Зарубежное патентование

Как уже отмечалось, патентное право имеет территориальный харак­тер, т. е. любой патент действует только на территории той страны, где он Выдан. В некоторых случаях территориальность права расширяется на тот ■ли иной регион, например, патенты, выдаваемые Европейским патент-рым ведомством, действуют в странах Европейского союза, а патенты, вы-■аваемые Евразийским патентным ведомством, — в странах — членах Ев­разийской патентной конвенции.

Территориальность патентного права ограничивает экспорт товаров, В которых воплощены изобретения, если патенты получены только в стра­не-производителе. В других странах такие изобретения не имеют охраны и могут быть свободно использованы конкурентами для производства ! конкурентной продукции. В условиях широкой международной торговли производители редко решаются на экспорт товаров в страны, где их изо­бретения не имеют охраны. Вот почему для экспортеров очень важно i иметь патенты в странах, куда экспортируют или предполагается экспор­тировать соответствующие товары. Другими словами, экспорт обычно на­чинается только после получения патентов на изобретения, которые во-\ площены в экспортной продукции.

Экспортная ориентация товаров — это не единственная причина по­лучения зарубежных патентов. Помимо предприятий, в которых изобрете­ния создаются для совершенствования экспортно-ориентированной про­дукции, многие исследовательские, «венчурные» организации и частные лица стремятся получить патенты в странах, где могут заинтересоваться их разработками и приобрести на них лицензии.

Таким образом, зарубежное патентование изобретений весьма акту­ально для многих производителей и разработчиков новых товаров и техно­логий.

Прежде чем патентовать изобретения за рубежом, следует иметь в ви­ду, что национальное законодательство может налагать ограничения на свободу зарубежного патентования. В частности, законодательство боль-


 


186 • Глава 5. Патентное право


§ 5.16. Зарубежное патентование • 187


 


шинства стран требует предварительной подачи заявки в национальное патентное ведомство и испрашивания разрешения на зарубежное патенто вание. Например, ст. 1395 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что заявка на выдачу патента на изобретение, созданное в Российской Федерации, «может быть подана в иностранном государств или в международную организацию по истечении шести месяцев со дн подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительно власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заяви тель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, состав ляющие государственную тайну»1.

Зарубежное патентование основывается на принципе конвенционного приоритета, установленного Парижской конвенцией, в соответствии с ко­торым заявитель может подать заявки в разные страны в течение одного го да. Только в таком случае приоритет будет установлен по дате подачи са­мой ранней заявки. Для подачи заявок в разные страны необходимо подготовить документы на разных языках, оплатить пошлины и услуги па тентных поверенных без гарантий получения патентов. По этой причине традиционное зарубежное патентование представляет собой дорогостоя щую и весьма сложную процедуру, поскольку патентное законодательство большинства стран не является унифицированным и подготовка заявок в национальные патентные ведомства разных стран требует учета соответ­ствующего национального законодательства, правил и процедур.

В основе современной системы международного патентования лежи i Договор о патентной кооперации (см. § 5.2). Данная система позволяет по­лучить патенты в любой из стран-участниц с помощью единственной меж­дународной заявки, подаваемой в одно получающее патентное ведомство на одном из установленных языков. Договор о патентной кооперации по зволил упростить и удешевить зарубежное патентование, хотя оно оста­лось финансово обременительным для заявителей стран с переходной эко­номикой, развивающихся стран и физических лиц этих стран.

Международная заявка. Заявитель может подать в национальное или региональное получающее патентное ведомство, а также в Международное бюро ВОИС международную заявку, в том числе и в электронной форме. После оплаты заявителем патентной пошлины получающее ведомство проводит формальную проверку международной заявки. Форма и содер­жание международных заявок должны соответствовать установленным стандартам2, причем национальное законодательство не может устанавли­вать иных требований.

В случае соответствия международной заявки установленным тре­бованиям один экземпляр заявки направляют в Международное бюро


ОИС, а другой — в Международный поисковый орган по выбору заявителя. Дальнейшая обработка заявки осуществляется в несколько стадий.

Международный поиск. По выбору заявителя международная заявка ■вправляется на проведение международного поиска в один из Междуна­родных поисковых органов, установленных ВОИС. Заявители стран с пе­реходной экономикой обычно обращаются в Российское патентное ведом­ство или Евразийское патентное ведомство.

Цель международного поиска — выявить мировой уровень техники в отношении заявленного изобретения. Международный поиск проводится На основе формулы изобретения с должным учетом описания изобретения ,И изобретательского замысла и охватывает объект изобретения, который содержится в формуле изобретения.

