Дошкольников
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Древние письменные и иные источники свидетельствуют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Древние люди использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.
Основой физической культуры детей дошкольного возраста во все времена являлись физические упражнения.
1.1. Происхождение физических упражнений
Проблема происхождения игр и физических упражнений издавна интересовала ученых многих стран. Он"и по-разному подходили к ее решению. Всего в мировой историографии сложилось две позиции, которые в советской и российской исторической литературе получили названия идеалистическая и материалистическая.
Приверженцы идеалистической позиции объясняли возникновение физических упражнений без учета условий материальной жизни общества, развития производства. Особую роль в возникновении физических упражнений они отводили инстинктивным, биологическим мотивам. Учеными, придерживающимися данной точки зрения, отрицалось влияние общественной (социальной) жизни человека на физическое воспитание как составную часть общего воспитания человека.
В конце XIX — начале XX века некоторые ученые и философы (Карл Бюхер, Герберт Спенсер и др.) утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, не делая при этом различия между игрой животного и игрой человека. Таким образом, они утверждали, что человек, так же как и животное, играет, потому что у него есть потребность в реализации избытка энергии через игру. По мнению ученых, придерживающихся идеалистической точки зрения, игра старше труда, игра — пережиток животного биологического состояния человека.
Приверженцы же материалистической позиции считали, что возникновение физических упражнений обусловлено материальной
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 1. История физической культуры дошкольников
жизнью первобытного общества, взаимодействием объективных и субъективных факторов, где объективным фактором является характер и уровень производства (охота), а следовательно, и вызванные этим потребности человека, а субъективным фактором — сознание человека, его способность к мышлению.
Человек постоянно, на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных и явлениями природы. Изменения в применении охотниками орудий охоты требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника добычи пищи постепенно изменялась. Однако только хорошее физическое развитие как потребность самого производства еще не могла привести к появлению физических упражнений. По мнению ученых — приверженцев материалистической точки зрения, физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта. Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатом охоты. Именно с момента осознания человеком зависимости между предварительной тренировкой и улучшением аналогичных двигательных действий в процессе труда можно считать возникновение физических упражнении состоявшимся фактом.
Одна из самых распространенных форм передачи опыта древнего человека — подражание. Другая форма — ритуал, связанный с религиозным действом. На основе этих форм передачи опыта и развивалось физическое воспитание детей в Древнем мире.
На первоначальном этапе развития первобытного общества (эпоха человеческого стада и первобытной родовой общины) элементы физического воспитания носили трудовую и бытовую направленность, то есть ограничивались бытовыми и трудовыми потребностями древнего человека. В эпоху разложения родовой общины воспитание больше склонялось к военной направленности, в связи с участившимися столкновениями между племенами и племенными союзами.
Рассмотрение эпохи родового строя весьма важно в плане фи-|цчсского воспитания детей. Это связано с появлением первых 1 тличееких приемов в процессе обучения: зарождения отличий И (ни iiniiuiiiH мальчиков и девочек, соотнесения сложности упраж i ■
1.2. Физическая культура детей первобытного общества
В изучении физической культуры детей первобытного общества большое значение имеют этнографические, биологические и природные характеристики.
Наиболее характерны в этой связи примеры детского воспитания в африканских и северных племенах. Примечательно, что физическая подготовка была характерна для воспитания мальчиков, девочки, как правило, готовились к ведению домашнего хозяйства и не занимались специально физическими упражнениями. '
Например, дети племени кубу (о. Цейлон) уже в 10 лет наравне с взрослыми занимались добыванием пищи. Примечательно, что 10-летний возраст в этом племени считался зрелостью, а 20-летний старостью.
'Мальчиков племени ведда (о. Суматра — Индонезия) в качестве игры обучали искусству собирать мед.
Дети австралийцев с самых ранних лет тренировались в стрельбе. Как только мальчик начинал ходить, отец брал его на охоту. С самых ранних лет мальчика обучали стрельбе по рыбам при помощи веревки, привязанной к стреле, чтобы не упускать пораженную добычу. С рождения детей приучали к воде (одинаково мальчиков и девочек): их просто бросали в воду, таким образом они быстро учились плавать. Самыми распространенными играми среди детей австралийцев были игры с дротиками и мячом..
У некоторых племен Америки физическая подготовка начиналась с самого раннего возраста. Мальчики племени зуньи проходили инициации (обряд посвящения в воины, сопровождающийся физическими испытаниями) уже в 5-летнем возрасте.
