Дошкольников

Деятельность специалиста по физической культуре протекает в специфических, по сравнению с деятельностью других педагогов, условиях (психическая напряженность, физическая нагрузка и внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воз­духе).

Дополнительными факторами психического утомления специа­листа по физической культуре являются: шум от криков детей; не­обходимость переключения с одной возрастной группы на другую (смена ролей, в которых вынужден выступать педагог, учитывая пси­хологию детей разного возраста); большая нагрузка на речевой ап­парат и голосовые связки (необходимость говорить громко на фоне


 


11-3704



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы.


 


               
 
 
   
   
 
 
   

г: Физическ
состояние детей

Изучение условий организации физического совершенствований дошкольников

Объективных

Субъективных

Место занятий, ! Традиции дошкольного

"ей | | оборудование, инвентарь | I учрежден


Пожелания

родителей


zzzzzzzizzzzzzr

Разработка док\ меитов контроля

Выбор системы тестирования Подгогонка диагностических карт


 


               
     
   
 
 


Выбор программы физического совершенствовании дошкольников

.1

Теоретический анализ программ

Ознакомление с опытом реализации избранной программы

Изучения возможности сочетания избранной программы с программами, реализуемыми в дошкольном учреждении

Утверждение избранной программы на педсовете ДОУ

 

Разработка документов планировании

 

План взаимодействия

с работниками дошкольного учреждения

I 1 емы консультации \ Г~^ J.емы род!

Годовой план-график прохождения учебного материала
Календарный план физкультурно-массовых мероприятий
План работы с родителями
jcuera
Тематический _ква[5тальнь Конспекты занятия
(енарии физкультур;
праздников
г
Планы физкуль­турных досугов

 

Ц
Расписание индивид.

Темы выступлений на педсоветах

консультац j

Темы медико-педа) ог. совешаний

---- -"---------- !

Положения о -*\ соревнованиях

Рис, 7 (начало). Модель деятельности специалиста по физической культуре (руководителя физического воспитания дошкольного учреждения)


ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

 

Анализ эффективности фнзкулыурно-оздоровнтелышй работы Проведение необходимых корректирующих мероприятий

Рис. 7 (окончание). Модель деятельности специалиста по физической культуре (руководителя физического воспитания дошкольного учреждения)

шума, создаваемого детьми при выполнении упражнений); ответст­венность за жизнь и здоровье детей.

Большая физическая нагрузка специалиста по физической куль­туре обусловлена: необходимостью показывать физические упражне­ния; необходимостью обеспечивать страховку детей при выполнении ими физических упражнений; необходимостью весь день работать стоя, в постоянном передвижении; необходимостью постоянно под­держивать свою физическую форму — для исключения отрицатель­ных педагогических последствий при потере физических кондиций.

Деятельность специалиста по физической культуре предполагает постоянное длительное пребывание на открытом воздухе, что требу­ет от него определенного уровня закаленности.

В процессе работы специалисты по физической культуре посто­янно сталкиваются с необходимостью решения профессиональных задач разной степени трудности.

Деятельность специалиста по физической культуре проходит зна­чительно успешнее, когда от него требуется проявление знаний и уме­ний «базового» образования. Например, педагоги, имеющие физкуль­турное образование, тяготеют к урочным формам проведения занятий,


 




Методические основы физической культуры дошкольников

тщательному подбору подводящих и подготовительных упражнений, высокой моторной плотности занятий. Педагоги с профессиональным дошкольным образованием предпочитают рекреационную деятель­ность, часто используют сюжет, атрибуты (куклы, маски).

Сегодня все больше появляется дошкольных учреждений для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном раз­витии. Для эффективной помощи этим детям необходимо объеди­нение усилий всех сотрудников дошкольного учреждения.

Вопросы помощи детям-инвалидам изучаются не только дефек-тологами, психологами, но и специалистами адаптивной физической культуры.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошколь­ных учреждениях для детей, имеющих отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером за­болевания детей. Таким образом, педагогу коррекционного, санатор­ного и интернатного учреждения для грамотного построения про­цесса физического воспитания дошкольников необходимо владеть вопросами дефектологии, реабилитации и социальной психологии.

Профессиограммаспециалиста по физической культуре

дошкольников

Основой для рассмотрения деятельности специалиста по физи­ческой культуре дошкольников может служить характеристика мас­терства учителя физической культуры, данная Е. П. Ильиным (1987).

