Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
Термин «природа» используется в трех значениях:
1) для обозначения всего существующего;
2) для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека;
3) в качестве синонима понятия «сущность».
Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).
На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» – всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.
В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.
Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия. Эта доминанта массового сознания утвердилась в Новое время и просуществовала до середины XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и необходимости бережного отношения к ней.
Издавна, различая живую и неживую природу, люди мало задумывались над проблемой возникновения жизни. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Успехи естествознания позволяют определить специфику систем живой природы:
1) для живого характерна негентропийность, то есть способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью;
2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь;
3) живая система относительно изолирована от внешней среды и сохраняет свою качественную специфику;
4) для живого характерны упреждающие реакции;
5) живые системы преимущественно сохраняют не действие, а свое противодействие, то есть живое стирает след воздействия, преобразуя его в память;
6) живые системы открыты, то есть обмениваются со средой и энергией, и веществом.
Человек всегда зависел от природы, но характер этой зависимости постоянно менялся. Если на заре человеческой истории люди зависели в большей степени от естественных природных богатств: климат, почва, плодоносные растения и т.д., то современное человечество в большой степени зависит от источников энергии и скрытых полезных ископаемых. В природе выделяют несколько взаимосвязанных сфер:
- геосфера – вся поверхность Земли;
- биосфера – совокупность живых организмов на поверхности земли, в воде, почве и атмосфере;
- космосфера – околоземное космическое пространство и та часть космоса, которая может быть освоена в обозримом будущем.
В 1927 г. богослов Т. де Шарден и математик Э. Леруа ввели в научный оборот понятие «ноосфера». В отечественной науке учение о ноосфере развивал В.И. Вернадский. Ноосферой он называл высокую ступень развития биосферы, включая в нее человеческое общество и все созданное человеком.
Таким образом, совокупность природных сфер образует естественную среду обитания, а все, что создано человеком, – искусственную среду (техносферу). Естественная среда не имеет тенденции к какому-либо резкому расширению. Техносфера постоянно расширяется за счет естественной среды. История взаимоотношений человека и природы представляет собой единство двух тенденций:
1) постоянное расширение меры господства человека над природой;
2) неуклонное нарастание дисгармонии между человеком и природой, разрушение естественных основ человеческого существования.
Следствием взаимодействия этих тенденций стало возникновение экологии.