У народов Африки существовало специальное обучение грудных детей ходьбе. Маленьких бушменов в 6—7-месячном возрасте заставляли вставать на ноги, опираясь на палку и делать шаги. Любимой игрой бушменских детей было катание на звериных шкурах с пес-чаных дюн и барханов. С трехлетнего возраста мальчикам давали маленькие луки с тупыми стрелами и обучали сложному поведению па охоте.
По наблюдениям Миклухо-Маклая, ребенок папуасов уже с 4-х нет помогал взрослым и с детства практически обучался своим бу-11v11i.11м занятиям. Подчас испытания для детей были весьма жестокими: во время инициации их били палками, при этом показывать боль было недопустимо.
л
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Малонезийскому ребенку очень рано предъявлялись высокие требования к его физической подготовленности, особенно ловкости. По данным исследователей, такие недостатки, как физическая неуверенность, отсутствие равновесия, вообще были несвойственны взрослым людям. Это оттого, что в детском возрасте проводились ежедневные занятия в плавании, метании копья, лазании.
return false">ссылка скрытаОсновным средством физического воспитания детей народов, заселяющих Сибирь и Крайний Север, являлось закаливание, причем традиционные формы физического воспитания детей северных народов сохранились с древнейших времен до конца XIX века неизменными.
Чукчи закаливали детей с раннего возраста. В поселениях береговых чукчей были своеобразные спортивные площадки, представлявшие собой круги диаметром 20 м, где занимались подниманием тяжестей, борьбой, бегом.
Эскимосы проводили тренировку в поднятии тяжестей у детей уже в 8-летнем возрасте.
У обских народов мальчики 6—7-летнего возраста учились стрельбе и сами пробовали изготавливать лук и стрелы.
Содержание народных физических упражнений было обусловлено религиозными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями.
Народные игры были основным средством приобщения детей народов Севера к охоте, рыболовству, оленеводству, ведению домашнего хозяйства. Например, у хантов — одного из коренных народов северо-западной Сибири — дети до 4—5 лет играли игрушками, изображавшими лодочки, снаряжение для оленей и собачьей упряжки, кузовки для сбора ягод и др. Игры мальчиков 6—7 лет включали стрельбу из лука, метание аркана и различных предметов (ветки деревьев, камешки и др.), игры с имитацией рыбной ловли, «Бег по-медвежьи», «Заячьи прыжки», «Скачки на одной ноге», «Игру с палочкой».
1.3. Физическая культура детей за рубежом
(Древний мир, Средние века, эпоха Возрождения,
Новое время)
Каждая система физической культуры создается тем или иным обществом для достижения поставленной цели. По мере развития
Глава 1. История физической культуры дошкольников
общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны — физической культуры, распространенной среди привилегированных слоев общества.
Физическая культура детей в государствах Древнего мира.Античная эпоха — это эпоха классической Греции и Римской империи. В истории Древней Греции традиционно выделяются два направления воспитания — Афинская и Спартанская системы,'Обе системы были сходны военной направленностью физического воспитания и контролем государства над вопросами воспитания, но различны в выборе средств и методов.
Спартанское общество в лице коллегии эфоров, ведавшей всей государственной жизнью, контролировало жизнь молодого спартиа-та с первых дней его существования. Каждый новорожденный представлялся матерью эфору, который осматривал ребенка и, если находил его слабым и нежизнеспособным, распоряжался умертвить его. По преданию, слабых детей сбрасывали в пропасть со скалы Тайгета.
До семилетнего возраста ребенок оставался в своей семье и воспитывался под наблюдением матери, причем за это время все воспитание сводилось главным образом к его физической закалке. С этой целью ребенка кормили весьма скудной пищей, одевали в скромные одежды.
С семилетнего возраста начиналось воспитание мальчика под присмотром государства. Мальчики забирались из дома и жили в общественных зданиях, где воспитывались под руководством специального наставника (педонома). Физическое воспитание в этом возрасте занимало преобладающее место.
Самым главным предназначением женщин в Спарте было рождение здорового ребенка, будущего воина, поэтому их воспитание было не менее суровым, хотя и менее насыщенным спортивными упражнениями. С раннего возраста у девочек тренировали выносли-иость путем выполнения упражнений в поднятии тяжестей, беге на длительные расстояния. Таким образом достигалась цель воспитания июровой женщины.