Ведущим компонентом деятельности специалиста по физической культуре дошкольников является педагогическая направленность.

Педагогическая направленность —- это стремление человека зани­маться педагогической деятельностью. Педагогическая направлен­ность педагога по физической культуре формируется из двух основ­ных мотивов — любви к детям и интереса к физической культуре.

Любовь к детям — основная черта личности педагога. Любовь к детям — это чуткое и внимательное отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением доставляет педагогу огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от обще­ния с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, пси­хологию ребенка. Это интерес к работе с детьми, желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мо­тивом, формирующим педагогическую направленность специалиста


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

по физической культуре. Спортивная направленность юношей и де­вушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физ-культурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Одним из ведущих факторов, определяющих возможности педа­гога в его профессиональной деятельности, являются знания. Эру­диция педагога по физической культуре складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т.д.) характеризуют ми­ровоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необ­ходимые для осуществления педагогом физкультурно-ледагогиче-ской деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Специальные знания, которыми обладает педагог по физической культуре, можно также разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических за­кономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и свя­заны с вопросом «Почему?»

Практические знания касаются прежде всего знаний, как нужно сделать то или иное упражнение. В процессе обучения они приоб­ретаются на практических занятиях и во время занятий по спортив­ной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на во­прос «Как научить другого».

Педагогическая деятельность предполагает наличие специальных умений.

Умение — это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности. По мнению Е. П. Ильина (1987), к умениям педагога по физической культуре помимо общепринятых конструктивных, организаторских, коммуникативных и гностиче­ских должны быть еще отнесены двигательные умения (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают педагогу конструировать, пла­нировать деятельность. К ним относятся: умение отбирать и строить композиционно учебный материал (например, составить комплекс уп­ражнений для развития у детей двигательных способностей); умение


Методические основы физической культуры дошкольников

осуществлять перспективное и текущее планирование; умение кор­ректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией педагогом наме­ченных планов. Например, он может составить хороший конспект занятия, а само занятие провести плохо, так как не сумеет органи­зовать работу в зале.

Коммуникативные умения связаны с общением педагога с деть­ми, коллегами по работе, с родителями. Они делятся на три группы: собственно коммуникативные умения, дидактические умения (хотя последние и выходят за рамки чисто коммуникативных умений, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний детям) и ораторские умения.

Собственно коммуникативные умения выражаются в умении пе­дагога вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоииональные отношения. От этих умений во многом зависят ор­ганизаторские возможности педагога.

Дидактические умения связаны с умением педагога ясно и доход­чиво доносить до сознания детей учебный материал.

К этим умениям относятся также: умение управлять вниманием группы, умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на детей, способности детей и потенциал их развития. К дидактическим умениям относится также умение педагога пробу­дить интерес к своему предмету, передать свою увлеченность им детям, чтобы пассивный интерес к физической культуре ребенка как болельщика превратился в двигательную и познавательную актив­ность, в стремление самому заниматься физической культурой. Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базиру­ются все же на умении педагога общаться с детьми.

Ораторские умения необходимы педагогу по физической культу­ре для осуществления прежде всего образовательно-просветительной функции. Для этого педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи.

Современная трактовка культуры речи как умелого владения словом при соблюдении норм литературного языка и этики общения позволяет рассматривать ее как неотъемлемую часть общекультурной и профессиональной компетентности любого педагога независимо от специальности.

Следует отметить, что правильное использование терминов, при­нятых в области физической культуры, является показателем профес­сионализма специалиста по физической культуре дошкольников. Се-


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

годня во многих методических разработках наблюдается введение ав­торами новых терминов, не соответствующих установленным в теории физической культуры нормам, а также собственное необоснованное толкование ими общепринятых терминов. Такое положение осложня­ет для педагогов овладение профессиональной терминологией.

В процессе занятий физическими упражнениями педагог помимо вербальных (словесных) средств общения использует и невербальные средства: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в ка­честве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объ­ективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Говоря об общении педагога по физиче­ской культуре, следует отметить, что в его профессиональной деятель­ности невербальные средства общения занимают значительное место.

Гностические умения связаны с познанием педагогом как отдель­ных учеников, так и коллектива группы в целом, с анализом педа­гогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностиче­ские умения включают в себя умение пользоваться учебно-методи­ческой и научной литературой, умение проводить элементарные исследования и анализировать их результаты, для того чтобы внести коррективы в методику физического воспитания детей.