Отчет о международном поиске. По результатам международного по­иска готовится отчет, который направляется заявителю и Международ­ному бюро ВОИС. Срок для подготовки отчета о международном поис­ке установлен в три месяца с даты получения копии Международным поисковым органом или девять месяцев с даты приоритета в зависимо­сти от того, какой срок истекает позднее1. Отчет о международном по­иске может включать список опубликованных документов, которые способны повлиять на патентоспособность заявленного изобретения. По просьбе заявителя международный поисковый орган может выслать ко­пии документов, на которые сделаны ссылки в отчете о международном поиске.

Международная публикация. Международное бюро ВОИС публикует заявку через 18 месяцев с даты приоритета, но за дополнительную плату за­явитель может ходатайствовать о более ранней публикации. Международ­ная публикация осуществляется в виде брошюры на языке, на котором по­дана заявка. Брошюра включает титульный лист с библиографическими данными, индекс Международной патентной классификации, реферат, описание и формулу изобретения, а также отчет о международном поиске. Сведения о публикации каждой брошюры объявляются в газете РСТ (РСТ Gazette). С 2006 г. Международное бюро ВОИС перешло на использование цифровой формы не только газеты РСТ, но и всех международных публи­каций2. Международная публикация предназначена для раскрытия изо­бретения публике и установления возможного объема охраны изобрете­ния.

Международная предварительная экспертиза. Данная стадия не яв­ляется обязательной и проводится по отдельному ходатайству заявителя, которое содержит сведения о международной заявке, выбор стран, в кото-ых предполагается получить патенты, и предназначено для того, чтобы по


 


' Парламентская газета. 2006 г. 21 дек. № 214—215. С. 19-2.

2 См.: Инструкция к Договору о патентной кооперации. Женева: ВОИС, № 274(R).

1996. С. 103-107.


См.: Инструкция к Договору о патентной кооперации. С. 146. 2 См.: РСТ Newsletter. No 3. March 2006. P. 3-4.


§ 5.16. Зарубежное патентование • 189


188 • Глава 5. Патентное право

«международной заявке была проведена международная предварительная

экспертиза»1.

Целью международной предварительной экспертизы является состав­ление заключения о патентоспособности заявленного изобретения, как это установлено в ст. 33 Договора о патентной кооперации.

Функции органов предварительной патентной экспертизы выполняют Международные поисковые органы. Международная предварительная экспертиза начинается после получения требования заявителя и отчета о международном поиске. Если предварительная экспертиза проводится в том же поисковом органе, который получил и международную заявку на то же изобретение, международная экспертиза может начаться одновременно с международным поиском.

Результаты международной предварительной экспертизы приводятся в заключении, срок подготовки которого составляет:

• 28 месяцев с даты приоритета, если требование было подано до исте­чения 19 месяцев с даты приоритета;

• 9 месяцев с начала международной предварительной экспертизы, ес­ли требование было подано после истечения 19 месяцев с даты приори­тета2.

Если предварительная патентная экспертиза устанавливает патенто­способность заявленного изобретения, заявитель может рассчитывать на получение патента по крайней мере в стране, где проводилась такая экс­пертиза. Принятие решений о выдаче патентов в других странах зависит от положений национального законодательства и иных причин. Страны, в которых используется явочная система выдачи патентов, не могут иметь принципиальных возражений для выдачи патентов. В странах, использую­щих иные системы патентования, все решается на национальной стадии международного патентования.

Процедуру предварительной патентной экспертизы целесообразно проводить в тех странах, патент которых предполагается получить, напри­мер в США или в странах Европейского союза. В таких случаях в качестве органа предварительной экспертизы можно выбрать патентное ведомство США или Европейское патентное ведомство.

Национальная стадия. Следует подчеркнуть, что Международное бюро ВОИС не выдает никаких патентов, оно лишь упрощает международную стадию прохождения заявки на изобретение. Решение о выдаче нацио­нальных патентов принимают патентные ведомства стран, в которых зая­витель намерен получить патент. Выдача патента на заявленное изобрете­ние осуществляется на национальной стадии.

1 Инструкция к Договору о патентной кооперации. Женева: ВОИС, №274(R). 1996
С. 164.

2 См. там же. С. 188.


Следует иметь в виду, что отчет о международном поиске и заключение международной предварительной экспертизы предназначены для облегче­ния принятия решения о выдаче патента. Поэтому национальная стадия международной заявки реализуется в соответствии с национальным зако­нодательством страны и принятых в ней правил и процедур.