Первый этап воспитания ребенка в Афинской системе, до 7 лет, протекал обычно в семейной обстановке либо под надзором матери, 1 ибо, что бывало чаще всего, под надзором няньки или специально приставленного раба. Главная задача первоначального воспитания
Теоретические основы физической культуры дошкольников |
ребенка заключалась в укреплении его здоровья. Как и в Спарте, в Афинах существовал обычай умерщвления детей, которые имели какие-либо физические недостатки или обладали слабым здоровьем. Но в отличие от деспотичной Спарты вопрос о жизни и смерти ребенка решался не государственными чиновниками, а самим отцом. В процессе первоначального воспитания маленького афинянина большое внимание уделялось разнообразным играм, заполнявшим жизнь ребенка. С 7-летнего возраста начиналось и умственное воспитание.
i Римское воспитание существенно отличалось от греческих традиций. Хотя и в Риме, и в Греции главной задачей было воспитание воина, однако Рим подходил к решению этой задачи другим путем. Господство отцовского права в ранний период римской истории и отзвук этого господства, сохранившийся на протяжении всего периода существования Рима, сделали отца главным воспитателем своего ребенка, а семью — основным учреждением, где проходило воспитание.
До 16 лет римский мальчик находился в семье под надзором отца. Все время находясь с отцом, мальчик воспринимал от него навыки и знания, нужные в повседневной жизни. Сопровождая отца в поле и в лесу, на земледельческих работах и на охоте, мальчик приучался к суровой и простой жизни и закалялся физически, воспринимая от отца практические хозяйственные навыки. Проводя время в играх с разнообразными упражнениями в кругу своих сверстников, мальчик получал необходимые навыки и качества для будущей военной службы. Мальчики много упражнялись в беге, метании тяжестей, борьбе, занимались играми в мяч, одним из любимейших видов развлечений римлян. Особенно большое внимание уделялось упражнениям в фехтовании. Мальчики из всаднических фамилий (семьи знатного аристократического происхождения) занимались упражнениями в верховой езде.
Девочки воспитывались для ведения домашнего хозяйства, поэтому для них элементы физического воспитания присутствовали только в форме игр в раннем возрасте.
Физическая культура детей в Средние века. В период раннего феодализма и эпохи его расцвета огромную роль в жизни средневековых людей играла католическая церковь, нанесшая большой ущерб не только умственному (схоластические школы), но и физическому воспитанию. Церковь установила свое господство в области воспитания и образования. Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о геле, называя тело «прибежищем дьявола», призывая заботиться только о спасении души и подготовке к загробной жизни.
Глава I. История физической культуры дошкольников
В таких условиях физическое воспитание простого народа имело бытовую направленность. Игры преследовались церковью, а физические упражнения запрещались в схоластических школах.
В то же время церковь всячески поощряла систему военно-физической подготовки светских феодалов — рыцарей, особенно в периоды раннего и развитого феодализма (XIV— XV вв.).
Воспитание мальчика, предназначенного для рыцарского звания, начиналось с самого детства. Для развития в ребенке воинственного духа даже его игры и забавы должны были носить военный характер. Ребенок вооружался колом, который в его глазах изображал копье, и воображал каждое дерево врагом, которое ему необходимо было покорить, или сражался с частоколом родного поместья. Таким образом, ребенок 3—5 лет испытывал рождающуюся в нем силу и развивал ее. Зимнее время особенно способствовало таким утехам. Обычно юный потомок рыцаря или родового дворянина собирал около себя товарищей-однолеток, сооружал из снега башни и укрепления и осаждал их или оборонял.
Игры имели главенствующее значение 'в воспитании рыцарей младшего возраста. Дети свободно бегали по парковым аллеям, купались в реках, ходили на ходулях, качались на качелях, всячески забавлялись, ни в чем не ограничивая себя в движениях.
Когда ребенок достигал 7-летнего возраста, он переходил из женских рук в мужские, но первоначальные уроки получал все же дома, под родительским кровом; когда же он достигал 10-летнего возраста, его отсылали на воспитание, по заведенному обычаю, к главнейшим рыцарям, с которыми родители ребенка состояли в родстве или дружбе. Всякий рыцарь считал большой честью для себя, если какой-либо отец поручал ему завершить воспитание своего сына.
Методика подготовки молодых людей к рыцарскому званию носила сугубо эмпирический характер. Она основывалась на многолетнем опыте и передавалась из поколения в поколение, как рыцарская традиция. Главными приемами обучения были показ и тренировка. Целью обучения рыцарей было овладение семью рыцарскими добродетелями. Некоторые из них требовали подготовки с раннего детства.
Одной из важнейших «добродетелей» считалось фехтование. Обучение фехтованию начиналось в четырехлетнем возрасте и пер-ионачально проходило с помощью деревянных и притуплённых мечей и копий.