Двигательные умения отражают прежде всего технику выполнения педагогом физических упражнений. Правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения детей. Кроме того, к двигательным умениям педагога по физической культуре относятся навыки страховки занимающихся при выполнении ими упражнений.

Структура деятельности педагога по мере роста профессионально­го мастерства может видоизменяться: одни компоненты, менее выра­женные, начинают возрастать, а другие, ранее преобладающие, утра­чивают ведущую роль, т. е. происходит переструктурирование деятель­ности. У молодых педагогов в большинстве случаев преобладают организаторский и коммуникативный компоненты. Недостаточное развитие конструктивного и гностического компонентов компенсиру­ется активностью, динамичностью, мобильностью в работе. Со време­нем появляется экономичность в деятельности. Педагоги большее внимание начинают уделять продумыванию деятельности, отбору и композиции учебного материала и его разнообразию, сопоставлению целей данного занятия с конечными целями обучения и т.д., т.е. конструктивный и гностический компоненты становятся основными.

Каждое из умений обеспечивает выполнение педагогом по фи­зической культуре сразу нескольких функций.


Методические основы физической культуры дошкольников

Деятельность специалиста по физической культуре дошкольни­ков включает в себя как элементы деятельности учителя физической культуры, так и воспитателя дошкольного учреждения.

В деятельности специалиста по физической культуре дошколь­ников целесообразно выделить оздоровительную, образовательную, воспитательную, организаторскую, проектировочную, просветитель­скую, исследовательскую, хозяйственную функции, а также функ­цию самосовершенствования.

Оздоровительная функция является ведущей в деятельности спе­циалиста по физической культуре дошкольников, так как охрана жизни и здоровья ребенка — основная задача дошкольного воспи­тания. В процессе занятий физическими упражнениями педагог дол­жен обеспечить условия для нормального развития организма до­школьников, формирования у них элементарных представлений о сохранении и укреплении здоровья.

Образовательная функция специалиста по физической культуре дошкольников связана с обучением детей жизненно важным двига­тельным навыкам, формированием у дошкольников знаний о физи­ческой культуре на доступном для них уровне.

Воспитательная функция включает осуществление педагогом нравственного, умственного и эстетического воспитания дошколь­ников в процессе занятий физическими упражнениями.

Организаторская функция предполагает деятельность по органи­зации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреж­дении, включающей физкультурные занятия, физкультурно-рекреа-ционные и двигательно-реабилитационные мероприятия.

Проектировочная функция связана с планированием мероприя­тий по физической культуре на основе диагностики физического состояния детей.

Просветительская функция предполагает консультативную, про­пагандистскую и просветительскую деятельность специалиста по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения и родителями.

Исследовательская функция заключается в изучении особенно­стей детей (состояния здоровья, уровня физической подготовлен­ности, двигательных предпочтений и т. п.) и поиска наиболее эф­фективных средств и методов их физического совершенствования. Хозяйственная функция направлена на материальное обеспече­ние процесса физического воспитания дошкольников. Она включает в себя участие в приобретении и ремонте физкультурного оборудо-


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

вания, благоустройстве залов и площадок для занятий детей физи­ческими упражнениями.

Функция самосовершенствования связана с изменениями, проис­ходящими в физической культуре дошкольников, и необходимостью специалиста по физической культуре постоянно перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. Это предпо­лагает изучение педагогом новой методической литературы, участие в открытых мероприятиях и семинарах по вопросам физической культуры дошкольников.

1.5. Помещения, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками

Значительное влияние на развитие дошкольника оказывает среда: окружающее пространство, зона его непосредственной активности, его ближайшего развития и действия. Враждебная в эмоциональном и физическом смысле среда может тормозить развитие. Благоприят­ная развивающая среда стимулирует становление личности.

Важнейшим средовым фактором, влияющим на формирование личности ребенка, является помещение, где осуществляется его дви­гательная деятельность.

