста, толстого и тонкого канатов, каната с узлами, пирамиды, воротиков, длинных резинок, стоек, трапов, скамеек, кубов разных размеров, больших и малых обручей, «гирлянды» из обручей, гимнастической стенки, веревочных лестниц. Обеспечит освоение перекрестной координации в лазании по лестнице ленточный тренажер. Он представляет из себя две резиновые ленты шириной 3 см с большими петлями на концах. Ленты надеваются перекрестно: одна лента надевается верхним концом на левую руку, нижним — на правую стопу. По аналогии вторая лента надевается на другие руку и ногу. Несколько подъемов по лестнице с таким устройством позволяют ребенку самому контролировать движения, лучше их осознать, выполнять упражнение в удобном темпе. Освоить координацию движений при лазании по канату способом в три приема поможет передвижение по полу на спине, держась за лежащий на полу канат и выполняя перехваты руками и захваты стопами (способы могут быть разными).
Овладению разными видами лазания и развитию координации движений могут содействовать специально созданные пространства с линейно расположенными на стальных балках предметами для раскачивания: качелями, диском для раскачивания, веревочной лестницей, трапецией, кольцами, «тарзанкой», канатами, сетью. Эти снаряды, подвешенные на дужках, по мере необходимости могут отодвигаться.
Для формирования навыков метания необходимы большие, средние и малые мячи, мешочки с песком, обручи, корзины, цели (вертикальные, переворачивающиеся, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся), кольцебросы разной высоты, наклонные и на качалках, кегли, мячи для мини-баскетбола.
Развитию функции равновесия поможет использование вышеперечисленных пособий, а также дорожек-балансиров (лестниц веревочных напольных), индивидуальных балансиров («шашка» и т.п.), гимнастического напольного бревна.
Глава i. Организация физкультурно-оздоровительной работы.,.
Качественному выполнению общеразвивающих упражнений с наибольшим оздоровительным эффектом детям помогут такие предметы, как резиновые мячи (диаметр от 6—8 до 22 см), набивные мячи (вес 0,5—1 кг), валики, крупные гимнастические мячи (шары — мячи из фибропластика: хоппы, физиоролл, фитбол). Полезны для физического развития дошкольников упражнения с лентами на палочках, с султанчиками (пучками лент), погремушками, флажками, кубиками, обручами, платочками, плетеными короткими шнурами, мелкими тренажерами (диск «Грация», тренажер «Здоровье», гимнастический ролик, кистевые эспандеры «кокон» и резиновое кольцо, детские плечевые эспандеры и эластичные ленты). Эластичные ленты могут быть из цветного синтетического материала. Если используются обычные эластичные серые гимнастические ленты (медицинские эластичные бинты), то для поддержания интереса детей на них можно нанести рисунок, который будет изменяться при растягивании (зайцы играют на гармошке, шарик надувается, морковка растет, круг превращается в овал и т. п.). Повышению активности детей способствуют игровые задания, выполняющиеся с необычной наглядностью. В качестве такой наглядности могут выступать плоскостное изображение человечка с передвигающимися частями тела или игрушечный человечек на металлическом каркасе; карточки-схемы, картинки-пиктограммы с изображением комплекса общеразвивающих упражнений. В конце на такой карточке может быть пустое место и знак вопроса («Придумай дальше движения сам»). Развитию внимания детей содействуют задания, связанные с «оживлением» человечка определенного цвета (на картинке изображен человечек с несколькими ручками и ножками разного цвета, необходимо «оживить» движения, например, красного человечка).
В последние годы меняется облик современных физкультурных залов за счет оборудования, успешно зарекомендовавшего себя в странах Европы и Америки. Сегодня в запах можно встретить батуты, сухие бассейны, парашюты.
Сухой бассейн представляет собой емкость, стенки которой изготовлены из поролона, помещенного в прочную моющуюся ткань. Он наполнен разноцветными малыми мячами. Размеры и формы сухого бассейна разнообразны. Занятия в сухом бассейне развивают общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, а также способствуют развитию всех сенсорных систем. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений. Кроме того, разнообразная цветовая гамма шариков,
Методические основы физической культуры дошкольников
заполняющих бассейн, создает положительный эмоциональный фон для проведения занятий. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит непрерывный массаж всего тела, стимулируются проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя упражнения с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяя потребность в движении. Упражнения, проводимые в сухом бассейне, активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельность желудочно-кишечного тракта. Упражнения в сухом бассейне создают у детей положительный психо-эмоциональный настрой.
Батут представляет собой круг с общими размерами: диаметр 120x140 см, высота 45 см — и зоной для прыжков диаметром от 92 до 102 см. Выполнение на нем различного вида прыжковых упражнений связано с постоянным изменением действующих на тело ребенка внешних сил (силы тяжести и силы реакции опоры), вследствие чего возникает множество внутренних взаимодействий между звеньями тела. При перемене ориентации тела в пространстве, особенно в безопорном положении, для сохранения вертикальной позы необходимо подключать к работе многие групп мышц. При помощи батута можно развивать ловкость, совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствовать повышению чувствительности вестибулярного рецептора. Выполнение прыжков на батуте происходит в щадящем для опорно-двигательного аппарата режиме, при этом укрепляется связочно-мышечный ап-парт голеностопного сустава.
Парашют — это круг диаметром от 3 до 6 метров. Он изготавливается из нескольких цветных секций легкого парашютного шелка и имеет по периметру на каждой секции ручки. С помощью парашюта можно решать задачи обучения ребенка согласовывать свои движения с движениями других детей (например, держась за ручки парашюта, совместное выполнение взмаха, чтобы парашют поднялся вверх), используя волнообразное движение материала, можно устраивать пробежки под парашютом. Упражнения с парашютом направлены на развитие ловкости, быстроты, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Эффективность применения физкультурного оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и
Глава 1. Организация физкyльтypнo-oздopoвитeльнoйJзaботbl::.----------------
предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений - крюков, монорельса и т.п. Такие крупные предметы, как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен помещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей.
Мелкое физкультурное оборудование - мячи, мешочки с грузом, кубики, кегли - целесообразно поместить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания предметов для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на разных уровнях на противоположных стенах.
Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставлять свотом направлены на развитие ловкости, быстроты, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Эффективность применения физкультурного оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и
Глава 1. Организация физкyльтypнo-oздopoвитeльнoйJзaботbl::.----------------
предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений - крюков, монорельса и т.п. Такие крупные предметы, как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен помещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей.
Мелкое физкультурное оборудование - мячи, мешочки с грузом, кубики, кегли - целесообразно поместить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания предметов для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на разных уровнях на противоположных стенах.
Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставлять свободной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведения игр, занятий, организуемых педагогом или самими детьми.