• •
i
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Следующий элемент подготовки — верховая езда. Обучение ей начиналось в пятилетнем возрасте. Дети, достигшие пажеского возраста (10 лет), уже с легкостью ездили верхом по двору сеньора.
Не входила в семь рыцарских добродетелей, но весьма распространенной была борьба, обучение которой начиналось с 6 лет под руководством специально приглашенных мастеров.
Физическая культура детей в эпоху Возрождения. В эпоху Возрождения все недостатки воспитания приобрели общественное звучание. Под влиянием великих географических открытий, возникновения новых идей на историческую сцену вышел идеал формирования всесторонне развитой личности. Принципы и идеи новых веяний в вопросах воспитания можно определить следующим:
• отвергалось отношение к телу как к тюрьме души;
• в физическом воспитании наряду с бегом, фехтованием, верхо
вой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими по
ходами появились различные игры (английский «суль» — про
образ футбола, «же де пом» — прообраз тенниса, гольф, лапта,
кегли и т.д.);
• был воскрешен и распространен опыт методики физического
воспитания древности, направленной на развитие гармоничной
личности, параллельного физического и умственного образова
ния, культ красоты тела атлета;
• стала признаваться взаимосвязь между физическим и духовным
развитием;
• детским играм по примеру древних времен отводилась воспита
тельная роль;
• было обращено внимание на особенности различных возрастов
в жизни человека.
Один из виднейших представителей эпохи Возрождения — чешский мыслитель-туманист Ян Амос Коменский (1592—1670). В его работе «Великая дидактика», где рассматриваются вопросы воспитания детей дошкольного возраста, содержится ясное признание того, что правильно выбранные и дозированные движения не только сохраняют здоровье, но и помогают переносить усталость.
Я. А. Коменский обращал большое внимание на формирование системы физических упражнений. Среди подвижных детских игр он ныдслял те, которые считал полезными, дополняя их в соответствии i грсСюнаниями физической подготовки того времени бегом, прыж-i 'т. Гюрьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На осно-п ниш ирииглспных в учебнике Я. А. Коменского рисунков дидакти-
Глава 1. История физической культуры дошкольников
ческого характера, образных описаний, педагогических советов можно сделать вывод о том, что он последовательно применял принцип наглядности в области физического воспитания. Я. А. Коменский предписывал «сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнять без всякой опасности для жизни».
Особенно следует отметить, что в педагогике Я. А. Коменского роль различных физических упражнений не ограничивалась физической подготовкой, они выполняли важную функцию и с точки зрения духовного и эстетического воспитания.
Физическая культура детей в эпоху Нового времени. Следующий период развития истории был благоприятен для развития физической культуры, хотя и был отмечен тем, что спортивные залы превращались в помещения для театральных представлений и в залы для проведения балов. Нормы этикета, введенные в эпоху барокко и рококо, стесняли естественные движения людей. В то же время в физической культуре в этот период прослеживается определенный прогресс.
Во многом идеи относительно физического воспитания первого периода нового времени отразились в деятельности Жан-Жака Руссо (1712—1778). В своей работе «Эмиль, или О воспитании» он резко противопоставлял изнеженной, избалованной и слабохарактерной аристократической молодежи диких, не затронутых цивилизацией, грубых и здоровых, связанных с природой выходцев из простого народа. Ж.-Ж. Руссо считал, что чем больше ребенка приучать бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастает. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировать органы чувств. В своих предложениях он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий, в частности таких ее видов, как карабканье по деревьям, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, поднятие и перенос различных тяжестей, плавание.
Идеи французского Просвещения, связанные с физическим воспитанием, впервые пытался осуществить на практике Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1825). Он ступил на стезю педагогики под влиянием Ж.-Ж. Руссо. И. Г. Песталоцци непоколебимо верил, что исправить изъяны общественной системы, помочь бедноте можно средствами воспитания, путем введения всеобщего обучения. Его подход к вопросам физического воспитания заключался в проведении совместных занятий с многочисленными по количеству учащихся классами народных школ. Он первым в Европе ввел в практику
I
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 1. История физической культуры дошкольников
состоящие из стилизованных элементов движений вольные упражнения, которые выполнялись по команде.
В своей работе, изданной в 1807 г. под названием «Элементарная гимнастика», он сгруппировал составленные им вольные упражнения аналитическим способом, в зависимости от форм подвижности суставов. Он высказывал мнение, что естественные движения детей и подвижные игры представляют собой лишь упражнения суставов (упражнения для головы, ног, рук, туловища и комплексные упражнения). Исходя из этого, считал И. Г. Пестолоцци, следует шаг за шагом добиваться того, что необходимо детям для их физического развития. Однако он не считал систему вольных упражнений замкнутой и единственно благотворной, полагая лишь средством, при помощи которого можно улучшить работу внутренних органов, способствовать приобретению правильной осанки.