Согласно санитарно-гигиеническим нормам, к помещениям, в которых дети выполняют физические упражнения, предъявляются следующие требования:

1. Физкультурный зал должен обеспечиваться естественным све­
том в течение всего года. Средний коэффициент освещенности —
не ниже 1,5%, световой коэффициент — 1,4—1,6; искусственное ос­
вещение — 200 лк. Для освещения физкультурного зала наиболее
целесообразны люминесцентные лампы, защищенные съемными
сетками,

2. В физкультурном зале необходимо предусмотреть ограждения
для окон. Для этого используются разнообразные сетки, решетки.

3. Продольное расположение зала должно соответствовать на­
правлению солнечных лучей. Длинная ось зала должна быть перпен­
дикулярна направлению господствующих ветров. Другие помещения
для занятий физическими упражнениями должны быть достаточно
просторны, чтобы показатели воздушного куба приближались к
объему вентиляции. Если помещение имеет небольшие размеры, то
количество детей, занимающихся одновременно, должно быть огра­
ничено в соответствии с этими показателями.


 


Методические основы физической культуры дошкольников

Необходимым условием полноценного выполнения физических упражнений является соответствующее двигательное пространство. В идеальном помещении можно выделить три зоны двигательного пространства. Первая — для выполнения упражнений на месте (об-щеразвивающих упражнений, статических поз, ходьбы, бега). Размер этой зоны зависит от антропологических размеров тела ребенка: роста, размера рук, длины ног. Вторая — определяется минималь­ным объемом пространства, на котором дети могут без помех ходить, прыгать вверх, спрыгивать со скамейки, лазать по канату, лестни­цам, выполнять упражнения в парах, в кругу, взявшись за руки. Третья — для перемещений, связанных с ходьбой, бегом, ведением и метанием мяча, прыжками в высоту и в длину с разбега. При определении ее размера необходимо учитывать длину беговой до­рожки, необходимой для разгона, пробежки и торможения с учетом развития максимальной скорости; длину и ширину дорожки для разучивания прыжков с места и с разбега. Значительное простран­ство необходимо детям для подвижных игр с бегом, игрой в мяч. Площадь физкультурного зала должна быть не менее 3 м2 на одного человека.

В приспособленных для физкультурного зала групповых комна­тах занятия следует проводить небольшими подгруппами. При этом для компенсации недостающего двигательного пространства могут быть созданы тренажерные залы.

В физкультурном зале должен быть теплый, плотный, упругий, гладкий, хорошо поглощающий шум пол. Этим требованиям лучше всего отвечает палубное покрытие из деревянных брусков. Во многих дошкольных учреждениях в залах полы паркетные или линолеумные с подогревом. Гораздо хуже, когда пол в физкультурном зале покрыт синтетическим материалом. Соприкосновение тела ребенка с ним может вызвать покраснение кожи, ссадины. Кроме этого, подобное покрытие требует особо тщательной чистки. На полу, покрытом пестрым ковролином, плохо видны разметка и инвентарь.

Для стен и потолков физкультурных залов используют воздухо­проницаемые материалы. Места стыковки стен с полом, потолком, между собой должны быть закругленными, чтобы избежать скопле­ния пыли. Высота зала должна быть не менее 4,5-—5 метров. Средняя температура в зале 18—20°С, относительная влажность 30—60%. Наилучшая система отопления — центральное, водное.

Улучшению условий проведения занятий способствует цветовая гамма. Цвет оказывает влияние на настроение, поведение, работо-


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

способность, интеллектуальное развитие ребенка, развитие зритель­ного анализатора.

По данным научных исследований, красный, желтый, оранже­вый цвета вызывают психологическое ощущение тепла, стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают возбуждающее действие, приводит к кратковременному повышению работоспособности. Эти цвета больше подходят к помещениям, где физическая нагрузка на ребенка невелика и где пребывание отно­сительно непродолжительное. Следует учитывать также, что оранже­вый цвет способствует психологическому контакту с окружающей средой. При большом насыщении этот цвет применяют в качестве сигнала предупреждения. Желтый цвет средней насыщенности вно­сит живость, легкость, создает чувство уюта и чистоты. Красный цвет психологически наиболее активно стимулирует психическую

деятельность.

Холодные цвета (синий, зеленый, голубой) вызывают психоло­гическое ощущение холода, подавляют деятельность вегетативной нервной системы, успокаивают, снижают напряжение глаз, способ­ствуют сосредоточению внимания. Пастельные тона этой цветовой гаммы подходят для помещений с высокой температурой воздуха, а также для мест, где физическая нагрузка достаточно высока и пери­од пребывания продолжителен. Умеренно насыщенные цвета и их сочетания при значительном цветовом контрасте оживляют двига­тельное пространство зала, поднимают настроение, стимулируют де­ятельность органов чувств.

