Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
Философия В.Ф. Гегеля (1770-1831 гг.) – вершина немецкой классической философии. По его мнению, развитие мира обусловлено движением Абсолютной идеи, которая стремится к самоутверждению и самопознанию. В своем развитии она проходит несколько фаз. Первая фаза развития Абсолютной идеи представляет собой систему категорий мышления в их движении от простых к сложным. Каждая категория обладает определенным содержанием и предполагает наличие своей собственной противоположности. Это противоречие разрешается путем перехода к новому понятию. Таким образом, процесс развития проходит по схеме: тезис→антитезис→синтез. Вторая фаза развития абсолютной идеи – натурфилософия, которая показывает как Абсолютная идея самопроявляется в оболочке телесного и материального. Третья фаза – философия духа. Это учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Предмет субъективного духа составляют феноменология, антропология и психология человека. Предмет объективного духа – право, мораль, нравственность. Предмет абсолютного духа – философия, искусство, религия.
В тесной связи с системой Гегеля находится его диалектический метод. Гегель рассматривал диалектику как особый метод познания, который требует изучать все явления и процессы в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель проанализировал и систематизировал все важнейшие категории философии и сформулировал три закона диалектики:
1) закон единства и взаимодействия противоположностей;
2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3) закон отрицания отрицания.
Основные положения своей философии Гегель изложил в работах: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.