1.4. Физическая культура детей в России
(от Древней Руси до начала XX в.)
Физическая культура детей в России базировалась прежде всего на народном семейном воспитании, имеющем трудовую и военную направленность.
Физическая культура детей древних славян и Киевской Руси. Как
установлено исследователями, еще в период первобытнообщинного строя (VI—VIII вв.) у древних славян существовала целая система средств физического воспитания и военного искусства, в которую входили народные физические упражнения и разнообразные игры. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов, славяне отличались высоким ростом и силой. Издревле в народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имевшиеся в каждом дворе парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время — с купанием в проруби. Причем подобные .процедуры начинались с грудного возраста и ожидали каждого новорожденного.
Игровые средства воспитания были одним из первых педагогических изобретений человечества. Не исключением были и славян-■ кие племена и население Киевской Руси. О высоком уровне разит нч русских игр еще 1000 лет назад говорят, например, данные И|| i и кипи Только на территории древнего Новгорода (X—XIII вв.)
обнаружены при раскопках многие десятки кубарей и шаров для игры в котел, остатки разных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, луков и стрел, шахматных фигур. Такое развитие игр могло быть достигнуто лишь за многие века при условии большого внимания общества к игровой культуре.
В Древней Руси дети имели четкую градацию по возрастному принципу. Дети до трехлетнего возраста назывались «дитя»; с 3-х до 7 лет — «молод» или мальчик, молодой; с 6 до 12 лет — «чадо»; с 12 до 15 лет — «отрок».
1 Уже в три года проводился первый серьезный ритуал — «постриг». Мальчика постригали и впервые сажали на коня. С 6—7 лет мальчики переходили от женских рук в мужские. Как правило, чадо отдавали старику-колдуну, у которого на воспитании было от 12 до 30 отроков. Они составляли «дома молодежи» — прототип первых воспитательных учреждений на Руси. В «домах молодежи» мальчики находились 3—4 года, основой физической подготовки здесь являлись всевозможные испытания: голодом,'жарой, бессонницей. Велось обучение приемам охоты и борьбы, а итоговым методом проверки полученных навыков был поединок с учителем.
Складывались свои традиции и в воспитании детей княжеской дружины. Если в воспитании простого народа приоритет отдавался трудовой направленности, то будущих дружинников Киевской Руси с ранних лет готовили к профессиональной военной карьере. Восточные авторы оставили свидетельства, относящиеся к IX в., о семейном обряде освящения новорожденного мальчика воинским оружием. На ребенка клали меч и произносили следующие слова: «Нет у тебя ничего другого, кроме того, что ты приобретешь своим мечом». Обряд пострига тоже проводился с воинским акцентом. Отец сажал трехлетнего малыша на коня, и этот этап означал уже переход от материнских рук к отцовскому воспитанию. Важное место в подготовке воинов отводилось овладению прикладными на-иыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия. И качестве средств физической подготовки детей младшего возраста использовались бег, упражнения в лазании, элементы борьбы. I' зимнее время среди детских забав наиболее распространены были катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, «взятие снежных крепостей».
Огромное значение в укреплении древнерусского государства и развитии образования имела деятельность Владимира Мономаха.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
В «Поучениях детям своим» В. Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту, верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость.
Дальнейшее развитие древнерусского государства предопределило и характер физического воспитания. Время феодальной раздробленности на Руси — это время решения первостепенных политических и экономических задач, а отнюдь не вопросов образования и воспитания. Однако для истории Руси феодальная раздробленность имела и положительный результат — это бурное развитие городов, а следовательно, и городской культуры. Физическое воспитание городских жителей значительно отличалась от самобытного народного воспитания. Горожане были преимущественно ремесленники, таким образом, основной целью их деятельности являлось изготовление определенной продукции. Воспитание в связи с этим носило трудовой характер, так как ремесло передавалось из поколения в поколение. С малых лет мальчики приучались к трудовой деятельности, изучали ремесло. В городах в XIII—XIV вв. появились скоморохи, циркачи, акробаты, канатоходцы. В представлениях участвовали дети в возрасте от трех лег, особенно распространены были номера с участием маленьких детей у акробатов и канатоходцев.
О физическом воспитании девочек Киевского государство нет конкретных свидетельств, известно лишь то, что их воспитание имело бытовую направленность. С раннего возраста девочка приучалась к домашней работе, как и мать, хотя она участвовала в детских
играх и забавах.