На эмоциональное состояние, настроение детей влияют также комбинации цветов. Гармоническое их сочетание может положи­тельно воздействовать на поведение, работоспособность. При вы­боре оттенков цвета надо учитывать вид, способ, продолжитель­ность двигательной деятельности детей, площадь помещения, цвет­ность светового потока, цвета легких пособий (мячей, мешочков, кеглей), влияние климатических условий, количество и состав за­нимающихся.

В целом психологи рекомендуют в помещениях для детей ис­пользовать гамму цветов от желто-зеленого через желтый до оран­жевого. Синий и зеленый цвета подходят для детских помещений, ориентированных на юг, поскольку создают ощущение прохлады.

При оснащении мест занятий важно учитывать соотношение отдельных снарядов по форме, величине, цвету, создавать ансамбли, украшающие помещения. Крупное оборудование окрашивается в


 



 


Методические основы физической культуры дошкольников

светлые, спокойные тона. Деревянные элементы покрываются бес­цветным лаком, металлические — нитроэмалью светло-серого, свет­ло-голубого цветов. Разметка щитов для метания делается яркой. Мелкий инвентарь может быть многовариантным.

Вид физкультурного зала должен создавать у ребенка настрой на предстоящую деятельность. В этой связи разрисовывание стен ска­зочными персонажами делает зал похожим на многие помещения дошкольного учреждения (раздевалки, коридоры). Использование съемных картинок при однотонно окрашенных стенах дает возмож­ность легко менять тему занятия, повышать интерес детей.

Физкультурное оборудование должно соответствовать педагоги­ческим, гигиеническим, эргономическим требованиям. Использова­ние оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющей успешно решать дидакти­ческие, оздоровительные и воспитательные задачи.

Габариты и вес переносного оборудования должны быть сораз­мерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

Одним из необходимых требований является обеспечение без­опасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации: рейки лестниц — достаточной толщины и прочности; узлы соеди­нений разных деталей — надежны, без острых углов и резко высту­пающих частей; пособия, изготовленные из дерева, — хорошо зачи­щены, отполированы. Обязательно должна быть обеспечена надеж­ность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки, предот­вращения травматизма необходимо иметь набор больших и малых матов.

Физкультурные снаряды, пособия и оборудование для дошколь­ников изготавливаются из разных материалов. Важно, чтобы они имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредным воздей­ствием на организм детей: не порождали бы электростатических полей, электромагнитных излучений, не являлись бы источником вредных химических соединений, аэрозольных выделений. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.

Большое разнообразие видов оборудования обусловлено специ­фикой построения и содержания занятий, других форм работы по


Глава 1. Организация физкультурно-оздоровительной работы...

физической культуре, которая состоит в том, что в каждую из форм включаются разные виды физических упражнений. Для правильной организации физкультурно-оздоровительной работы важно соблю­дать принцип размещения оборудования по месту использования с учетом его своеобразия, отвечающего особенностям двигательных действий, характерных для определенных условий. Так, следует под­разделять физкультурное оборудование для помещений (физкультур­ного и тренажерного залов, бассейна, групповых комнат) и для участка (физкультурной площадки, групповых площадок и других игровых зон). Особо выделяется инвентарь для организации спор­тивных игр (баскетбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей) и таких спортивных упражнений, как катание на коньках, велосипеде, ходь­ба на лыжах.

Оборудование и инвентарь для физкультурных залов

Оснащение современного физкультурного зала должно способ­ствовать приобщению детей к достижениям в области физической культуры, ознакомлению с эффективными технологиями сохране­ния и укрепления здоровья, обогащению двигательного опыта каж­дого ребенка, расширению функциональных возможностей организ­ма, целостному развитию личности. Правильный подбор оборудова­ния прежде всего должен содействовать освоению ребенком жизненно важных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазаньи).

Для формирования навыков ходьбы необходимы дорожки раз­ной длины и ширины, дорожки с нарисованными оптимально рас­положенными следами, наклонные доски, веревочки, шнуры, кана­ты, ленты, погремушки, зрительные ориентиры, например «солныш­ко», «следы», «пяточки», «носочки».