Национальная стадия может начаться после истечения 20 месяцев (или 10 месяцев, если заявка направлялась на международную предваритель­ную экспертизу), считая с даты приоритета международной заявки, если только заявитель не потребует начать эту стадию раньше.

Для перехода на национальную стадию заявитель должен оплатить установленные национальные пошлины патентным ведомствам стран, в ко­торых предполагается получить патент. Оплата пошлин должна быть произ­ведена ранее вышеуказанных сроков.

После этого начинается работа национальных ведомств с применени­ем национальных процедур с учетом требований Договора о патентной кооперации. Основные требования к таким процедурам были рассмотре­ны в предыдущих разделах.

В большинстве случаев система международного патентования удоб­нее и экономичнее прямого зарубежного патентования. Следует отметить, что все экспортно-ориентированные компании и страны — экспортеры про­мышленной и иной продукции широко используют эту систему. К настоя­щему времени Международное бюро получило и обработало более 1,3 млн ваявок. В 2006 г. было подано около 145,3 тыс. заявок1. К 2009 г. ВОИС на­мерено получить 193,5 тыс. международных заявок при средней величине [Пошлины за заявку в 1693 швейцарских франка2.

В 2006 г. в числе первых 50 заявителей3 находились все традиционные экспортеры высокотехнологической продукции: Philips (2495 заявок), Matsushita (2344), Siemens (1480), Nokia (1036), Bosch (962), 3M(727), BASF (714), Toyota (704), Intel (690), Motorola (637), Mitsubishi (616). Эти и другие компании патентуют изобретения в тех странах, куда они экспортируют продукцию. Среди стран, которые активно используют систему РСТ для международного патентования, представлены все известные экспортеры высокотехнологической продукции — США, Япония, Германия, Южная Корея, Франция, Великобритания, Голландия, Китай, Швейцария, Шве­ция, Италия, Канада, Австралия, Финляндия, Израиль.

Поскольку страны с переходной экономикой экспортируют в основ­ном сырьевые ресурсы, их нет даже в середине списка пользователей Дого­вора о патентной кооперации. Например, в 2006 г. было подано 483 заявки из Российской Федерации, что не подтверждает заявленный курс об инно-

' Cm.:W1PO/PR/2007/476.

1 См.: Комитет по финансам и бюджету. Финансовые показатели на 2000—2009 гг.

Женева: ВОИС. WO/PDC/5/2. 26.07.2002. С. 24.

1 Cm.:W1PO/PR/2007/476.


190 • Глава 5. Патентное право


§ 5.17. Охрана полезных моделей • 191


 


вационном развитии национальной экономики, особенно если учесть, что не на все заявленные изобретения были выданы патенты.

Система РСТ продолжает совершенствоваться. Предпринимаются ме­ры для привлечения новых заявителей. С 2001 г. средний размер пошлины за заявку снижен на 12% (с 2084 до 1831 швейцарского франка), а с 2002 г. -на 8 % (с 1831 до 1693 швейцарских франков) и дохода за счет пошлин в 327,6 млн швейцарских франков1. Самым крупным проектом системы РСТ является IMPACT (Information Management for Patent Cooperation Treaty), предназначенный для:

• улучшения обслуживания заявителей и патентных ведомств;

• снижения операционных расходов и упрощения рабочих процедур;

• совершенствования обмена данными в электронной форме;

• обмена информации между ВОИС, национальными патентными ве­домствами, международными поисковыми органами и международными органами предварительной экспертизы.

Для подачи заявок в электронной форме в ВОИС вместе с Европей ским патентным ведомством разработана компьютерная программ;! РСТ-EASY (Electronic Application System). С января 1999 г. эту программу можно использовать для облегчения подготовки международных заявок В настоящее время лишь половина патентных ведомств позволяют исполь зовать эту компьютерную программу.

С 2004 г. в ВОИС и некоторых патентных ведомствах используется но­вая компьютерная система PCT-SAEE, которая позволяет подготовит], электронную заявку и передать ее в принимающее патентное ведомство В настоящее время лишь небольшая часть патентных ведомств обеспечи вает возможность использования программы PCT-SAFE.

Электронная форма подачи заявок по процедуре РСТ используется прежде всего в патентных ведомствах стран, экономика которых ориенти рована на экспорт товаров и услуг на внешний рынок. Страны, которые экспортируют в основном природные ресурсы, не ориентированы на зару бежное патентование изобретений и не стремятся использовать электрон ные способы патентования.