Физическая культура детей в эпоху царствования Романовых. Среди народа в период образования единого Русского государства присутствовали традиционные формы физического воспитания детей в виде различных игр и забав, но так как многие из них являлись пережитком языческой культуры, то они не приветствовались представителями властей и церковью, а затем были подвержены гонениям. В 1648 г. они были запрещены царем Алексеем Михайловичем под давлением духовенства.
Только в период царствования Петра 1 игры и физические упражнения народа вернулись к жизни.', Иоган Георг Корб, во время своего пребывания в России в 1698—1699 гг., наблюдая, как происходят сельские праздники, особо отметил: «Смешно, что старики вперемежку с мальчиками находят удовольствие в тех же самых играх и забавах и справляют свои праздники тем, что бесцельно
Глава 1. История физической культуры дошкольников
качаются на непрерывно движущемся бревне». Действительно, эта особенность физического воспитания была присуща России.
Из специфических мужских развлечений, имевших, несомненно, широкое распространение, следует отметить кулачные бои. По описаниям иностранцев, самое непонятное в этой забаве было для них то, что «...бойцы, когда бьют разом руками и ногами, готовы, кажется, съесть друг друга, так свирепо выражение их лиц; а все-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено». Бои имели три разновидности: один на один, стенка на стенку и слобода на слободу. Имелись и элементарные правила: лежачего не бить, заначку в рукавицы не класть, со спины не нападать и др. Чаще всего бои проводились на Масленицу, на льду замершего озера или реки, при этом бойцы обязательно раздевались по пояс. К подобным упражнениям мальчиков приучали с малых лет. Проводились отдельные бои между самыми маленькими (5—6 лет), а в возрасте 12—13 лет юноши уже могли участвовать в групповых боях наравне с взрослыми.
Физическая культура детей в России XVIII—XIXвв. Екатерининская эпоха отмечена всплеском народных форм физического воспитания, многие народные традиции перекочевали в городскую культуру, получив тем самым большее распространение.
Народные формы физического воспитания особенно интересны у такого сословия на Руси, как казачество. Его можно считать системой прикладной физической подготовки — в нем имеются главные составляющие системы. В основе идейной направленности было воспитание у казаков преданности своему войску, любви к родному краю. Система имела четко выраженную прикладную цель — подготовку к военной и трудовой деятельности. Система была всеобщей: она охватывала все мужское население, от детского до пожилого возраста. Военно-физические упражнения систематически включались у казаков в игры, смотры, охоту, праздники, военные походы, то есть было представлено разнообразие форм и средств.
Казак рождался воином. С появлением на свет младенца все родные и знакомые отца приносили в дар «на зубок» стрелу, порох, пулю, лук, ружье и т. п. Когда у младенца прорезались зубы, отец и мать, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. Первые слова, произносимые малюткой, были «чу» (ехать верхом) и «ту» (стрелять). Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять
Теоретические основы физической культуры дошкольников
лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских военных играх. В праздничные дни мальчики играли в такую военную игру. Разделившись на две группы, они разбивали себе лагеря из камыша, «воинскими доспехами» служили бумажные шапки, лядунки (сумки для патронов), деревянные сабли и пики, знамена из окрашенной бумаги, трещотки, бубны и тарелки для торжественных военных звуковых сигналов. В каждой группе был свой предводитель. По условному сигналу обе группы снимались со своих лагерей, сходились, сражались. Победители преследовали побежденных, отбивали знамена, брали пленников и торжественно, с трофеями, под звуки бубнов и тарелок входили в городок, чтобы принять от стариков поздравления;
Мальчики постарше заводили скачки на лошадях, стреляли из «пушечек», у кого же их не было, просверливали в пустых костях «затравки» (отверстия) или заряжали камышинки.
Значительно от народного воспитания отличалось дворянское. К дворянским детям применялось «нормативное воспитание», то есть воспитание не на раскрытие индивидуальности, а на шлифование личности соответственно образцу.
Дворянские дети прежде всего приучались к гигиене: необходимость каждый день чистить зубы и мыть уши, содержать is образцовой чистоте руки и ноги, уделять особое внимание состоянию ногтей.
Проявление храбрости, которое требовалось от дворянина, было почти невозможно без выносливости, силы и ловкости. Эти качества высоко ценились и старательно прививались детям. Усиленная физическая подготовка детей отчасти диктовалась условиями жизни: многих мальчиков в будущем ожидала военная служба, любой мужчина рисковал быть вызванным на дуэль. Требовали физической подготовки и такие общепризнанные развлечения, как охота и верховая езда.