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, — массаж­ные коврики, ребристые доски, поролоновые дорожки-модули, со­стоящие из пирамидок, наклонные доски, скрепленные под углом (на них могут быть нарисованы следы), массажеры «колибри», тре­нажер — беговая дорожка, дорожка-змейка (канат). Эффективным средством является «тропа здоровья»: ящик с ячейками, заполнен­ными брусками, галькой, песком, керамзитом.

Для формирования навыков бега нужны веревочки или обручи, раскладывающиеся на полу (отработка широкого бегового шага), набивные мячи или мягкие кубы (отработка энергичного отскаки­вания и поднимания толчковой и маховой ноги).

ззз


Освоению прыжков будет способствовать использование шну­ров, лент, длинных и коротких скакалок, переносных стоек, гимнас­тических матов, планок, резинок, батутов или автомобильных шин, скамеек, обручей, подкидного гимнастического мостика, кубов, во­ротец, барьеров, плинта (для впрыгивания на возвышение), плоских обручей.

Освоение лазания будет успешным при условии использования наклонной лесенки-стремянки, накидных досок, лестниц разной длины и ширины, дуг больших и малых, шеста, толстого и тонкого канатов, каната с узлами, пирамиды, воротиков, длинных резинок, стоек, трапов, скамеек, кубов разных размеров, больших и малых обручей, «гирлянды» из обручей, гимнастической стенки, веревоч­ных лестниц. Обеспечит освоение перекрестной координации в ла­зании по лестнице ленточный тренажер. Он представляет из себя две резиновые ленты шириной 3 см с большими петлями на концах. Ленты надеваются перекрестно: одна лента надевается верхним кон­цом на левую руку, нижним — на правую стопу. По аналогии вторая лента надевается на другие руку и ногу. Несколько подъемов по лестнице с таким устройством позволяют ребенку самому контроли­ровать движения, лучше их осознать, выполнять упражнение в удоб­ном темпе. Освоить координацию движений при лазании по канату способом в три приема поможет передвижение по полу на спине, держась за лежащий на полу канат и выполняя перехваты руками и захваты стопами (способы могут быть разными).

Овладению разными видами лазания и развитию координации движений могут содействовать специально созданные пространства с линейно расположенными на стальных балках предметами для раскачивания: качелями, диском для раскачивания, веревочной лестницей, трапецией, кольцами, «тарзанкой», канатами, сетью. Эти снаряды, подвешенные на дужках, по мере необходимости могут отодвигаться.

Для формирования навыков метания необходимы большие, средние и малые мячи, мешочки с песком, обручи, корзины, цели (вертикальные, переворачивающиеся, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся), кольцебросы разной высоты, наклонные и на качалках, кегли, мячи для мини-баскетбола.

Развитию функции равновесия поможет использование выше­перечисленных пособий, а также дорожек-балансиров (лестниц вере­вочных напольных), индивидуальных балансиров («шашка» и т.п.), гимнастического напольного бревна.


Глава i. Организация физкультурно-оздоровительной работы.,.

Качественному выполнению общеразвивающих упражнений с наибольшим оздоровительным эффектом детям помогут такие пред­меты, как резиновые мячи (диаметр от 6—8 до 22 см), набивные мячи (вес 0,5—1 кг), валики, крупные гимнастические мячи (шары — мячи из фибропластика: хоппы, физиоролл, фитбол). По­лезны для физического развития дошкольников упражнения с лен­тами на палочках, с султанчиками (пучками лент), погремушками, флажками, кубиками, обручами, платочками, плетеными короткими шнурами, мелкими тренажерами (диск «Грация», тренажер «Здоро­вье», гимнастический ролик, кистевые эспандеры «кокон» и рези­новое кольцо, детские плечевые эспандеры и эластичные ленты). Эластичные ленты могут быть из цветного синтетического материа­ла. Если используются обычные эластичные серые гимнастические ленты (медицинские эластичные бинты), то для поддержания инте­реса детей на них можно нанести рисунок, который будет изменять­ся при растягивании (зайцы играют на гармошке, шарик надувается, морковка растет, круг превращается в овал и т. п.). Повышению активности детей способствуют игровые задания, выполняющиеся с необычной наглядностью. В качестве такой наглядности могут вы­ступать плоскостное изображение человечка с передвигающимися частями тела или игрушечный человечек на металлическом каркасе; карточки-схемы, картинки-пиктограммы с изображением комплекса общеразвивающих упражнений. В конце на такой карточке может быть пустое место и знак вопроса («Придумай дальше движения сам»). Развитию внимания детей содействуют задания, связанные с «оживлением» человечка определенного цвета (на картинке изобра­жен человечек с несколькими ручками и ножками разного цвета, необходимо «оживить» движения, например, красного человечка).

