Секретные изобретения
Секретные изобретения не патентуются в подавляющем большинстве стран. Например, ст. 1(4) Закона СССР «О патентах» устанавливала, что «изобретения, содержащие сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности СССР, должны быть засекречены в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров СССР»'. После развала Советского Союза заинтересованные лица, в том числе с «иностранным элементом», сделали возможным патентование секретных изобретений в ряде стран с переходной экономикой, в том числе и в Российской Федерации.
Патентование секретных изобретений противоречит не только интересам государства, прежде всего в военной сфере, но и принципам патентной охраны изобретений. Общепризнанно, что патент выдается заявителю в обмен за разглашение существа изобретения. Однако сведения о секретных изобретениях официально не разглашаются, поэтому никакого «обмена» нет. Об этом говорят многие специалисты, приведем мнение И. И. Дахно: «Патент по своей природе не может выдаваться на что-то тайное. Патент — это способ обеспечения гласной монополии на определенный объект в течение оговоренного отрезка времени. Во всех странах были, есть и будут секретные изобретения. Но такие изобретения (полезные модели) не будут охраняться патентом. Права авторов и владельцев секретных объектов промышленной собственности охраняются не с помощью патента, а другим способом»2.
Единственным обоснованием необходимости патентования секретных изобретений могло быть то, что при рассекречивании секретного изобретения выданный ранее патент позволяет патентообладателям использовать свое исключительное право на ранее секретное изобретение.
Порядок патентования секретных изобретений как в раннем патентном законе Российской Федерации (ст. 302—30"), так и в ст. 1401 — 1405 Гражданского кодекса выражает интересы патентного ведомства и иных заинтересованных лиц. Прикрываются эти интересы ложной заботой о защите интеллектуальной собственности при экспорте вооружений. Однако такая правовая защита формально возможна лишь при зарубежном патентовании секретных изобретений, что влекло бы разглашение государственной тайны. С другой стороны, патентование секретных изобретений внутри страны не может защитить экспортируемое вооружение от реинжиниринга, который осуществлялся и продолжает осуществляться.
Патенты на наиболее секретные изобретения, на которые установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», выдаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (уполномоченные органы).
1 Об изобретениях в СССР. С. 5.
2 Дахно И. И. Патентно-лицензионная работа. Киев: Блиц-информ, 1996. С. 7.
Вти же органы рассматривают заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «секретно», относящиеся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности.
Патенты на все иные секретные изобретения выдаются патентным ведомством Российской Федерации, которому предоставлено право устанавливать, что содержащиеся в заявке на получение патента на изобретение сведения могут составлять государственную тайну. Другими словами, патентное ведомство оценивает заявку на наличие в ней государственных секретов. Секретность устанавливает не организация, в которой создано изобретение, а патентное ведомство. Кто может гарантировать, что секретные сведения перестанут быть таковыми после попадания в патентное ведомство? Ведь в соответствии со ст. 1401(3) заявка на секретное изобретение шсекречивается\ Другими словами, до этого момента заявка на секретное изобретение в патентном ведомстве не считалась секретной, т. е. могла и была доступной неопределенному кругу лиц, в том числе и с «иностранным элементом».
Представляется, что ст. 1401(3) способствует хищению секретных изобретений. В Гражданском кодексе Российской Федерации не установлено, кто имеет право подавать заявки на секретные изобретения. В таких условиях любые физические и юридические лица могут патентовать секретные изобретения без чьего-либо разрешения, т. е. законодательство молчаливо допускает, что сотрудник режимной организации может выносить секретные сведения и подавать их в патентное ведомство (не обязательно национальное!). Случаи зарубежного патентования секретных изобретений Российской Федерации не являются виртуальными.
В ст. 1405(5) Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право преждепользования в отношении рассекреченного изобретения. Законодательство допускает, что в стране возможно производство продукции с воплощенными изобретениями, аналогичными секретным! Однако это возможно только в том случае, если секретное изобретение было тривиальным либо было похищено и внедрено в производство иными лицами.
Для того чтобы исключить разглашение секретных научно-технических достижений, следовало бы заявки на все секретные изобретения рассматривать только уполномоченными органами, в которых они созданы и которые не должны быть заинтересованы в разглашении государственной тайны. Поскольку многие уполномоченные органы не имеют возможности оценить патентоспособность секретных изобретений, патенты могли бы выдаваться по явочной системе с возможностью их опротестования после рассекречивания секретных изобретений. При таком подходе патентование секретных изобретений не могло бы нанести ущерба государству либо он был бы меньше.
178 • Глава 5. Патентное право
§ 5.14. Срок действия патента на изобретения • 179