С. Н. Глинка, обучавшийся в 80-х гг. XVII! в. в кадетском корпусе, вспоминал: «В малолетнем возрасте нас приучали ко всем воздушным переменам и для укрепления телесных наших сил заставляли перепрыгивать через рвы, лазать и карабкаться на высокие столбы, прыгать через деревянную лошадь, подниматься на высоты». Получив такую закалку, молодые люди ею бравировали.
Серьезная тренировка была необходима и в танцевальном умении. Отказ от участия в танцах имел значение общественного и даже политического поступка, определенного вызова общественному мнению.
Глава 1. История физической культуры дошкольников
Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки,' и потому обучение танцам начиналось рано (с 4—6 лет), а учителя были очень требовательны. Если небольшой бал устраивался в родительском доме, дети 10—12 лет не только присутствовали на нем, но и танцевали вместе со взрослыми. Совсем маленькие дети с нянюшками стояли у дверей и смотрели на танцующих. В богатых домах устраивались танцевальные вечера для детей.
В 60-х гг. XVIII в. в России получили широкое распространение идеи о создании «новой породы» людей, заимствованные из просветительской политики философии и педагогики Англии и Франции. Это также было связано с осуществлением ряда образовательных мероприятий правительства Екатерины II.
Екатерина II сама уделяла огромное внимание вопросам образования и воспитание своих внуков осуществляла лично. В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию для воспитателей и наставников своих внуков. В инструкции главное внимание было обращено на гигиену, физическое воспитание, а также на развитие в детях силы воображения и чувства сострадания. В «Наставлении царским питомцам» Екатерина II предписывала, чтобы их платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая. Императрица желала, чтобы юные князья (Александр и Константин) и летом, и зимой оставались как можно чаще на свежем воздухе, на солнце и на ветру, а зимой по возможности реже возле огня, а температура в их комнатах не должна была превышать 17°С. Зимой и летом князья должны ходить в баню, а летом купаться сколько захотят. Спать рекомендовалось на жестких тюфяках. Воспитателям предписывала не мешать детским играм. Царских детей обязательно обучали фехтованию (с 3—4 лет), плаванию (с 5—6 лет), верховой езде (с 7—8 лет), вольтижировке (с 10—12 лет).
Физическая культура детей в начале XX в. Период 1906—1916 годов отмечен необычайным ростом популярности спорта в России. Появление огромного количества общественных спортивных организаций в Санкт-Петербурге не обошло стороной и физическое воспитание детей. В рамках массовых мероприятий крупных спортивных организаций (Общество любителей спорта, Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи и др.) проводились спортивные состязания для детей, дети с нянями за небольшую плату допускались на спортивные объекты клубов и под руководством их членов занимались подвижными играми и элементами гимнастики. Помимо
6;"f
6]
Теоретические основы физической культуры дошкольников
этого, в дореволюционной спортивной прессе уделялось немалое внимание вопросам детского физического воспитания как со стороны спортивной общественности, так и со стороны врачей.-
Крупнейшим ученым-педагогом, доктором медицины и хирургии П.Ф. Лесгафтом была разработана целостная система физических упражнений для детей. Считая, что организация двигательной деятельности детей требует серьезной профессиональной подготовки, он организовал курсы воспитательниц и руководительниц физического образования детей.
Государственная регламентация дошкольного физического воспитания началась после Октябрьской революции 1917года. Если в 1913 г. в России насчитывалось всего 150 детских садов, охватывающих 4000 детей, то в 1925 г. было уже 1369 детских садов, в которых воспитывалось 72 685 детей. J
Становление и развитие организованных форм физического воспитания в 20—-30-е гг. началось с введения обязательных занятий физическими упражнениями во всех типах образовательных учреждений в соответствии с нормативными документами Министерства образования СССР.
Контрольные вопросы
1.Как возникли физические упражнения?
2. На что была направлена физическая подготовка детей перво
бытного общества?
3. Какие идеи были заложены в систему физического воспита
ния детей в Спарте и Афинах?
4. В чем проявлялась особенность физического воспитания
мальчиков в Средние века?
5. В чем в Киевской Руси было отличие физического воспитания
детей дружинников и детей простого народа?
6. Как Екатерина II осуществляла физическое воспитание своих
внуков?
7. Как осуществлялась подготовка специалистов по физической
культуре дошкольников в начале XX века?
Литература
1. Королева К. М. Семейное воспитание и школа в России в мему
арной и художественной литературе / К. М. Королева.— М., 1994.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта /
Л. Кун.- М., 1992.