В последние годы меняется облик современных физкультурных залов за счет оборудования, успешно зарекомендовавшего себя в странах Европы и Америки. Сегодня в запах можно встретить бату­ты, сухие бассейны, парашюты.

Сухой бассейн представляет собой емкость, стенки которой из­готовлены из поролона, помещенного в прочную моющуюся ткань. Он наполнен разноцветными малыми мячами. Размеры и формы сухого бассейна разнообразны. Занятия в сухом бассейне развивают общую двигательную активность, координацию движений, равнове­сие, а также способствуют развитию всех сенсорных систем. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных по­ложений. Кроме того, разнообразная цветовая гамма шариков,


 


Методические основы физической культуры дошкольников

заполняющих бассейн, создает положительный эмоциональный фон для проведения занятий. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шари­ками. Таким образом, происходит непрерывный массаж всего тела, стимулируются проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя упражнения с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагруз­ку, удовлетворяя потребность в движении. Упражнения, проводимые в сухом бассейне, активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельность желудочно-кишечного тракта. Упражнения в сухом бассейне создают у детей положительный психо-эмоциональный настрой.

Батут представляет собой круг с общими размерами: диаметр 120x140 см, высота 45 см — и зоной для прыжков диаметром от 92 до 102 см. Выполнение на нем различного вида прыжковых уп­ражнений связано с постоянным изменением действующих на тело ребенка внешних сил (силы тяжести и силы реакции опоры), вслед­ствие чего возникает множество внутренних взаимодействий между звеньями тела. При перемене ориентации тела в пространстве, осо­бенно в безопорном положении, для сохранения вертикальной позы необходимо подключать к работе многие групп мышц. При помощи батута можно развивать ловкость, совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствовать по­вышению чувствительности вестибулярного рецептора. Выполнение прыжков на батуте происходит в щадящем для опорно-двигательно­го аппарата режиме, при этом укрепляется связочно-мышечный ап-парт голеностопного сустава.

Парашют — это круг диаметром от 3 до 6 метров. Он изготав­ливается из нескольких цветных секций легкого парашютного шелка и имеет по периметру на каждой секции ручки. С помощью пара­шюта можно решать задачи обучения ребенка согласовывать свои движения с движениями других детей (например, держась за ручки парашюта, совместное выполнение взмаха, чтобы парашют поднялся вверх), используя волнообразное движение материала, можно устра­ивать пробежки под парашютом. Упражнения с парашютом направ­лены на развитие ловкости, быстроты, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Эффективность применения физкультурного оборудования зна­чительно повышается при рациональном его размещении. Расста­новка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и


Глава 1. Организация физкyльтypнo-oздopoвитeльнoйJзaботbl::.----------------

предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стацио­нарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лест­ницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособ­лений - крюков, монорельса и т.п. Такие крупные предметы, как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен по­мещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей.

Мелкое физкультурное оборудование - мячи, мешочки с гру­зом, кубики, кегли - целесообразно поместить в секционных шка­фах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, рас­положенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания предме­тов для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на раз­ных уровнях на противоположных стенах.

Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снаряда­ми, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставлять свотом направ­лены на развитие ловкости, быстроты, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Эффективность применения физкультурного оборудования зна­чительно повышается при рациональном его размещении. Расста­новка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и


Глава 1. Организация физкyльтypнo-oздopoвитeльнoйJзaботbl::.----------------

предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стацио­нарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лест­ницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособ­лений - крюков, монорельса и т.п. Такие крупные предметы, как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен по­мещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей.

Мелкое физкультурное оборудование - мячи, мешочки с гру­зом, кубики, кегли - целесообразно поместить в секционных шка­фах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, рас­положенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания предме­тов для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб, зажимов, карабинов. Их следует расположить попарно на раз­ных уровнях на противоположных стенах.

Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снаряда­ми, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставлять сво­бодной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведе­ния игр, занятий, организуемых педагогом или самими детьми.