Глава 1. История физической культуры дошкольников _____
3. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина /
О.С.Муравьева.— М., 1995.
4. Петров В. М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире
и средневековой России / В.М.Петров.— Орехово-Зуево, 1992.
5. Руа Ж. Ж. История рыцарства / Ж. Ж. Руа. - М., 1996.
6. Спорт: Журнал всех видов спорта.— Санкт-Петербург, 1903—
1908гг.
7. Столбов В. В. История физической культуры: Учебник /
В. В. Столбов.— М., 1989.
ы
ГЛАВА 2
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не только интенсивно увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаст все предпосылки для успешного освоения разнообразных движений.
2.1. Особенности развития организма ребенка
Костнаясистема, связки,суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме тою, защитную функцию.
В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.
У детей суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче, слабее, чем у взрослых.
Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6—7 лет. Структура костной ткани позвонков еще не завершена, позвоночник очень эластичен, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т. д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.
I лава 2 Лиатомо-физиологические особенности двигательной...
На формирование осанки значительное влияние оказывает ста-тико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника.
Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию — защищает от ударов, повреждений, охлаждения костную систему, внутренние органы.
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20—22% массы тела. Они богаче водой, чем у взрослых, и беднее белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно. В дошкольном возрасте необходимо развивать все группы мышц.
В первую очередь у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.
К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.
Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка.
Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
Сердечно-сосудистая системаначинает функционировать раньше других систем. К моменту рождения ребенка сердечно-сосудистая система достигает наибольшей зрелости. Эта система у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений. В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается. В старшем
3-3 709 йс
Теоретические основы физической культуры дошкольников
дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78—99 уд/мин, причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превышает 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст., в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.
Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной стороны, оно обладает способностью быстро приспосабливаться к физической нагрузке и восстанавливать свою работоспособность, с другой — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (как положительных, так и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Все это объясняется несовершенством регуля-торного аппарата, несформированным механизмом условнорефлек-торных влияний на сердечно-сосудистую систему.
Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.
Дыхательная система. Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного возраста 40—35 дыханий в минуту, к 7 годам 24—22).
У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить по-
Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
гребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и увлажняется.
Внутренние органы детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко расстраивается деятельность кишечника.
Кожа охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).
Нервная система. Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг — высший отдел центральной нервной системы — руководит работой всех органов и систем организма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.
Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.
Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка — способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Об этом не следует забывать при формировании у дошкольников новых двигательных навыков.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков — ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания и др.
Важнейшими особенностями психического развития детей дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.
3'
Теоретические основы физической культуры дошкольников
2.2. Формирование движений ребенка от рождения
до семи лет
Своевременное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.
Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепенное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое качество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. | Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства формированием движений.
Формирование движений у ребенка первого года жизни. У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и непроизвольны.
Очень важным в этом раннем периоде жизни является возникновение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяцах появляется особая, очень важная реакция — «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще не организованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков.
К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на жи-
Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
ноте или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений.
Начиная с 3-х и постепенно к 6—7 месяцам оформляются движения рук и формируются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств.
Важным моментом формирования движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета. В этот же период оформляются подготовительные движения к сидению и стоянию.
Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различных мышц, способствует дальнейшему формированию разнообразных движений, ориентировке в окружающей ребенка обстановке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения.
В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого при поддерживании позы ребенка — сначала за подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.
Новый возрастной период, от 6—7 до 10—12 месяцев, характерен переходом сначала к относительной самостоятельности при помощи взрослого, а к концу первого года — к самостоятельным движениям.
Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садиться, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекладины барьера, переступать вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. Постепенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задержку в формировании двигательных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (11-—12 месяцев) ребенок пытается самостоятельно ходить.
Формирование движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц
Теоретические основы физической культуры дошкольников
нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.
Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.
У ребенка этого возрастного периода оформляются вес основные движения, за исключением бега и недоступных ему пока еще прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазании, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.
Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью.
Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования, посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т.п.).
Большую роль играют подражательные действия взрослому. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.
Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.
Формирование движений у ребенка третьего года жизни. В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершенствует ходьбу, лазание, начинает бегать. Однако все эти движения еще малокоординированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха.
Глава 2 Анатомо-физиологические особенности двигательной...
Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.
Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доске, дорожке и т.д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.
Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.
Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка педагога и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач.
Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику — подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предложенной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение.
Формирование движений у детей четвертого года жизни. Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко разрушаться.
Формирование двигательных навыков прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать туловище и голову Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.
Теоретические основы физической культуры дошкольников